г. Хабаровск |
|
09 июля 2019 г. |
А51-3371/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, М.Ю. Ульяновой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ДКП Логистик":
- Брацлавский В.С., представитель по доверенности от 01.09.2017;
- Щерба Е.С., представитель по доверенности от 10.01.2019.
от общества с ограниченной ответственностью "Асперс":
- Безуглый Д.В., представитель по доверенности от 28.06.2018.
от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края:
- Ветрова Е.Д., представитель по доверенности от 26.12.2018.
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асперс"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 22.04.2019
по делу N А51-3371/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, Г.Н. Палагеша.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДКП Логистик" (ОГРН 1142537002277, ИНН 2537105210, место нахождения: 690012, г. Владивосток, ул. Калинина, д. 243, оф. 10,)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Асперс" (ОГРН 1042504358544, ИНН 2540103861, место нахождения: 690014, г. Владивосток, улица толстого, д. 41, оф. 17), акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" (ОГРН 1057723007407, ИНН 7723356562, место нахождения: 123317, г. Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, эт. 7)
об оспаривании распоряжения
Общество с ограниченной ответственностью "ДКП Логистик" (далее - ООО "ДКП Логистик") обратилось в арбитражный суд Приморского края с требованием об оспаривании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) от 02.02.2018 N 93-вр о предварительном согласовании предоставления ООО "Асперс" земельного участка в районе г. Владивосток, ул. Калинина, 243.
Решением от 27.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда 22.04.2019 решение от 27.12.2018 отменено. Распоряжение департамента от 02.02.2018 N 93-вр о предварительном согласовании предоставления ООО "Асперс" земельного участка в районе г. Владивосток, ул. Калинина, 243 признано незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "Асперс" просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, обществом после заключения дополнительного соглашения от 11.12.2017 в адрес департамента направлены уточнения в отношении испрашиваемого земельного участка. При этом к ранее поданным заявлениям уже прикладывалась схема испрашиваемого земельного участка, поэтому последующее предоставление схемы по существу не влияет на заявленное требование о предоставлении земельного участка. Настаивает, что на момент подачи заявления ООО "ДКП Логистик" уже имелась заявка ООО "Асперс" со схемой предоставления земельного участка площадью 2000 кв.м. Считает, что департамент правомерно приостановил рассмотрение заявления ООО "ДКП Логистик" в силу части 6 статьи 39.15 ЗК РФ. Не согласен с выводами суда: о невозможности размещения объекта строительный исходя из градостроительных документов, действующих на момент рассмотрения спора (необходимость отступов), полагая, что в данном случае следует руководствоваться нормами, действующими на момент издания распоряжения N 93-вр; о том, что распоряжениями нарушены права ООО "ДКП Логистик", как правообладателя объекта - погрузо-разгрузочная рампа в составе причального комплекса, указывая, что наличие такого объекта является спорным. Не согласен с оценкой заключения ООО "Востокгеопроект".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ДКП Логистик" приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с постановлением апелляционной инстанции, просит отменить судебный акт.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, дав суду пояснения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, 02.02.2018 распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 93-вр ООО "Асперс" из земель населенных пунктов в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4) предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 2 000 кв.м, расположенного в районе д. 243 ул. Калинина в г. Владивостоке с видом разрешенного использования - здания с помещениями офисного и служебного назначения, а также утверждена схема указанного земельного участка на кадастровом плане территории. В отношении этого земельного участка установлены ограничения:
- в связи с нахождением в запретном районе в/ч;
- в связи с нахождением в гостевом маршруте Владивостокского городского округа:
- в связи с нахождением в санитарно-защитной зоне предприятий, санитарных разрывах;
- в связи с нахождением в водоохраной зоне;
- в связи с нахождением в прибрежной защитной полосе;
- на части земельного участка площадью 899 кв.м установлены ограничения прав в связи с нахождением земельного участка в береговой полосе.
На ООО "Асперс" возложена обязанность по формированию земельного участка площадью 2 000 кв.м и постановке его на кадастровый учет.
ООО "ДКП Логистик", полагая, что распоряжение N 93-вр не соответствует действующему законодательству, нарушает права общества, как лица, претендующего на этот же земельный участок, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При разрешении спора суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признал, что предварительное согласование предоставления спорного земельного участка ООО "Асперс" не противоречит действующему законодательству (статьи 39.14-39.15 ЗК РФ) и не создает препятствий к осуществлению заявителем прав в отношении своего имущества, следовательно, не затрагивает его прав и законных интересов. Суд отметил, что приведенные в заявлении нарушения фактически исключают предоставление земельного участка и самому заявителю.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и, признавая незаконным распоряжение N 93-вр, исходила из следующего.
