г. Хабаровск |
|
24 декабря 2018 г. |
А37-235/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи И.А. Тарасова
Судей: А.Н. Барбатова, Н.Ю. Мельниковой
при участии:
от Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области: Данько Е.С. по доверенности от 01.11.2018
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 13.06.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018
по делу N А37-235/2018 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Марчевская А.М.; в апелляционной инстанции судьи Тихоненко А.А., Дроздова В.Г., Иноземцев И.В.
по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН 1024900958708, ИНН 4909062523, адрес (место нахождения): 685000, Магаданская область, г. Магадан, наб. реки Магаданки, 15)
к обществу с ограниченной ответственностью "Магаданстальизделия" (ОГРН 1074910002386, ИНН 4909095374, адрес (место нахождения): 685007, Магаданская область, г. Магадан, ш. Колымское, 15А)
о взыскании 3 606 194,63 руб.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области к обществу с ограниченной ответственностью "Магаданстальизделия" (далее - общество, ООО "Магаданстальизделия") с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании 3 606 194,63 руб., из которых 3 541 716 руб. - неосновательное обогащение; 64 478,63 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.12.2017 по 22.03.2018.
Решением суда от 13.06.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой (с учетом дополнений к ней), в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что фактически застройщик не устанавливал временные здания и сооружения, а значит, обязанность по оплате работ, которые фактически не выполнялись, у Министерства отсутствует.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней, дав соответствующие пояснения.
ООО "Магаданстальизделия" доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в отзыве; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, 11.06.2016 на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 31.05.2016 N 2-02К-16 между Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области (государственный заказчик) и ООО "Магаданстальизделия" (застройщик) заключен государственный контракт N 10/1-2016 (в редакции дополнительных соглашений NN 1-8), согласно пунктам 1.1, 1.2 которого застройщик принял на себя обязательство выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами строительно-монтажные работы по объекту: "Магаданский областной онкологический диспансер с радиологическим корпусом на 20 коек. Радиологический корпус на 20 коек" на основании переданной государственным заказчиком проектно-сметной документации по объекту, технического задания (приложение N 1 к контракту).
Заказчик, согласно пунктам 4.2, 4.8 контракта, принял на себя обязательства произвести приемку работ, выполненных застройщиком и принять от застройщика законченный строительством объект, а также произвести оплату выполненных работ по объекту в порядке, установленном разделом 2 контракта.
Календарные сроки выполнения работ установлены в пункте 3.1 контракта: срок начала выполнения работ установлен с момента заключения настоящего контракта, конечный срок выполнения работ - 31.12.2017.
Согласно пункту 2.2 контракта (в редакции дополнительного соглашения к нему от 08.09.2017 N 6) цена контракта составляет 825 396 247 руб., в том числе НДС - 125 907 902,08 руб.
Финансирование производится за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с приложением N 2 к государственному контракту N 10/1-2016 (пункт 1.3 контракта в редакции дополнительного соглашения к нему от 02.12.2016 N 2).
Согласно пунктам 2.11, 2.12 контракта оплата выполненных работ государственным заказчиком производится в течение 90 календарных дней с момента предоставления застройщиком справки о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) за отчетный период в пределах лимита финансирования на соответствующий год.
Справка о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) составляется на основании актов выполненных работ (форма N КС-2), подписанных обеими сторонами. Окончательный расчет производится в течение 60 календарных дней с момента подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-3) (пункт 2.13 контракта).
Исходя из положений пункта 2.4 контракта, в цену контракта включена стоимость всех затрат застройщика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость выполнения всех работ на объекте; затраты, связанные с обеспечением строительства рабочими, затраты на временные здания и сооружения.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства в рамках исполнения государственного контракта N 10/1-2016, с учетом внесенных изменений в сметную документацию, являющемуся частью государственного контракта и приложением N 2 к дополнительному соглашению от 09.06.2017 N 5 к контракту, стороны предусмотрели затраты на временные здания и сооружения в процентах от сметной стоимости предусмотренных контрактом работ по итогам глав 1-7 - 1,8%.
Цена контракта является твердой на весь период строительства объекта и может быть изменена исключительно в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, что оформляется сторонами дополнительным соглашением к контракту (пункт 2.5 контракта).
Порядок сдачи и приемки работ установлен в разделе 6 контракта.
Выполнение ответчиком в период действия контракта строительно-монтажных работ на объекте подтверждается подписанными сторонами без возражений актами выполненных работ унифицированной формы N КС-2, на основании которых были составлены и подписаны справки о стоимости выполненных работ унифицированной формы N КС-3.
На основании документов, подтверждающих факт выполнения работ, истцом осуществлялись платежи в счет оплаты цены контракта.
Письмом от 02.11.2017 N 5674/025-21 Министерство направило в адрес ООО "Магаданстальизделия" требование передать государственному заказчику в срок до 17.11.2017 временные здания и сооружения объекта "Магаданский областной онкологический диспансер с радиологическим корпусом на 20 коек. Радиологический корпус на 20 коек" с предоставлением документов согласно текущему законодательству Российской Федерации или вернуть уплаченные денежные средства за временные здания и сооружения.
