г. Хабаровск |
|
23 июля 2019 г. |
А51-4064/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кондратьевой Я.В.
Судей: Мельниковой Н.Ю., Новиковой С.Н.
при участии:
от КГБУЗ "Михайловская ЦРБ": Агафоновой Е.В., представителя по доверенности от 04.07.2019
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уссурийская центральная городская больница"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019
по делу N А51-4064/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в апелляционном суде судьи Н.А. Скрипка, А.В. Ветошкевич, Л.А.Мокроусова
по иску Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уссурийская центральная городская больница"
к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Михайловская центральная районная больница"
третьи лица: Департамент здравоохранения Приморского края, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи", Департамент финансов Приморского края
о взыскании неосновательного обогащения в размере 30 500 руб.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Уссурийская центральная городская больница" (ОГРН 1112511006376, ИНН 2511076701, место нахождения: 692512, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пролетарская, 50; далее - КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" (ОГРН 1022500861570, ИНН 2520001815, место нахождения: 692651, Приморский край, Михайловский район, с. Михайловка, ул. Красноармейская, 36; далее - КГБУЗ "Михайловская ЦРБ") с иском о взыскании 30 500 руб. неосновательного обогащения за услуги по забору крови, оказанные пациентам ответчика в 2017 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент здравоохранения Приморского края (ОГРН 1072540000103, ИНН 2540018454, место нахождения: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул 1-я Морская, д. 2), государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ОГРН 1022502260648, ИНН 2540013343, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, д. 21; далее - ГУ ТФОМС ПК), государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" (ОГРН 1022501275060, ИНН 2536063006, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Уборевича. д. 30/37; далее - ГАУЗ "ККЦ СВМП"), Департамент финансов Приморского края (ОГРН 1022502269360, ИНН 2540036171, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22).
Решением суда от 14.11.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 решение суда от 14.11.2018 отменено. В удовлетворении исковых требований КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" отказано.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" просит постановление апелляционного суда от 20.03.2019 отменить. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что по общему правилу финансирование всех диагностических и лечебных мероприятий, в том числе и простых медицинских услуг при наблюдении беременной осуществляется за счет средств ОМС, за исключением генетического исследования, которое финансируется за счет средств Приморского края. Указывает на то, что судом не установлено, что услуга - забор крови из вены должна быть включена в стоимость какого либо исследования. Обращает внимание суда кассационной инстанции, что с 01.01.2018 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой выделена простая медицинская услуга "Взятие крови из периферической вены" отдельным пунктом - А11.12.009.
В отзыве на кассационную жалобу КГБУЗ "Михайловская ЦРБ", изложив возражения на доводы, изложенные в ней, просило постановление апелляционного суда от 20.03.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" и КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" изложили свои правовые позиции относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемого постановления апелляционного суда с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не имеется.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н, в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.11 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан"), утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения N 572н беременная женщина направляется в медицинскую организацию осуществляющую экспертный уровень пренатальной диагностики, для проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, включающей УЗИ врачами-специалистами, прошедшими специальную подготовку и имеющими допуск на проведение ультразвукового скринингового обследования в I триместре, и определение материнских сывороточных маркеров (связанного с беременностью плазменного протеина А (РАРР-А) и свободной бета-субъединицы хорионического гонадотропина) с последующим программным комплексным расчетом индивидуального риска рождения ребенка с хромосомной патологией.
Для организации пренатальной дородовой диагностики на территории Приморского края департаментом изданы приказ от 27.03.2013 N 286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики" (далее - Приказ от 27.03.2013 N 286-о) и приказ Департамента здравоохранения Приморского края от 04.10.2016 N 974-о "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае" (далее - Приказ от 04.10.2016 N 974-о).
В Приложении N 2 приказа от 27.03.2013 N 286-о (в редакции приказа от 04.10.2016 N 974-о) утверждена схема маршрутизации беременных женщин на ультразвуковой и биохимический скрининг первого триместра, второго и третьего триместра, в соответствии с которой пациенты Уссурийского городского округа, Михайловского, Октябрьского, Пограничного, Ханкайского, Хорольского районов направляются в КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница".
