г. Хабаровск |
|
13 августа 2019 г. |
А51-25687/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Филимоновой Е.П.
Судей: Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.
при участии:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Искра": представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Искра"
на решение от 26.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019
по делу N А51-25687/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Борисов Д.В., в суде апелляционной инстанции судьи Солохина Т.А., Бессчасная Л.А., Пяткова А.В.
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Искра" (ОГРН 1022500867817, ИНН 2522041845, место нахождения: 692561, Приморский край, Октябрьский район, с. Покровка, ул. 50 лет Приморья 10)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (ОГРН 1042502167278, ИНН 2511015850, место нахождения: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Чичерина, 93)
о признании незаконным и отмене постановления
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра" (далее - СХПК "Искра", кооператив) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.11.2018 N 12/33 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 2 725 176,62 руб.
Решением суда от 26.02.2019, оставленным без изменения постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
СХПК "Искра", не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит решение и постановление апелляционного суда как незаконные отменить, оспариваемое постановление административного органа признать незаконным и отменить. Считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность физического лица - нерезидента открывать счета в банке для получения заработной платы от юридического лица - резидента; у резидента - работодателя отсутствует право отказать в приеме на работу нерезиденту - работнику по причине отсутствия у него банковского счета. Ссылается на то, что кооперативом принимались исчерпывающие меры к соблюдению требований валютного законодательства. Указывает на то, что иностранные работники категорически возражают против перечисления заработной платы на карты, поскольку работают в полях, где отсутствуют банкоматы и интернет. В этой связи кооператив полагает ошибочным вывод судов о том, что выплата иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Кроме того, считает размер назначенного наказания непосильным для общества, которое занимается сельскохозяйственными работами.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу против доводов жалобы возражает, просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили. Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие её представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, а также отзыва, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основным и дополнительным видом деятельности СХПК "Искра" является выращивание зерновых, зернобобовых культур, семян масличных культур, выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур (ОКВЭД 01.11.1-01.11.3, 01.13). Данная деятельность осуществляется с привлечением иностранных работников.
На основании поручения административным органом проведена проверка соблюдения кооперативом валютного законодательства Российской Федерации. Проверкой установлено, что между СХПК "Искра" (работодатель) и гражданами КНР (339 иностранных работника) заключены трудовые договоры, согласно которым иностранные граждане приняты в организацию для выполнения работ с определением по каждой должности должностных окладов и надбавок к нему. Условиями договоров предусмотрен размер заработной платы (пункт 7.2 договоров), ее выплата производится два раза в месяц: 15 и 30 числа каждого месяца.
Согласно ответу Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г.Уссурийску от 30.05.2018 N 25/6298 (вх. N 14007 от 07.06.2018) на запрос инспекции от 18.05.2018, иностранные граждане (работники по трудовым договорам) не имеют вида на жительство в Российской Федерации.
Следовательно, на основании пункта 6 и пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) указанные лица являются нерезидентами.
Во исполнение обязательств по трудовым договорам СХПК "Искра" иностранным гражданам-работникам 29.11.2016 из кассы предприятия выплачена заработная плата за ноябрь 2016 года в наличной форме в общей сумме 7 267 137,65 руб., что подтверждено платежными ведомостями от 29.11.2016 N 00000000115 и N 00000000112.
Административный орган, установив, что валютная операция в виде выплаты заработной платы осуществлена без открытия счета в банке, то есть с нарушением требований статьи 14 Закона о валютном регулировании усмотрел в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт правонарушения зафиксирован налоговым органом в протоколе об административном правонарушении от 19.11.2018 N 251120181114002201. По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией вынесено постановление от 27.11.2018 N 12/33 о привлечении кооператива к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере трёх четвёртых от суммы незаконной валютной операции, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа снижен, до размера половины минимального размера штрафа, то есть до суммы 2 725 176,62 руб.
Не согласившись с названным постановлением, кооператив обратился с заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу, поддержанному апелляционным судом, о наличии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, признал законным оспариваемое постановление и отказал СХПК "Искра" в удовлетворении требований, правомерно руководствуясь следующим.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона о валютном регулировании, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.
При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов, валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.
Согласно статье 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что общество, являясь резидентом, совершило операцию по выдаче заработной платы нерезидентам из кассы кооператива в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченном банке.
Таким образом, в данном случае осуществление СХПК "Искра" валютной операции в виде выплаты заработной платы иностранным работникам в общей сумме 7 267 137,65 руб., минуя счета в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как верно отмечено судами, поскольку работники СХПК "Искра" являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона о валютном регулировании.
Проверяя по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что СХПК "Искра" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований валютного законодательства, объективных причин, препятствовавших соблюдению вышеназванных норм и правил не выявлено.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях кооператива состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суды проверили соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, срока давности привлечения к ответственности по данной категории дел и не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы кооператива основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судебных инстанций, свидетельствуют о несогласии кооператива с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 по делу N А51-25687/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверяя по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что СХПК "Искра" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований валютного законодательства, объективных причин, препятствовавших соблюдению вышеназванных норм и правил не выявлено.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях кооператива состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суды проверили соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, срока давности привлечения к ответственности по данной категории дел и не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2019 г. N Ф03-3294/19 по делу N А51-25687/2018