ООО "Магаданстальизделия" в письме от 07.11.2017 N 299 сообщило государственному заказчику о неправомерности данных требований, сославшись на обязанность заказчика возмещать расходы застройщика на временные здания и сооружения по установленной контрактом процентной норме.
Повторно письмом от 21.11.2017 N 5900/025-21 истец потребовал от ООО "Магаданстальизделия" передать государственному заказчику временные здания и сооружения объекта "Магаданский областной онкологический диспансер с радиологическим корпусом на 20 коек. Радиологический корпус на 20 коек" с предоставлением документов согласно текущему законодательству Российской Федерации или вернуть уплаченные денежные средства за временные здания и сооружения, установив срок до 30.11.2017.
24.11.2017 в письме N 325 застройщик сообщил государственному заказчику о том, что требования о передаче временных зданий и сооружений с предоставлением документов, либо расшифровок сумм затрат, либо о возврате денежных средств, затраченных на временные здания и сооружения, неправомерны и противоречат условиям государственного контракта N 10/1-2016, а также действующим нормативным документам. При этом ООО "Магаданстальизделия" сообщило о готовности к комиссионному осмотру и представлению к освидетельствованию помещений, складов и пр., относящегося к перечню приложений 2 ГСН и 7МДС.
Как указано в представлении Прокуратуры Магаданской области от 12.03.2018 N 7-37-2018 об устранении нарушений градостроительного, бюджетного законодательства при исполнении государственных контрактов и не оспаривается сторонами, акт приемки законченного строительством объекта "Магаданский областной онкологический диспансер с радиологическим корпусом на 20 коек. Радиологический корпус на 20 коек" унифицированной формы N КС-11 подписан Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области и ООО "Магаданстальизделия" 06.12.2017.
По состоянию на 06.12.2017 государственным заказчиком (Министерством) произведена оплата застройщику (ООО "Магаданстальизделия") работ по контракту в общей сумме 789 534 682,45 руб.
Письмом от 18.12.2017 N 6492/025-21 Министерство уведомило ответчика о том, что комиссионный осмотр, на который ответчик был приглашен (письмо от 27.11.2017 N 6098/025-21), состоялся 28.11.2017 в 14:45. Были осмотрены временные сооружения и обустроенные существующие помещения для обслуживания работников строительства, которые относятся к реконструкции онкологического диспансера по государственному контракту от 25.07.2017 N 10/2017. Временные здания и сооружения радиологического корпуса по государственному контракту от 11.06.2016 N 10/1-2016 представлены не были и осмотру не подвергались.
22.12.2017 Министерство по акту приема-передачи передало государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Магаданский областной онкологический диспансер" исполнительную документацию, полученную от ООО "Магаданстальизделия".
25.12.2017 ответчику вручена претензия Министерства от 22.12.2017 N 6590/025-6 с требованием в срок, не превышающий 15 календарных дней с момента получения указанной претензии, выплатить государственному заказчику излишне полученные в рамках контракта денежные средства в сумме 3 337 037 руб. при отсутствии документального подтверждения несения застройщиком затрат на возведение временных зданий и сооружений. В указанной претензии содержалось также предупреждение о том, что в случае ее неудовлетворения, государственный заказчик будет вынужден обратиться в арбитражный суд, в том числе с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку указанная претензия оставлена обществом без ответа и без удовлетворения, Министерство обратилось с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
Разрешая спор, суды обеих инстанций исходи из следующего.
Правоотношения сторон подлежат регулированию положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о подряде, а также общими положениями об обязательствах, Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), условиями контракта.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статьей 768 ГК РФ установлено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
Исходя из положений статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (статья 746 ГК РФ).
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
По правилам статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из буквального толкования данной нормы следует, что содержанием обязательства из неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
Следовательно, основанием для возникновения обязательства из неосновательного обогащения является сам факт обогащения лица за счет иного лица без легитимирующего это юридического факта.
В соответствии с действующим гражданским законодательством, под обогащением понимается увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей (приобретение имущества) или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества (сбережение имущества).
Исходя из положений статьи 1102 ГК РФ и основываясь на общем принципе доказывания в арбитражном процессе, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, истец, предъявивший требование о взыскании неосновательного обогащения, должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за его счет в отсутствие к тому правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Из представленных в материалы документов, в том числе представления Прокуратуры Магаданской области от 12.03.2018 N 7-37-2018, следует, что общая итоговая сметная стоимость строительства объекта по контракту составила 825 396 247 руб., государственным заказчиком произведена оплата застройщику (ООО "Магаданстальизделия") в сумме 789 534 682,45 руб. (с учетом НДС), из которых затраты застройщика на временные здания и сооружения составили 3 541 716 руб., которые, по мнению истца, являются неосновательным обогащением ответчика.
При определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Согласно пункту 4.71 МДС 81-35.2004 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.
Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
В силу пункта 4.73 МДС 81-35.2004 в сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по перечисленным 12-ти главам.
В Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, введенном в действие с 15.05.2001 (ГСН 81-05-01-2001), указано, что к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные.
Согласно пункту 4.83 МДС 81-35.2004 в главе 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике.