Исходя из указанных приказов и приложения к ним, КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", являясь межрайонным центром, оказывает населению, не прикрепленному к нему, медицинские услуги, осуществляемые в один день: ультразвуковое исследование и забор крови.
Оказав в январе, июне, декабре 2017 года услуги по проведению забора крови в отсутствие заключенного между сторонами договора на оказание медицинских услуг на сумму 30 500 руб., КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" направило в адрес КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" письма от 30.01.2017, 24.05.2017 с просьбой подписать экземпляры договора N 4-МУ, согласно которому исполнитель обязуется оказать медицинские услуги по проведению забора крови, а также просило оплатить оказанные услуги и выслать подписанные вторые экземпляры договоров и акты об оказании услуг.
Оказанные истцом услуги ответчиком не оплачены и от подписания договора последний отказался, что послужило основанием для направления КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" 07.12.2017 в адрес КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" повторной претензии вх. N 5889.
В связи с оставлением КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" повторной претензии без удовлетворения, КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку все мероприятия по оказанию медицинской помощи беременным женщинам в амбулаторных условиях (в том числе пренатальный скрининг наследственной патологии) включены в тариф ОМС, по которому оплачивается обращение и посещение по поводу беременности, ответчик, пациенты которого получают услугу в КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ", обязан возместить последнему стоимость оказанных услуг. Оказание данных услуг в полном объеме ответчиком не отрицается, расчет неосновательного обогащения произведён истцом исходя из суммы 100 руб. за услугу "Забор крови из вены", установленной в соответствии с тарифами на платные медицинские услуги КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", утвержденными Приказом N 457 от 12.07.2016.
Отменяя решение суда первой инстанции и, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу положений статьи 2 названного Закона под понятием медицинской помощи понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга, как указано в пункте 4 этой же статьи - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их ранее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (пункт 6). Диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (пункт 7).
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи (часть 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ "Об ОМС").
В соответствии с разделом 1 "Общие положения" тарифного соглашения по оплате медицинской помощи (медицинских услуг) в системе обязательного медицинского страхования на территории Приморского края на 2017 год от 18.01.2017 согласованное ООО Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" и председателем Приморской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее - Тарифное соглашение) тариф на оплату медицинской помощи по ОМС - стоимостная характеристика единицы объема медицинской помощи (посещение, обращение, законченный случай лечения заболевания, законченный случай при оплате диспансеризации, вызов скорой медицинской помощи, комплексный медицинский осмотр в Центре здоровья), медицинской услуги, определяющая уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинской организации по выполнению Территориальной программы ОМС.
Согласно разделу 2.1.2 "Оплата за единицу объема (за медицинскую услугу, за посещение, за обращение)" Тарифного соглашения (далее - Раздел 2.1.2 Тарифного соглашения) оплата медицинской помощи по ОМС по профилю "акушерство и гинекология", оказанной в женских консультациях медицинских организаций и в кабинетах акушеров-гинекологов, осуществляется по тарифам за единицу объема (за медицинскую услугу, за посещение, за обращение) включают в себя врачебный осмотр, врачебные и сестринские манипуляции, услуги процедурного, перевязочного кабинетов и вспомогательных лечебно-диагностических подразделений (кабинетов).
На основании приказа Министерства здравоохранения N 572н женщинам при беременности трехкратно проводится скрининговое ультразвуковое исследование (при сроках беременности 11 - 14 недель, 18 - 21 неделя и 30 - 34 недели) и при сроке беременности 11 - 14 недель - определение сывороточных маркеров (связанного с беременностью плазменного протеина A (PAPP-A) и свободной бета-субъединицы хорионического гонадотропина) с последующим программным комплексным расчетом индивидуального риска рождения ребенка с хромосомной патологией. Указанные медицинские мероприятия организуются и проводятся медицинскими организациями, осуществляющими наблюдение за беременными женщинами в рамках базовой программы ОМС.
