г. Хабаровск |
|
13 февраля 2019 г. |
А24-7088/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, Л.М. Черняк
при участии:
от Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения: Ковальчук Е.В., представитель по доверенности от 14.01.2019 N 01-07-01/35/19;
от краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал": Супрун А.С., представитель по доверенности от 01.01.2019 N 1;
от Контрольно-счётная палаты Камчатского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018
по делу N А24-7088/2017 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.А. Васильева; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, Т.А. Солохина, Е.Л. Сидорович
по иску Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения (ОГРН 1094101000069, ИНН 4101128100, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 12, 345)
к краевому государственному унитарному предприятию "Камчатский водоканал" (ОГРН 1074101006726, ИНН 4101119472, место нахождения: 683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Циолковского, 3/1)
третье лицо: Контрольно-счётная палата Камчатского края (ОГРН 1084101003095, ИНН 4101124539, место нахождения: 683017, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 2/1)
о взыскании 37 700 000 руб.
Управление городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к краевому государственному унитарному предприятию "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал", предприятие, ответчик) о взыскании 37 700 000 руб., составляющих выплаченную по соглашению от 12.11.2014 N 10 субсидию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Камчатского края (далее - контрольно-счетная палата).
Решением суда от 07.05.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 14.11.2018) в порядке процессуального правопреемства произведена замена Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения на Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение; решение суда первой инстанции отменено, с предприятия в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа взыскано 37 700 000 руб., использованных не по целевому назначению.
КГУП "Камчатский водоканал" в кассационной жалобе и его представитель в судебном заседании просят постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам; приводит доводы о том, что поступившие из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа денежные средства в сумме 37 700 000 руб. в полном соответствии с соглашением от 12.11.2014 N 10, решением Городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 N 176-нд "О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов", муниципальной программой "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территорий и охрана окружающей среды", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183 (далее - муниципальная программа), были направлены на компенсацию расходов, ранее произведенных на закупку запорной арматуры и трубной продукции, а именно на погашение обязательств по кредитному договору от 19.07.2013 N 2013-0097, заключенному с ЗАО "Муниципальный камчатпрофитбанк". Указывает, что истец на момент выделения субсидии располагал сведениями о наличии кредитного договора и понесенных расходах.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель против доводов КГУП "Камчатский водоканал" возражают, просят постановление апелляционного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Контрольно-счетная палата в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы предприятия об отсутствии правовых оснований для возврата субсидии в сумме 37 700 000 руб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в целях реализации основных мероприятий подпрограммы "Чистая вода в Камчатском крае" государственной программы Камчатского края "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий на 2014-2018 годы" (далее - государственная программа) бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа из бюджета Камчатского края уведомлениями Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края об изменениях бюджетных ассигнованиях и об изменениях лимитов бюджетных обязательств от 16.10.2014 N 14717 доведена субсидия в сумме 37 700 000 руб. на реализацию мероприятия "закупка запорной арматуры и трубопроводной продукции".
12.11.2014 между Комитетом городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - комитет, на момент рассмотрения дела - управление) и МУП "Петропавловский водоканал" (на момент рассмотрения дела КГУП "Петропавловский водоканал") заключено соглашение N 10 (далее - соглашение N 10), которым определен порядок взаимодействия по вопросам перечисления средств бюджета Петропавловск-Камчатского округа для реализации отдельного мероприятия подпрограммы "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства" муниципальной программы: компенсация расходов на закупку запорной арматуры и трубной продукции, согласно приложению 1.
Платежным поручением от 04.12.2014 N 25293 денежные средства в размере 37 700 000 руб. перечислены МУП "Петропавловский водоканал" (назначение платежа субсидии на финансирование программ в соответствии с соглашением МУП "ПВК" N 10 от 12.11.2014 согл. с край 206-пк от 12.11.2014 (счет 821 от 12.11.2014) край 0190200010201).
В период с 25.11.2015 по 11.12.2015 контрольно-счетной палатой проведена проверка законности и результативности использования средств краевого бюджета, выделенных в рамках подпрограммы "Чистая вода в Камчатском крае" государственной программы в Петропавловск-Камчатском городском округе.
В результате контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой установлено, что комитетом допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 37 700 000 руб.
