г. Хабаровск |
|
30 мая 2019 г. |
А51-25094/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.
при участии:
от заявителя: ООО "Рим-Автосервис" - представитель не явился;
от ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока - Лободюк Е.И., представитель по доверенности от 14.01.2019 N 10-08/1/00623;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока
на решение от 01.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019
по делу N А51-25094/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Бессчасной Л.А., Пяткова А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рим-Автосервис" (ОГРН 1042503034298, ИНН 2536149278, адрес: ул. Экипажная, д. 1, оф. 101, г. Владивосток, Приморский край, 690001)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ОГРН 1042503042570, ИНН 2536040707, адрес: пр. Океанский д. 40, г. Владивосток, Приморский край, 690091)
о признании недействительным уведомления
Общество с ограниченной ответственностью "Рим-Автосервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточнив требования в порядке статьи 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным уведомления от 03.10.2018 N 04-09/36888.
Решением суда от 01.02.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019, заявленные требования удовлетворены. Апелляционный суд, не отменяя обжалуемый судебный акт, изменил мотивировочную часть решения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции, инспекция, выражает несогласие с судами, указывая, что налоговым органам предоставлено право контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах гражданами и организациями, осуществлять налоговый учет путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Настаивает, что поскольку ранее направленные в адрес общества письма с просьбой уточнить сведения о местонахождении юридического лица, не были исполнены, то оспариваемое уведомление вынесено в рамках осуществления функции налогового органа для уточнения сведений об адресе и о финансово-хозяйственной деятельности, что допустимо и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку инспекция приняла меры, отменив его.
27.05.2019 в суд кассационной инстанции поступило дополнение к кассационной жалобе, в котором инспекция ссылается на нарушение апелляционным судом части 5 статьи 268 АПК РФ.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, с доводами, изложенными в ней не согласилось, считает принятые судебные акты законными и обоснованными; извещенное в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела судами установлено, что ООО "Рим-Автосервис" зарегистрировано путем создания 21.10.2004, по юридическому адресу: г. Владивосток, ул. Экипажная, 1 и состоит на учете инспекции.
Поскольку указанный адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества регистрации иных юридических лиц, инспекцией 26.07.2018 проведен осмотр объекта недвижимости, находящегося по адресу: г. Владивосток, ул. Экипажная, 1, составлен протокол N 752 от 26.07.2018. В результате осмотра установлено, что обществом не внесены достоверные данные в ЕГРЮЛ об адресе места нахождения юридического лица. На территории располагаются различные офисные и производственные здания, складские помещения.
В связи с тем, что адрес общества не конкретизирован (не указан номер помещения, офиса, комнаты и т.д.), во избежание нарушения прав всех лиц, обладающих правами на объект недвижимости, инспекцией в адрес общества, руководителя и учредителя направлено уведомление от 03.08.2018 N 05-15/28874 о необходимости представления в срок до 03.09.2018 достоверных сведений об адресе места нахождения организации по форме Р 14001.
Как следует из данного уведомления отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается юридическое лицо (офис, квартира и т.п.) и номера данного помещения, затрудняет осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.).
Дополнительно в уведомлении от 03.08.2018 указано, что в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации) юридическое лицо в течение тридцати дней с момента направления настоящего уведомления обязано сообщить в установленном названным Федеральным законом порядке достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено настоящее уведомление.
В установленный срок общество не представило в инспекцию уточненные сведения о своем месте нахождения, и инспекция на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ направила в его адрес уведомление от 03.10.2018 N 04-09/36888, из содержания которого следует, что заявитель приглашен для дачи соответствующих пояснений. Также в уведомлении инспекция предлагала в случае невозможности явки представить соответствующие пояснения с приложением копий договора аренды (субаренды) помещения (офиса, рабочего места) с приложением согласия на заключение договора субаренды, акт приема-передачи арендуемого помещения, счета-фактуры, документы, подтверждающие оплату за аренду (субаренду) помещения (офиса, рабочего места), иные документы, подтверждающие пояснения. Кроме того, отразила, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогоплательщик влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Общество, считая, что уведомление налогового органа от 03.10.2018 N 04-09/36888 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, который решением от 16.11.2018 N 13-09/41049@ его жалобу оставил без удовлетворения.