Согласно Приложению N 2 приказа N286-о от 27.03.2013 (в редакции приказа N 974-о от 04.10.2016) пациенты Уссурийского городского округа, Михайловского, Октябрьского, Пограничного, Ханкайского, Хорольского районов направляются в КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" на ультразвуковой и биохимический скрининг первого триместра, второго и третьего триместра.
Проведение УЗИ оплачивается на основе заключенного договора между медицинскими организациями по тарифам ГУ ТФОМС ПК.
В разделе 2.1.2 Тарифного соглашения также установлено, что оплата проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка (в том числе проведение УЗИ врачами-специалистами, прошедшими специальную подготовку и имеющими допуск на проведение ультразвукового скринингового обследования), осуществляется на основании заключенных между медицинскими организациями договоров по тарифам, устанавливаемым приложением N 6 к Тарифному соглашению.
В соответствии с приказом N 974-о от 04.10.2013 взятие крови для биохимического этапа пренатальной диагностики проводится в день УЗИ в учреждении, проводящем ультразвуковой скрининг.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в спорный период ни один из нормативно-правовых актов в области здравоохранения, в том числе Приказ Министерства здравоохранения N 572н, не выделяет "Забор крови" в отдельную медицинскую услугу, поскольку он является лишь частью процесса оказания самой медицинской услуги и производится для определенной конечной цели.
При таких обстоятельствах, установив, что услуга "Забор крови" в Тарифном соглашении отсутствует, суд апелляционной инстанции отклонил довод истца о том, что оплата услуги "Забор крови" производится ответчику за счет средств ОМС.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что согласно разъяснениям, данным в письмах Минздрава России от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" и от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" расходы на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медикогенетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций учтены в размере среднего подушевого норматива финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обследование женщин в период беременности, предусмотренное Порядком Министерства здравоохранения N 572н, в медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную и специализированную медицинскую помощь женщинам в период беременности, осуществляется за счет средств ОМС, а генетическое обследование беременных по выявлению (подтверждению) врожденных аномалий (пороков) развития у плода в медико-генетических консультациях (центрах) и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций - за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Департаменту здравоохранения Приморского края предусматривались расходы по коду бюджетной классификации 761 0902 0120221710 244 "Приобретение расходных материалов для проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка за счет средств краевого бюджета" в сумме 30 200 000,00 руб. (приложение N 12 к Закону Приморского края от 23.12.2016 N 52-КЗ "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов").
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела не имеется доказательств выделения денежных средств краевого бюджета для оплаты спорной услуги КГБУЗ "Михайловская ЦРБ".
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 ГК РФ истец должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Исследовав и оценив представленные в материалы доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что материалами дела не подтверждается выделение КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" денежных средств краевого бюджета для оплаты спорной услуги, принимая во внимание отсутствие у ответчика оснований для получения денежных средств из бюджета Фонда ОМС, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения и на основании установленного отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что по общему правилу финансирование всех диагностических и лечебных мероприятий, в том числе и простых медицинских услуг при наблюдении беременной осуществляется за счет средств ОМС, за исключением генетического исследования, которое финансируется за счет средств Приморского края не опровергают выводов апелляционного суда об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения. Кроме того, оплата медицинских услуг за счет средств ОМС может производится только по тарифам, предусмотренным в Тарифном соглашении (а не по тарифам, установленным истцом), в котором отсутствует такая медицинская услуга как "Забор крови". Указанное согласуется с тем, что с 01.01.2018 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой выделена простая медицинская услуга "Взятие крови из периферической вены" отдельным пунктом - А11.12.009.
Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения настоящего дела, в кассационной жалобе не содержится.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта по безусловным основаниям, судом не допущено.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального права и нарушений положений действующего процессуального законодательства судом не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 по делу N А51-4064/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Я.В. Кондратьева |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что согласно разъяснениям, данным в письмах Минздрава России от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" и от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" расходы на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медикогенетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций учтены в размере среднего подушевого норматива финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 ГК РФ истец должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июля 2019 г. N Ф03-2780/19 по делу N А51-4064/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-4064/18
23.07.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2780/19
15.04.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9752/18
20.03.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9752/18
14.11.2018 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-4064/18