г. Хабаровск |
|
12 февраля 2019 г. |
А04-4565/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.А. Басос
Судей: С.Ю. Лесненко, А.И. Михайловой
при участии:
от Администрации города Белогорска: Жуков Е.Н., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 1;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Стрелкова Е.В., представитель по доверенности от 25.01.2019 N 01-264/18;
от Муниципального бюджетного учреждения "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск": представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Белогорска
на решение от 26.07.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018
по делу N А04-4565/2018
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.А. Варламов; в апелляционном суде судьи: Е.И. Сапрыкина, Е.В. Вертопрахова, Е.А. Швец
по заявлению Администрации города Белогорска (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986, место нахождения: 676850, г. Белогорск, ул.Гагарина,2)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325, место нахождения: 675000, г.Благовещенск, ул. Амурская, 150)
третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск" (место нахождения: 676850, г. Белогорск, ул.Набережная, 97)
о признании незаконным предупреждения
Администрация города Белогорска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - антимонопольный орган) от 28.03.2018 N 02-992 о прекращении действий (бездействия), содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск" (далее - учреждение).
Решением суда от 26.07.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018, в удовлетворении требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы администрация приводит доводы о несогласии с выводами судов о наличии в ее действиях признаков нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон защите конкуренции), выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта - учреждения, функциями органа местного самоуправления. Полагает, что действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что формирование архива документов умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя и ведению единого централизованного банка данных по погребению умерших (погибших) и имеющимся захоронениям, находящимся в ведении муниципального образования, относится исключительно к полномочиям органа местного самоуправления. Указывает, что порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления, в связи с чем администрацией правомерно, в пределах своих полномочий утверждено Положение об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Белогорск (приложение N 1 к постановлению администрации города Белогорска от 13.11.2012 N 1874), в соответствии с которым обеспечение вышеуказанных функций производит учреждение, являющееся специализированной службой. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на Рекомендации о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации, утвержденные протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 N 01-НС-22/1.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что 27.02.2018 прокуратура города Белогорска направила в антимонопольный орган обращение физического лица на действия администрации и учреждения, связанные с организацией похоронного дела.
Антимонопольный орган усмотрел в действиях администрации признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта - учреждения, функциями органа местного самоуправления по формированию архива документов умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя и ведению единого централизованного банка данных по погребению умерших (погибших) и имеющимся захоронениям, находящимся в ведении муниципального образования города Белогорск. Постановлением администрации города Белогорска от 13.11.2012 N 1874 утверждено Положение об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Белогорск, в соответствии с пунктом 2.2 которого указанные функции возложены на учреждение как специализированную службу в области похоронного дела.
Антимонопольный орган выдал администрации предупреждение от 28.03.2018 N 02-992 о необходимости прекращения указанных действий путем исключения вышеуказанных полномочий из ведения учреждения.
Несогласие с предупреждением антимонопольного органа послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что деятельность в области архивного дела, а именно формирование архива документов умерших (погибших) и централизованного банка данных по погребению умерших (погибших) и имеющимся захоронениям, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем данные функции не могут быть переданы иному хозяйствующему субъекту.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 3 статьи 15 Закона защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Муниципальное образование город Белогорск является городским поселением в составе Амурской области, наделенным статусом городского округа (пункт 1 статьи 1 Устава муниципального образования город Белогорск).
Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об органах местного самоуправления) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о похоронном деле) закреплено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Статья 9 Закона о похоронном деле содержит исчерпывающий перечень услуг по погребению, которые оказываются на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего. Это оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Определено, что эти услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии со статьей 29 Закона о похоронном деле органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые и возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Постановлением администрации от 01.02.2010 N 108 создано муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск", являющееся специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии с пунктом 2.1 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и настоящим уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере похоронного дела.
Проанализировав Устав учреждения, применив положения пункта 5 статьи 4 Закона защите конкуренции, суды пришли к верному выводу о том, что учреждение является хозяйствующим субъектом по смыслу, придаваемому этому понятию законодательством о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Таким образом, учреждение, являясь муниципальным бюджетным учреждением, созданным для решения вопросов похоронного дела, может осуществлять деятельность по выполнению работ и оказанию услуг по погребению умерших (погибших) в соответствии с перечнем услуг по погребению, предусмотренным Законом о похоронном деле. В то же время учреждение не вправе осуществлять функции органа местного самоуправления в указанной сфере.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле) архивное дело в Российской Федерации представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
Согласно статье 4 Закона об архивном деле органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом об органах местного самоуправления, к которым последний относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Учитывая изложенное, суды правильно заключили, что функции по формированию архива документов умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя и ведению единого централизованного банка данных по погребению умерших (погибших) и имеющимся захоронениям, не могли быть переданы органом местного самоуправления муниципальному бюджетному учреждению.
При выявлении признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о законности выданного антимонопольным органом предупреждения.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе со ссылкой на Рекомендации о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации, утвержденные протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 N 01-НС-22/1, получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены. Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 по делу N А04-4565/2018 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.А. Басос |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
...
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле) архивное дело в Российской Федерации представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
...
При выявлении признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о законности выданного антимонопольным органом предупреждения."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 февраля 2019 г. N Ф03-6097/18 по делу N А04-4565/2018