Судами установлено, что ООО "ДКП Логистик" зарегистрировано в качестве резидента свободного порта Владивосток.
Частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. В частности, пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
Частью 1 статьи 2 названного закона установлено, что под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края, в том числе Владивостокского городского округа (пункт 1 статьи 4 Закона N 212-ФЗ).
В данном случае спорный земельный участок площадью 2 000 кв.м, подлежащий формированию, расположен в границах Владивостокского городского округа, территория которого относится к свободному порту Владивосток.
На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством РФ предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством РФ (части 1, 4 статьи 6 закона).
Главой 3 Закона N 212-ФЗ определено правовое положение резидентов свободного порта Владивосток.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
При этом уполномоченный федеральный орган вносит в реестр резидентов свободного порта Владивосток запись о регистрации лиц, указанных в части 1 названной статьи закона, в качестве резидентов свободного порта Владивосток в течение 5-ти рабочих дней с момента заключения соглашения об осуществлении деятельности (часть 10).
Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности урегулированы статьей 12 Закона N 212-ФЗ, частью 2, которой предусмотрено, что в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент свободного порта Владивосток обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашение об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.
Таким образом, соглашение порождает для резидента соблюдение обязательств, предусмотренных соглашением. Иное толкование противоречило бы необходимости и обязательности заключения соглашения об осуществления деятельности для получения статуса резидента.
В материалы дела представлено соглашение об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 19.05.2016 N СПВ-27/16, заключенное между АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (управляющая компания) и ООО "ДКП Логистик" (резидент), на предмет реализации резидентом, в том числе инвестиционного проекта "Проектирование и строительство складского комплекса с морозильными камерами общей площадью 6 000 кв.м". При этом резидент осуществляет свою деятельность в границах земельного участка площадью 1 386 кв.м с кадастровым номером 25:28:030003:1963, который принадлежит резиденту на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.05.2016 серии 25 АВ N 623487 (пункт 1.4 соглашения).
Дополнительным соглашением от 11.12.2017 N 1 к соглашению N СПВ-27/16 пункт 1.4 последнего дополнен следующим содержанием: Также резидент осуществляет деятельность на территории земельного участка площадью 12 922 кв.м с кадастровым номером 25:28:030003:1962, который принадлежит резиденту на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.05.2016.
Кроме того, резидент планирует сформировать и оформить право по договору аренды на земельные участки:
- участок ориентировочной площадью 502 кв.м, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030003:1962;
- участок ориентировочной площадью 2 662 кв.м, примыкающий к земельным участкам с кадастровыми номерами 25:28:030003:1962, 25:28:030003:1963;
- участок ориентировочной площадью 233 кв.м, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030003:1962.
Таким образом, на момент подписания соглашения от 19.05.2016 N СПВ-27/16, действующего в редакции дополнительного соглашения от 11.12.2017 N 1, место деятельности резидента определено в границах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030003:1962, 25:28:030003:1963, принадлежащих резиденту на праве собственности, а также 3-х земельных участках, примыкающих к указанным земельным участкам, права на которые резидентом - ООО "ДКП Логистик" не оформлены.
Установлено, что ООО "ДКП Логистик" является собственником земельного участка площадью 12 922 кв.м с кадастровым номером 25:28:030003:1962, местоположение которого определено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - нежилое здание, лит.А. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, 243д (свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2016), а также объекта недвижимости - нежилое здание склада N 2 общей площадью 1859 кв.м, инв. N 05:401:001:015318280:0008, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, 243д (свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2014).
В целях оформления прав на земельный участок площадью 2482, расположенный в районе дома N 243д по ул. Калинина в г. Владивостоке и необходимый для реализации инвестиционного проекта "Проектирование и строительство складского комплекса с морозильными камерами", ООО "ДКП Логистик", как резидент свободного порта Владивосток, обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлениями (вх.N 20-49053 от 18.09.2017, вх.N 20-68121 от 14.12.2017, вх.N 20-3927 от 25.01.2018) о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка площадью 2482 кв.м, для строительства складского комплекса с морозильными камерами (объекты складского назначения), указав о возможной корректировке земельного участка.