Согласно пункту 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70 (СНиП 12-01-2004), состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
Частью проектной документации объекта является "Раздел 6. Проект организации строительства" (шифр 11/06), (ПОС) на странице 20 которого в разделе 10 закреплена потребность во временных зданиях, а именно: КПП, прорабская, гардеробная, душевые, помещение для сушки спецодежды и обуви, помещение для обогрева рабочих, помещение для приема пищи, медпункт, туалет.
Этот же перечень временных зданий и сооружений отражен на стройгенплане, на котором в том числе, отображено их расположение на площадке строительства, а также содержатся указания по устройству временных зданий бытового и производственного назначения в подготовительный период строительства.
В соответствии с пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться: по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений; по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.
При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.
Порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства установлен ГСН 81-05-01-2001.
Согласно пункту 1.2 ГСН 81-05-01-2001 сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной 13 стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства.
При этом, согласно пункту 3.1 рассматриваемых ГСН 81-05-01-2001 размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться по нормам рассматриваемого Сборника либо по расчету, основанному на данных ПОС.
В силу пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
При этом из пункта 3.3 ГСН следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства.
Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСН).
В приложении N 1 ГСН 81-05-01-2001 сметная норма затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений при строительстве учебных и лечебных зданий и сооружений, научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтов установлена в размере 1,8% от стоимости СМР по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета.
Из положений главы 8 Сводного сметного расчета стоимости строительства (приложение N 2 к дополнительному соглашению от 09.06.2017 N 5 к контракту) следует, что общая сметная стоимость временных зданий и сооружений по контракту составляет 3 283,20 руб., то есть 1,8% от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (154 587,54 руб. + 27 812,58 руб.).
Согласно Приложению N 2 к ГСН 81-05-01-2001 в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм, включены в том числе:
- аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств (пункт 2);
-перемещение конструкций производственных, складских, вспомогательных контейнерных зданий и сооружений на строительную площадку (пункт 4);
- временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо-разгрузочных работ (пункт 7);
- специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах (пункт 23);
- устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, проходящих по стройплощадке (пункт 26).
Условиями контракта установлена фиксированная, твердая договорная цена, в составе которой предусмотрены вышеперечисленные лимитированные затраты.
Пунктом 2.4 заключенного между сторонами контракта в цену контракта включена стоимость всех перечисленных затрат застройщика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе затраты на временные здания и сооружения.
Судом установлено, что в связи с отсутствием в контракте состава временных зданий и сооружений, необходимых для строительства объекта, проектно-сметной документации на временные здания и сооружения, разработанной проектной организацией, на основании сводного сметного расчета стоимости строительства, МДС 81-35.2004 оплата затрат на временные сооружения должна быть произведена ответчиком из расчета в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ.
На выполненные работы и понесенные затраты при возведении временных зданий и сооружений отдельные акты унифицированной формы N КС-2, справки унифицированной формы N КС-3 не составляются, а учитываются отдельной строкой в актах о приемке выполненных работ, являющихся предметом контракта, и расчеты за них должны были производиться в соответствии с условиями контракта (по сметной норме).
Судом также выяснено, что акты приемки выполненных работ подписаны со стороны истца без возражений.
То обстоятельство, что при составлении актов приемки выполненных работ к сметной стоимости работ применялся коэффициент 1,8% за титульные здания и сооружения, затраты с учетом указанного коэффициента учитывались отдельной строкой в актах о приемке выполненных работ, являющихся предметом контракта в суде не оспорено.
По оценке суда, материалами дела подтверждается наличие на строительной площадке временных объектов (сооружений, в том числе контейнерного типа) (фотоматериалы).
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив фактические обстоятельства дела, с учетом вышеуказанных норм права, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.05.2008 N 11402-СК/08, от 23.06.2009 N 19269-ИП/08 и от 20.10.2009 N 34541-ИП/08, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, применение коэффициента 1,8% на временные здания и сооружения не противоречит ни условиям контракта, ни сводному сметному расчету стоимости строительства, в связи с чем требование Министерства о взыскании с общества суммы неосновательного обогащения в размере 3 541 716 руб. удовлетворению не подлежало.
Истцом также заявлялось требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 64 478,63 руб., начисленных за период с 26.12.2017 по 22.03.2018.
Ввиду отказа судом в удовлетворении основного требования о взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 541 716 руб., в удовлетворении требования о взыскании с ответчика процентов за пользование указанными чужими денежными средствами отказано тоже правомерно.
Заявитель кассационной жалобы, возражая против принятых судебных актов, настаивал на том, что фактически застройщик не устанавливал временные здания и сооружения, следовательно, и обязанность по оплате работ у Министерства отсутствует. Данные доводы были рассмотрены судом и признаны как противоречащие материалам дела.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие таких доказательств безосновательна и фактически направлена на переоценку вывода суда относительно материалов дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Таким образом, обжалуемые решение от 13.06.2018 и постановление апелляционного суда от 01.10.2018 являются законными и обоснованными, поэтому они изменению, а кассационная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.06.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу N А37-235/2018 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
А.Н. Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.