г. Хабаровск |
|
16 мая 2019 г. |
А73-12429/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от истца федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Полякова И.В., представитель по доверенности от 18.01.2019 N 86-2018
от ответчика акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска" - Васина Н.А., представитель по доверенности от 19.12.2018 N 4445/02-02
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска", администрации города Хабаровска
на решение от 28.11.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019
по делу N А73-12429/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья М.Ю. Ульянова, в суде апелляционной инстанции - судьи Е.В. Гричановская, В.Г. Дроздова, И.В. Иноземцев
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
к акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска"
о признании права собственности и права хозяйственного ведения
третье лицо: администрация города Хабаровска
Акционерное общество "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (ОГРН 1042700170061, ИНН 2721121661, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, пер. Топографический, 9; далее - АО "ЦИТ г. Хабаровска", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице УФПС Хабаровского края (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, место нахождения: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37; далее - ФГУП "Почта России", предприятие) об обязании возвратить арендуемое помещение (часть помещения N I (30-35, 41-44), расположенного в г. Хабаровске по ул. Аксенова, 24, в виде комнат N 30-32, N 41-44 площадью 171,5 кв.м). Делу присвоен номер А73-12429/2017.
ФГУП "Почта России" также предъявило иск к АО "ЦИТ г. Хабаровска" о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения на указанные помещения. Делу присвоен номер А73-14190/2017.
Определением суда от 03.10.2017 дела N А73-12429/2017 и N А73-14190/2017 объединены в одно производство с присвоением делу единого номера А73-12429/2017.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: межрегиональное территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО), администрация города Хабаровска (далее - администрация).
Впоследствии по ходатайству МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО в соответствии со статьей 46 АПК РФ процессуальное положение указанного лица изменено с третьего лица на соистца.
Определением суда от 08.11.2018 приняты отказ АО "ЦИТ г. Хабаровска" от иска о возврате спорного имущества, а также отказ ФГУП "Почта России" от иска о признании права федеральной собственности в отношении арендуемых помещений. Производство по делу по этим требованиям прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.11.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019, признано право собственности Российской Федерации, а также право хозяйственного ведения на долю в размере 746/1000 в праве общей долевой собственности за ФГУП "Почта России" на функциональное нежилое помещение I (30-35, 41-44) общей площадью 229,9 кв.м, расположенное на первом этаже здания по ул. Аксенова, 24 в г. Хабаровске, в виде комнат I (30-32, 41-44), составляющих 171,5 кв.м.
В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Дальневосточного округа, администрация и АО "ЦИТ" просят указанные судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам спора, неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Администрация в кассационной жалобе ссылается на то, что право собственности городской округ "Город Хабаровск" на спорное имущество возникло на основании решения Хабаровского краевого Совета народных депутатов VI сессии 21 созыва от 10.10.1991, которое не оспаривалось в установленном законом порядке и не признавалось недействительным. Поскольку имущество было отнесено к муниципальной собственности, то постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) в рассматриваемом случае не применимо. Указывает также на отсутствие доказательств о закреплении спорного объекта недвижимости за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения; а также того, что на момент разграничения государственной собственности оно входило в состав имущества государственного предприятия связи. Обращает внимание на то, что истец никогда не владел спорным помещением на праве хозяйственного ведения, а использовал его по договору аренды.
В свою очередь, АО "ЦИТ" в своей жалобе приводит доводы о том, что у ФГУП "Почта России" не возникло прав на спорное помещение, поскольку предприятие является самостоятельным юридическим лицом, созданным в 2003 году. Никаких прав в отношении спорного имущества от ранее существовавших предприятий почтовой связи истцу не передавалось. Обращает внимание на то, что предприятием не представлено доказательств, подтверждающих закрепление помещения на праве хозяйственного ведения. Полагает, что постановление от 27.12.1991 N 3020-1 регулирует отношения по разграничению государственной собственности, но не является основанием для признания права на объект, являющийся частной собственностью.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, ФГУП "Почта России" в отзывах на кассационные жалобы, возражая относительно приведенных в них доводов, просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании АО "ЦИТ" в лице своего представителя поддержало доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, с которыми не согласился представитель ФГУП "Почта России".
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в их отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб и возражений на них, заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании представителей сторон, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.02.2006 серии 27-АБ N 0119252 на объект недвижимости - функциональное помещение N I (30-35, 41-44) общей площадью 229,9 кв.м, расположенное на первом этаже здания по ул. Аксенова, 24 в г. Хабаровске, зарегистрировано право собственности открытого акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (правопредшественник - АО "ЦИТ г. Хабаровска"). Ранее на спорное помещение было зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Хабаровск" и право хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (далее - МУП "ЦИТ").
Право собственности муниципального образования "Город Хабаровск" на спорное помещение зарегистрировано на основании решения VI сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов "О муниципальной и государственной (краевой) собственности" от 10.10.1991, в силу которого в состав муниципальной собственности подлежит включению жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда и отдельно стоящие здания и сооружения, находящиеся на балансе местных советов, либо предприятий и организаций, подведомственных им.
В свою очередь, АО "ЦИТ г. Хабаровска" стало собственником спорного нежилого помещения в результате приватизации путем преобразования МУП "ЦИТ" в открытое акционерное общество.