Письмом от 09.02.2016 N 20/03/02-06/3803 департамент отказал обществу в предварительном согласовании земельного участка для строительства складского комплекса с морозильными камерами по мотиву того, что местоположение испрашиваемого земельного участка частично совпадает с земельным участком, в отношении которого ранее принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Далее установлено, что 01.06.2017 в качестве юридического лица зарегистрировано ООО "Асперс", которое также зарегистрировано в качестве резидента свободного порта Владивосток на основании соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 31.05.2017 N СПВ-201/17, заключенного между АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (управляющая компания) и ООО "Асперс" (резидент), на предмет реализации резидентом инвестиционного проекта: "Строительство складского холодильного комплекса и организации открытого склада". При этом резидент осуществляет свою деятельность на территории земельного участка площадью 1 100 кв.м с кадастровым номером 25:28:030003:1859, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, д. 243, принадлежащего резиденту на праве аренды (договор от 05.06.2015 N 28-Ю-20333), и планирует оформление земельного участка (кадастровый квартал 25:28:040014), расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Проселочная, 5 (пункт 1.4).
В соглашение N СПВ-201/17 дополнительным соглашением от 11.12.2017 N 1 внесены изменения, в частности пункт 1.4 дополнен условием следующего содержания "Кроме того резидент планирует осуществлять деятельность на территории следующих земельных участков:
- земельный участок (кадастровый квартал 25:28:040014), расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Проселочная, 5;
- земельный участок площадью 1 051 кв.м с кадастровым номером 25:28:030003:1848, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Калинина, д. 243;
- земельный участок ориентировочной площадью 2 000 кв.м (кадастровый квартал 25:28:030003), расположенный примерно в 152 м по направлению на юго-запад от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Калинина, д. 243".
В материалы дела представлены заявления ООО "Асперс", направленные в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (вх.N 20-39266 от 25.07.2017, вх.N 20-45960 от 30.08.2017, вх.N 20-67144 от 11.12.2017), в которых заявитель просит, в том числе рассмотреть вопрос о предоставлении резиденту в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 2 000 кв.м, с видом разрешенного использования - здание с помещениями офисного и служебного назначения, без проведения торгов в порядке пункта 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно схеме расположения спорного земельного участка последний примыкает к земельным участкам с кадастровыми номерами 25:28:030003:1962, 25:28:030003:1963, принадлежащим на праве собственности ООО "ДКП Логистик" и земельному участку с кадастровым номером 25:28:030003:1859, владельцем которого по договору аренды является ООО "Асперс".
Именно в рамках этих заявлений департаментом принято оспариваемое распоряжение от 02.02.2018 N 93-вр "О предварительном согласовании предоставления ООО "Асперс" земельного участка площадью 2 000 кв.м, местоположение которого определено в районе д. 243 по ул. Калинина г. Владивосток.
В силу пункта 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ ООО "Асперс", обладая статусом резидента свободного порта Владивосток, вправе претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резидента.
Порядок предоставления в собственность, аренду земельного участка без проведения торгов урегулирован правилами статей 39.14, 39.15 ЗК РФ, согласно которым, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" предоставление земельного участка осуществляется по процедуре предварительного согласования предоставления земельного участка.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что ООО "Асперс" и ООО "ДКП Логистик", зарегистрированные в качестве резидентов свободного порта Владивосток, претендуют на один и тот же земельный участок площадью 2 000 кв.м в соответствии с правилами пункта 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в целях реализации соглашений об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток. При этом в отношении ООО "Асперс" действует соглашение от 31.05.2017 N СПВ-201/17 в редакции дополнительного соглашения от 11.12.2017 N 1; в отношении ООО "ДКП Логистик" - соглашение от 19.05.2016 N СПВ-27/16, действующего в редакции дополнительного соглашения от 11.12.2017 N 1.
Дополнительные соглашения к соглашениям за N N СПВ-201/17 и СПВ-27/16 датированы одной даты - 11.12.2017 и, по сути, касаются одного и того же земельного участка - спорного.
Суд апелляционной инстанции выяснил, что первоначально поданное заявление ООО "Асперс" основано на соглашении об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, действующего в редакции до 11.12.2017.
