г. Хабаровск |
|
28 января 2019 г. |
А73-2462/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Цирулик О.В.
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от администрации города Хабаровска:
- Миннегалиева А.В., представитель по доверенности N 07-15/13299 от 25.12.2018;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю:
- Кочетова А.Г., представитель по доверенности N 1юр/7/00246.1-08 от 15.01.2019;
от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации:
- Сироткин А.Ф., представитель по доверенности N 62 от 17.05.2018;
от Министерства обороны Российской Федерации:
- Золотухина М.Л., представитель по доверенности N 207/4-18д от 04.12.2018
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 16.08.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018
по делу N А73-2462/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серова Е.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: М.О. Волкова, В.Г. Дроздова, И.В. Иноземцев
по иску администрации города Хабаровска
к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной службы кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании права отсутствующим
Администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19; далее - Минобороны), федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1042700128371; ИНН: 2721110420; г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 65; далее - ФГКУ "ДВТУИО"), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1042700128371, ИНН 2721110420, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - МТУ Росимущества) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, Квартал ДОС Большой Аэродром, 75, с кадастровым номером 27:23:0041210:2324, площадью 14 632 кв.м, разрешенное использование - под административное здание, отсутствующим.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Решением от 16.08.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018, заявленные требования удовлетворены. Право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, Квартал ДОС Большой Аэродром, 75, с кадастровым номером 27:23:0041210:2324, площадью 14 632 кв.м, разрешенное использование - под административное здание, признано отсутствующим, в иске к ФГКУ "ДВТУИО отказано.
В кассационной жалобе Минобороны, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о выборе истцом ненадлежащего способа защиты права. Указывает, что спорный участок находится в границах земельного участка, предоставленного Минобороны на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования от 21.07.1994 N 126, является государственной собственностью, что установлено при рассмотрении дела N А73-17861/2015, и оснований для передачи его в муниципальную собственность не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу МТУ Росимущества поддержало позицию Минобороны, настаивало на отмене обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель Минобороны поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов. Представители ФГКУ "ДВТУИО" и МТУ Росимущества поддержали позицию Минобороны. Представитель администрации привел свои возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации г. Хабаровска от 04.08.1992 N 737 ФГУ "Чернореченская КЭЧ района" Минобороны России в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок общей площадью 7 139 187,37 кв.м, расположенный по адресу: г. Хабаровск, Большой Аэродром, 75, с кадастровым номером 27:23:0041309:0004.
В дальнейшем распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 10.12.2004 N 1000 "О предоставлении Министерству обороны РФ (для Восточной квартирно-эксплуатационной части района) вышеуказанный участок разделен на несколько участков:
- участок N 1 площадью 579,13 га для нужд Минобороны России;
- участок N 2 площадью 8 267 кв.м для нужд Минобороны России;
- участок площадью 8 073,48 кв.м под здание детского сада N 21;
- участок площадью 9 071,95 м2 под здание детского сада N 37;
- участок площадью 5 217,51 кв.м под ДОС N 74.
Пунктом 2 вышеуказанного распоряжения прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Чернореченской КЭЧ на часть земельного участка площадью 582,1229 га из земельного участка общей площадью 713,92 га.
Пунктом 3 распоряжения указанные земельные участки общей площадью 582,1229 га предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование для нужд Минобороны России (для Восточной КЭЧ района).
Земельный участок для нужд Минобороны площадью 5 773 084 кв.м (577,3 га) поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 27:23:0000000:435. На данный земельный участок 03.12.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "ДВТУИО".
Земельный участок для нужд Минобороны России площадью 8 267 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 27:23:0041201:18. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "ДВТУИО".
Земельный участок под детский сад N 21 площадью 8 073,48 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 27:23:0041202:3. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Городского округа "Город Хабаровск".
Земельный участок под детский сад N 37 площадью 9 071,95 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 27:23:0041202:4. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности РФ.
Кроме того, из земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041309:0004 образован земельный участок кадастровый номер 27:23:0041210:2324 площадью 14 632 кв.м, который не вошел в указанный выше перечень земельных участков, переданных для нужд Минобороны России.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2018 N 99/2018/63247043 на земельный участок площадью 14 632 кв.м с кадастровым номером 27:23:0041210:2324 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Указывая на отсутствие правовых оснований для регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок, администрация обратилась с настоящим иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь своей целью их восстановление.
Из смысла положений статей 4 АПК РФ, 11 ГК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 ГК РФ.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица и не выходить за пределы, необходимые для его применения.
В пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и не может заменять собой специальные иски (виндикационный, негаторный, о признании права), поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Таким образом, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена исключительно истцу, в чьем фактическом владении находится зарегистрированное за ним на праве собственности спорное недвижимое имущество, которое одновременно с этим числится в ЕГРП за другим лицом (ответчиком) как собственником этого же имущества. В ином случае такой способ защиты при удовлетворении требований о признании зарегистрированного права отсутствующим не приведет к восстановлению нарушенного права, поскольку не будет являться основанием для принудительного возврата собственнику принадлежащего ему имущества из чужого незаконного владения.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены полномочия органов местного самоуправления, в том числе и по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041210:2324 сформирован из земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041309:0004, право собственности на образованный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041309:0004, из которого образован спорный земельный участок, принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования Чернореченской КЭЧ. В настоящее время спорный участок находится в ведении ФГКУ "ДВТУИО". Права муниципального образования на земельный участок 27:23:0041210:2324 никогда не регистрировались.
Согласно материалам дела и пояснениям представителей сторон, данным в заседании суда кассационной инстанции, на спорном земельном участке не имеется каких-либо строений или сооружений.
Таким образом, доказательств того, что администрация когда-либо являлась владельцем земельного участка 27:23:0041210:2324, в настоящее время фактически владеет спорным участком или обладает зарегистрированным правом на него, равно как и доказательств, подтверждающих факт нахождения на спорном участке имущества, принадлежащего муниципальному образованию, в дело не представлено.
Из изложенного следует, что муниципальное образование как невладеющий несобственник не имеет права на предъявление иска о признании отсутствующим права собственности титульного собственника имущества.
Кроме того, удовлетворение заявленных требований повлекло бы перевод спорного земельного участка в разряд земель, право собственности на которые не разграничено. Таким образом, муниципальное образование не приобрело бы каких-либо вещных прав на спорный земельный участок, что так же является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, как вынесенные с существенным нарушением норм материального права.
Поскольку дополнительного исследования обстоятельств дела и оценки имеющихся в нем доказательств не требуется, суд кассационной инстанции полагает возможным в данном случае отменить принятые судебные акты обеих инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, оставить без удовлетворения заявленное требование администрации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.08.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А73-2462/2018 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
...
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены полномочия органов местного самоуправления, в том числе и по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 января 2019 г. N Ф03-6040/18 по делу N А73-2462/2018