При проверке установлено, что денежные средства в размере 37 700 000 руб. направлены на погашение финансовых обязательств МУП "Петропавловский водоканал", возникших в 2012 и 2013 годах при закупке трубопроводной продукции и запорной арматуры, тем самым субсидия, выделенная на реализацию мероприятий государственной программы, использовалась на оплату денежных обязательств, не предусмотренных соответствующей программой и возникших до ее утверждения.
29.11.2017 истец обратился к ответчику с требованием о восстановлении в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа средств в размере 37 700 000 руб., использованных не по целевому назначению.
Неисполнение ответчиком требования управления послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из соблюдения предприятием условий предоставления субсидии, доказанности факта целевого расходования средств краевого бюджета и отсутствия оснований для их возврата.
Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.02.2014 N 353 утвержден Порядок предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий организациям коммунального комплекса Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию отдельных мероприятий муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охраны окружающей среды", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183 (далее - Порядок N 353).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 353 субсидии носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком.
Судом апелляционной инстанции установлено, что соглашением N 10 стороны определили условия, цель и порядок предоставления субсидии.
Согласно приложению N 1 к соглашению N 10 программное мероприятие - компенсация расходов на закупку запорной арматуры и трубной продукции МУП "Петропавловский водоканал" в сумме 37 700 000 руб. финансируется за счет средств краевого бюджета.
Предприятие письмом от 13.11.2014 N 4338/33-02 обратилось с заявлением о перечислении в соответствии с соглашением N 10 средств, выделенных из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию отдельных мероприятий муниципальной программы МУП "Петропавловский водоканал" в 2014 году, в котором просило предоставить бюджетные средства в размере 39 479 387, 76 руб. по объекту "компенсация расходов на закупку запорной арматуры и трубной продукции".
К указанному заявлению предприятием были приложены счет на оплату от 12.11.2014 N 821; договор от 03.07.2012 N 237 на поставку монтажных/демонтажных ставок с приложением спецификации; акт приемки-передачи товара от 29.12.2012; договор от 03.07.2012 N 238 на поставку запорной арматуры; акт приема-передачи товара от 29.12.2012; договор от 03.07.2012 N 239 на поставку сварочного оборудования, прибора по поиску маркеров с приложением спецификации и акта приемки-передачи товара.
Данные обстоятельства послужили основанием для перечисления субсидии ответчику в счет компенсации расходов на закупку и запорной арматуры и трубной продукции.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В рассматриваемом случае, как верно указал апелляционный суд, отсутствует неопределенность в вопросе о том, для какой цели была предоставлена субсидия. Цель выделения субсидии конкретизирована - закупка запорной арматуры и трубной продукции.
Вместе с тем, как установлено судами и подтверждается материалами дела, направленные в 2014 году средства бюджета в размере 37 700 000 руб. на закупку запорной арматуры и трубной продукции (согласно условиям соглашения N 10) фактически использованы на погашение финансовых обязательств предприятия (основного долга и процентов по нему), возникших в 2012-2013 годах при закупке запорной арматуры и трубной продукции, на сумму 237 141 100 руб., что подтверждается представленными в материалы дела кредитным договором от 19.07.2013 N 2013-00997, договором цессии от 24.07.2014 N 5, платежными документами. Согласно акту проверки контрольно-счетной палаты и пояснениям предприятия при подаче документов на предоставление спорной субсидии указанный кредитный договор представлен не был.
При этом погашение кредита в качестве целевого использования предоставленной субсидии Порядком N 353 не предусмотрено.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, с учетом установленных конкретных обстоятельств настоящего дела, положений пунктов 2, 9, 11, 16, 18, 19 Порядка N 353 и соглашения N 10, исходя из доказанности факта нецелевого использования денежных средств в размере 37 700 000 руб., выделенных на реализацию мероприятий программы и направленных на оплату денежных обязательств, не предусмотренных соответствующей программой и возникших до ее утверждения, поскольку наличие нарушений при предоставлении и использовании субсидии является основанием для ее возврата, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные истцом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о компенсационном характере субсидии в связи с уже понесенными расходами на приобретение товара являются несостоятельными. Как верно указано судом апелляционной инстанции, направляя денежные средства на погашение кредитных обязательств, предприятием фактически не соблюдены условия соглашения N 10, что в свою очередь является нецелевым расходованием бюджетных денежных средств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии предприятия с той оценкой, которую суд второй инстанции дал фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в апелляционном суде, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 14.11.2018) по делу N А24-7088/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
...
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2019 г. N Ф03-90/19 по делу N А24-7088/2017