Позже письмом от 23.10.2018 N 04-09/39754 инспекция сообщила обществу, что уведомление от 03.10.2018 следует считать не подлежащим исполнению в связи с тем, что обществом внесены изменения в сведения об изменении адреса местонахождения организации в ЕГРЮЛ.
Настаивая, что уведомление от 03.10.2018 N 04-09/36888 не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции, изменив мотивировочную часть решения, оставил судебный акт первой инстанции без изменения.
Суд округа считает, что суды и, в частности, апелляционный суд, обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 30 НК РФ определено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
огласно пункту 3 данной статьи налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В свою очередь налогоплательщики в соответствии с частью 1 статьи 23 НК РФ обязаны, в том числе: уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Вместе с этим в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон о регистрации, Закон N 129-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", Федеральная налоговая служба и её территориальные органы наделены полномочиями по осуществлению государственной регистрации, в том числе юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, и при внесении изменений в их учредительные документы, а также по ведению государственных реестров, в частности по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
В целях исполнения предоставленных по Закону о регистрации полномочий, инспекция в соответствии с пунктом 4.2. статьи 9 Закона N 129-ФЗ вправе проводить проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 4.3. данной статьи основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятия, порядок использования результатов этих мероприятий, формы заявлений для проверки сведений недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 4 раздела I Приказа ФНС России от 11.02.2016 определено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Таким образом, из содержания вышеприведенных положений законодательства следует, что законодатель наделил инспекцию как полномочиями регистрирующего органа, в установленных Законом N 129-ФЗ случаях, так и полномочиями контролирующего органа, в случаях, определенных НК РФ.
Судами из материалов дела установлено, что оспариваемое уведомление направлено инспекцией в адрес общества со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, то есть как налогоплательщику, с перечнем вопросов, некоторые из которых затрагивали финансово-хозяйственную деятельность заявителя.
При этом в уведомлении обращено внимание на то, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Оценив установленные по делу обстоятельства, связанные с причинами направления спорного уведомления в адрес общества (уточнение адреса места нахождения юридического лица), суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что в рассматриваемом случае в рамках проверки достоверности сведений об адресе, содержащимся в ЕГРЮЛ, инспекция не имела права направлять в адрес общества спорное уведомление, ссылаясь на подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, относящейся к процедуре исполнения инспекцией полномочий налогового, а не регистрирующего органа.
Выводы суда соответствуют материалам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы подателя кассационной жалобы об обратном, правильный вывод суда не опровергают.
Таким образом, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о возможности удовлетворения требований заявителя при установленных обстоятельствах.
Довод кассационной жалобы об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя, в связи с отменой данного уведомления, мотивированно отклонен апелляционным судом.
Позиция налогового органа относительно отсутствия у апелляционного суда оснований для проверки законности, вынесенного арбитражным судом первой инстанции решения в полном объеме противоречит части 5 статьи 268 АПК РФ и пункту 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А51-25094/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив установленные по делу обстоятельства, связанные с причинами направления спорного уведомления в адрес общества (уточнение адреса места нахождения юридического лица), суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что в рассматриваемом случае в рамках проверки достоверности сведений об адресе, содержащимся в ЕГРЮЛ, инспекция не имела права направлять в адрес общества спорное уведомление, ссылаясь на подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, относящейся к процедуре исполнения инспекцией полномочий налогового, а не регистрирующего органа.
...
Позиция налогового органа относительно отсутствия у апелляционного суда оснований для проверки законности, вынесенного арбитражным судом первой инстанции решения в полном объеме противоречит части 5 статьи 268 АПК РФ и пункту 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2019 г. N Ф03-1898/19 по делу N А51-25094/2018