г. Хабаровск |
|
05 февраля 2019 г. |
А24-1801/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Новиковой С.Н., Гребенщиковой В.А.
при участии:
от Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Токарев А.В., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 01-08-02/5/19 (до перерыва)
от иных участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения
на решение от 24.07.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018
по делу N А24-1801/2018 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ищук Ю.В., в апелляционном суде судьи Култышев С.Б., Аппакова Т.А., Глебов Д.А.
По иску Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения
к Министерству финансов Камчатского края
третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю
о взыскании 16 745 руб. 82 коп.
Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ОГРН 1094101003710, ИНН 4101131945, адрес (место нахождения): 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22; далее - Управление), действуя от имени и в интересах Петропавловск-Камчатского городского округа, обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (ОГРН 1074101008376, ИНН 4101121129, адрес (место нахождения): 683040, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пл. им. В.И. Ленина, 1; далее - Минфин края) о взыскании 16 745 руб. 82 коп. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Минимущества края), администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю.
Решением суда от 24.07.2018, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 без изменения, в удовлетворении заявленных Управлением требований отказано.
В кассационной жалобе Управление выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, считает их незаконными, необоснованными и подлежащими отмене. Заявитель жалобы считает, что судами сделан ошибочный вывод о том, что спорная сумма представляет собой 20% дохода в виде арендной платы от использования неразграниченных земель за период 2013 года, право Минфина края на получение которого основано на вступившем в законную силу судебном акте. Настаивает на том, что при распределении указанной суммы, поступившей только в 2017 году, следовало руководствоваться положениями статьи 166.1 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой весь доход от аренды неразграниченных земель должен зачисляться в местный бюджет по нормативу 100 %. При этом заявитель отмечает, что иной способ защиты нарушенного права, позволяющий осуществить возврат необоснованно зачисленного в краевой бюджет платежа, отсутствует.
От Минфина края (ответчика) и Минимущества края (третье лицо) поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых названные лица просят отказать в ее удовлетворении.
Иные привлеченные к участию в деле третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 22.01.2019 объявлялся перерыв до 29.01.2019 (на 17 час. 40 мин.).
Представитель Управления в заседание суда округа поддержал доводы поданной жалобы и дал пояснения по обстоятельствам спора.
Остальные участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в суд округ не направили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статьей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов поданной жалобы и поступивших возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены не имеется.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, между Минимущества края (арендодатель) и Гуранда В.Ф. (арендатор) заключен договор от 02.05.2011 N 139/12 аренды земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:686, который относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Вступившим в законную силу заочным решением от 09.04.2015 Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края удовлетворен иск Минимущества края и в его пользу с арендатора Гуранды В.Ф. взыскан основной долг за период с 01.01.2013 по 26.05.2014 в размере 93 548 руб. 29 коп. и неустойка за период с 01.07.2011 по 26.05.2014 в сумме 8 524 руб. 77 коп.
Во исполнение указанного решение суда должник по платежному поручению от 21.08.2017 N 373579 перечислил на счет Минимущества края, открытый в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, общую сумму 102 073 руб. 06 коп. указав в назначении платежа КБК 82211105012040000120.
Поступившие денежные средства учтены как прочие неналоговые доходы (КБК 10011701010016000180), ввиду того, что с 01.03.2015 Минимущества края не является администратором доходов по КБК 82211105012040000120.
По запросу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю Минимущества края уточнило вид и принадлежность платежа в размере 16 745 руб. 82 коп., указав, что данная сумма представляет собой 20% от арендной платы за 2013 год, в результате чего спорые денежные средства были зачислены в краевой бюджет по КБК 82211705020020000180.
Несмотря на обращение Управления от 08.12.2017, Минимущества края отказалось возвращать поступивший арендный платеж в размере 16 745 руб. 82 коп., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, отказывая в удовлетворении которых судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Так, Управление в своем иске квалифицировало спорную сумму в качестве неосновательного обогащения, подлежащего возврату из краевого в местный бюджет.
При этом статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
При этом правила главы 60 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно Закону Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" (далее - Закон N 506) с 01.12.2010 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, было наделено Минимущества края.