Нежилое помещение N I (30-32, 41-44) общей площадью 229,9 кв.м, расположенное на первом этаже здания по ул. Аксенова, 24 в г. Хабаровске, занимает ФГУП "Почта России" для размещения почтового отделения на основании договора аренды объектов нежилого фонда от 28.02.2012 N 79/12, заключенного с АО "ЦИТ г. Хабаровска".
Согласно пункту 8 приложения N 21 к решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов VI сессии 21-го созыва от 10.10.1991 в состав государственной собственности включено государственное предприятие связи и информации Хабаровского края "Россвязьинформ", в состав которого входили и предприятия почтовой связи, в том числе Хабаровский почтамт.
В дальнейшем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390, приказом комитета по управлению имуществом Хабаровского края от 11.05.1993 учреждено Управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края как правопреемник в почтовой отрасли Государственного предприятия связи и информации Хабаровского края "Россвязьинформ", в распоряжение которого на основании приказа от 26.05.1993 N 114 передано имущество этого предприятия, включая Хабаровский почтамт.
Государственное имущество закреплено за управлением Федеральной почтовой связи Хабаровского края на праве оперативного управления в соответствии с разделительным балансом на 01.01.1993.
Приказом от 15.09.1994 N 45 Хабаровский почтамт и управление Федеральной почтовой связи объединены в единую структурную единицу - управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Согласно приказу комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от 22.01.1997 N 21 за управлением Федеральной почтовой связи Российской Федерации на праве оперативного управления закреплено имущество по договору (приложение N 1), в соответствии с пунктом 2 которого имущество учреждения находится в государственной собственности Российской Федерации.
Впоследствии в соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р создано ФГУП "Почта России", имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Функции по оказанию услуг федеральной почтовой связи на территории Хабаровского края в соответствии с уставом предприятия возложены на УФПС Хабаровского края.
Распоряжением от 01.03.2004 N 1006-р/ЛР-П5-1511 Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации утвержден перечень государственных учреждений - управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежало передаче ФГУП "Почта России", в том числе имущество, находившееся в оперативном управлении УФПС Хабаровского края.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и УФПС Хабаровского края; имущество ликвидируемых учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
ФГУП "Почта России", ссылаясь на то, что помещение N I (30-32, 41-44) общей площадью 229,9 кв.м, расположенное на первом этаже здания по ул. Аксенова, 24 в г. Хабаровске, относится исключительно к федеральной собственности в силу закона, не выбывало из фактического его владения с момента ввода здания в эксплуатацию и используется отделением почтовой связи по настоящее время, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании права хозяйственного ведения, что обусловило вступление в дело МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с самостоятельным требованием о признании права федеральной собственности на это же помещение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), иск о признании права собственности может быть удовлетворен только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем. Иск, направленный исключительно на признание права собственности (права хозяйственного ведения), предъявленный лицом, не владеющим имуществом, не может быть удовлетворен, поскольку это не восстановит нарушенное право, а лишь приведет к правовой неопределенности.
В силу пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В пункте 4 этой же статьи указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации N 3020-1, пункту 2.2.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, пункту 1 Постановления Правительства РФ от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи", пункту 2.1.24 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статье 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ) - не подлежат приватизации объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи.
Пунктом 8 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
В пункте 3.2 устава ФГУП "Почта России" закреплено, что право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у последнего с момента передачи имущества.
На основании статей 24, 27 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ финансирование деятельности почтовой связи осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Согласно статье 2 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ к средствам почтовой связи относятся, в частности здания, сооружения, нежилые помещения.
До вступления в силу Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.1995 N 129-ФЗ "О почтовой связи" находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации и финансировались из федерального бюджета.
Таким образом, спорное помещение отнесено к федеральной собственности при разграничении государственной собственности в 1991 году в силу закона, истец как предприятие почтовой связи, созданное до 08.12.1994, является обладателем права хозяйственного ведения на используемое в его деятельности имущество.
При рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций признано, что ФГУП "Почта России" является правопреемником организаций почтовой связи, которому для размещения отделения почтовой связи предоставлено спорное нежилое помещение с целью использования его в уставной деятельности по оказанию услуг почтовой связи. Установлено, что истец занимает спорное помещение заявленной площадью с момента постройки здания (1962 год) и по настоящее время, не утратил владение им.
По результатам исследования и оценки представленных в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ суды обоснованно сочли заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Абсолютно все доводы заявителей кассационных жалоб являлись предметом рассмотрения судов, несогласие с результатом их оценки не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям сторон, нормы процессуального права, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не нарушены, то суд кассационной инстанции правовых оснований для их отмены не усматривает.
При таких обстоятельствах кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А73-12429/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
...
На основании статей 24, 27 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ финансирование деятельности почтовой связи осуществляется за счет средств федерального бюджета.
...
Согласно статье 2 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ к средствам почтовой связи относятся, в частности здания, сооружения, нежилые помещения.
До вступления в силу Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.1995 N 129-ФЗ "О почтовой связи" находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации и финансировались из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2019 г. N Ф03-971/19 по делу N А73-12429/2017