При этом ООО "Асперс" 11.12.2017, дополняя свое заявление о предоставлении земельного участка площадью 2 000 кв.м, для строительства 2-х этажного здания административно-бытового корпуса площадью 660 кв.м, не представило схему расположения испрашиваемого земельного участка, приложение которой обязательно в силу части 2 статьи 39.15 ЗК РФ; соответствующая схема земельного участка представлена обществом 29.12.2017. При том, что ООО "ДКП Логистик" к заявлению от 14.12.2017 приложило схему расположения земельного участка, в соответствии с которой подлежало образование земельного участка площадью 2 662 кв.м, который полностью включает спорный земельный участок (2 000 кв.м) и предназначен для строительства складского комплекса с морозильными камерами.
Таким образом, ООО "Асперс" представлено заявление с необходимыми для его рассмотрения документами (схема расположения земельного участка) - 29.12.2017, т.е. после подачи заявления ООО "ДКП Логистик" - 14.12.2017.
При наличии соответствующих заявлений департамент имел возможность выяснить их дату подачи в установленном законом порядке и определить порядок рассмотрения заявлений в соответствии с частью 6 статьи 39.15 ЗК РФ.
Фактически, заявление ООО "Асперс" рассмотрено в нарушение названной нормы права, что непосредственно затрагивает права и обязанности ООО "ДКП Логистик" на приобретение земельного участка в соответствии с соглашением от 19.05.2016 N СПВ-27/16.
Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.08.2017 N 139 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, резидентам свободного порта Владивосток".
Названный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 7 регламента в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Департамент принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ или в соответствующем Законе Приморского края, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как указано выше, спорное распоряжение N 93-вр принято по результатам рассмотрения заявления ООО "Асперс" в отношении земельного участка площадью 2 000 кв.м с видом разрешенного использования - строительство здания с помещениями офисного и служебного назначения. Такое строительство связано с реализацией обществом инвестиционного проекта "Строительство складского холодильного комплекса", бизнес-план которого предусматривает строительство складского холодильного комплекса в составе капитального объекта - 2-х этажного административно-бытового корпуса площадью 660 кв.м.
Согласно данным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа на момент рассмотрения спора спорный земельный участок расположен в зоне объектов водного транспорта (Т-5), к видам разрешенного использования которого отнесено, в том числе размещение объектов капитального строительства с целью управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, действующие в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 N 14).
На дату принятия распоряжения от 02.02.2018 N 93-вр спорный земельный участок располагался в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), что непосредственно указано в распоряжении и в границах которой допускалось возведение объектов административно-бытового назначения.
При этом действующими на момент рассмотрения спора градостроительными правилами для зоны Т-5 установлены отступы (5 метров) от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Апелляционная инстанция, принимая во внимание конфигурацию спорного земельного участка, действующие градостроительные ограничения, установила невозможность размещения в его границах объекта недвижимости площадью 660 кв.м, предусмотренного соглашением, в том числе и в максимально широкой ее части. При этом суд учел, что вне зависимости от установленных ограничений размещение здания площадью 660 кв.м невозможно.
В этой связи суд признал, что утверждение схемы земельного участка площадью 2 000 кв.м, для строительства здания с помещениями офисного и служебного назначения не соответствует вышеприведенным нормам права.
Кроме того суд выяснил, ООО "ДКП Логистик" является собственником объекта - погрузо-разгрузочная рампа в составе причального комплекса, который по своим характеристикам соответствует объекту - железобетонный пандус для погрузки/выгрузки, расположенному в границах спорного земельного участка площадью 2 000 кв.м (площадь наложений объекта составляет 1018 кв.м), что отражено в заключении ООО "Востокгеопроект", основанном на результатах геодезических и землеустроительных работ. Доказательств того, что правообладателем этого объекта является ООО "Асперс" в материалы дела не представлено.
Отклоняя ссылки ООО "Асперс" на экспертное заключение ООО НИЦ "Сеймозащита", в котором указано на отсутствие в границах спорного земельного участка объектов, в том числе временного назначения, суд учел, что выводы в экспертном заключении основаны на результатах визуального осмотра, при том, что заключение ООО "Востокгеопроект" - на результатах геодезических и землеустроительных работ.
Суд апелляционной инстанции, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно сделал вывод о наличии правовых оснований для признания незаконным распоряжения от 02.02.2018 N 93-вр, поэтому удовлетворил заявленные требования ООО "ДКП Логистик".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку, в связи с чем судом округа не принимаются в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Принятое постановление основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменений.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 22.04.2019 по делу N А51-3371/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июля 2019 г. N Ф03-2694/19 по делу N А51-3371/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2694/19
02.07.2019 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-859/19
22.04.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-859/19
27.12.2018 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-3371/18
28.02.2018 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-3371/18