Указанный Закон N 506 признан утратившим силу с 01.03.2015 в связи с внесением Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ соответствующих изменений в Земельный кодекс РФ и пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделены органы местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В результате указанных законодательных изменений произошло функциональное правопреемство и полномочия арендодателя в отношении неразграниченных земель (в том числе и по заключенному с Гурандой В.Ф. договору аренды от 02.05.2011 N 139/12) перешли от Минимущества края к Управлению.
В данном случае судами установлено и сторонами не опровергнуто, что согласно вступившему в законную силу заочному решению от 09.04.2015 суда общей юрисдикции с Гуранды В.Ф. в пользу Минимущества края взыскана задолженность по названному договору от 02.05.2011 N 139/12, образовавшаяся за 2013 год.
При этом судами учтено, что согласно абзацу 11 статьи 57 и абзацу 8 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, применимой к указанному периоду взыскания) неналоговые доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена распределялись следующим образом: 80% - местный бюджет, 20% - бюджет субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что спорный платеж в части суммы 16 745 руб. 82 коп. фактически представляет собой 20% дохода от арендной платы за 2013 год и правомерно зачислен на счет Минимущества края на основании вступившего в законную силу судебного акта, обязательного в силу статьи 13 ГПК РФ к исполнению для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций.
Кроме того, судами отмечено, что в результате перераспределения публичных функций по распоряжению неразграниченными земельными участками не произошла смена взыскателя по судебному акту и дебиторская заложенность по уплате арендных платежей Управлению не передавалась.
В такой ситуации суды не выявили обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 1102 ГК РФ и удовлетворить требования Управления, поскольку спорные денежные средства получены ответчиком на законных основаниях.
Позиция заявителя жалобы о том, что на момент поступления спорного платежа все доходы от аренды неразграниченных земель подлежали зачислению в местный бюджет по нормативу 100%, выводов судов не опровергает и не свидетельствует о том, что в результате исполнения вступившего в законную силу судебного акта Минфин края получил неосновательное обогащение.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на положения статьи 166.1 Бюджетного кодекса РФ, которой определены полномочия Федерального казначейства, судом округа отклоняются как несостоятельные. Указанная заявителем норма права не регулирует правоотношения между истцом и ответчиком. При этом, как верно указано судами, оценка действиям третьего лица - Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю не может быть дана в ходе рассмотрения настоящего гражданского спора.
В целом отказ в удовлетворении иска с учетом предмета заявленных требований соответствует фактическим обстоятельствам спора и подлежащим применению нормам материального права. Процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судами при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.07.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А24-1801/2018 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В результате указанных законодательных изменений произошло функциональное правопреемство и полномочия арендодателя в отношении неразграниченных земель (в том числе и по заключенному с Гурандой В.Ф. договору аренды от 02.05.2011 N 139/12) перешли от Минимущества края к Управлению.
В данном случае судами установлено и сторонами не опровергнуто, что согласно вступившему в законную силу заочному решению от 09.04.2015 суда общей юрисдикции с Гуранды В.Ф. в пользу Минимущества края взыскана задолженность по названному договору от 02.05.2011 N 139/12, образовавшаяся за 2013 год.
При этом судами учтено, что согласно абзацу 11 статьи 57 и абзацу 8 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, применимой к указанному периоду взыскания) неналоговые доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена распределялись следующим образом: 80% - местный бюджет, 20% - бюджет субъекта Российской Федерации.
...
В такой ситуации суды не выявили обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 1102 ГК РФ и удовлетворить требования Управления, поскольку спорные денежные средства получены ответчиком на законных основаниях.
...
Ссылки заявителя кассационной жалобы на положения статьи 166.1 Бюджетного кодекса РФ, которой определены полномочия Федерального казначейства, судом округа отклоняются как несостоятельные. Указанная заявителем норма права не регулирует правоотношения между истцом и ответчиком. При этом, как верно указано судами, оценка действиям третьего лица - Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю не может быть дана в ходе рассмотрения настоящего гражданского спора."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2019 г. N Ф03-5813/18 по делу N А24-1801/2018