г. Хабаровск |
|
29 августа 2019 г. |
А73-17116/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от учредителя и руководителя общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Спарта" Лапырева Александра Александровича: представитель не явился;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска: Салямов А.В., представитель по доверенности от 27.12.2018 N 02-15/52362; Павлусенко А.С., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 19-20/00011; Краденых Р.Г., представитель по доверенности от 07.06.2019 N 19-20/22702;
от третьих лиц - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае: Григорьева Ю.Б., представитель по доверенности от 29.12.2018 N 8;
Общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Спарта": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019
по делу N А73-17116/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи Тищенко А.П., Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И.
по заявлению учредителя и руководителя общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Спарта" Лапырева Александра Александровича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН 1042700263396, ИНН 2724022154, место нахождения: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Станционная, 18)
третьи лица: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае (ОГРН 1142721001477, ИНН 2721207340, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 24, оф. 21), общество с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Спарта" (ОГРН 1132724009692, ИНН 2724181637, место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Слободская, д. 16, кв. 203)
о признании незаконными действий по внесению записи от 21.03.2018
Лапырев Александр Александрович обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска, регистрирующий орган, налоговый орган) в соответствии с которым просит:
- признать незаконными действия ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о недостоверности сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Спарта" (далее - Общество, ООО "ОО "Спарта");
- восстановить права заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении генерального директора ООО "ОО "Спарта" Лапырева А.А.
Определением суда от 22.11.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае (далее - Уполномоченный по защите прав предпринимателей), ООО "ОО "Спарта".
Решением суда от 12.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 решение суда отменено, оспоренные действия регистрирующего органа признаны недействительными, суд обязал ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска исключить из Единого государственного реестра юридических лиц записи от 21.03.2018 о недостоверности сведений в руководителя ООО "ОО "Спарта".
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В представленных отзывах Лапырев А.А. и Уполномоченный по защите прав предпринимателей просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая постановление суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
В судебном заседании представители ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска поддержали доводы свей жалобы, дав по ней пояснения. Представитель Уполномоченного по правам предпринимателей поддержал доводы отзыва на жалобу. Лапырев А.А., ООО "ОО "Спарта", будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ОО "Спарта" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.09.2013 за основным государственным регистрационным номером 1132724009692, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "ОО "Спарта" является деятельность частных охранных служб, дополнительными видами: деятельность систем обеспечения безопасности, деятельность по расследованию. Единственным участником (учредителем) и лицом, имеющим право действовать от имени указанного юридического лица, является Лапырев Александр Александрович; адрес места нахождения общества: 680032, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Автономная, 12-11.
ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, как территориальным налоговым органом, по результатам проверочных мероприятий направлено в регистрирующий орган (оба органа - в лице ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска) заявление по форме Р 34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в части сведений о Лапыреве А.А. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ОО "Спарта".
В заявлении указано, что ООО "ОО "Спарта" по адресу регистрации не находится, руководителю неоднократно направлялись повестки о вызове на допрос в качестве свидетеля, однако он на допрос не явился, что свидетельствует о формальном руководстве организацией, руководитель имеет признаки "массового", организация не имеет материальных и трудовых ресурсов, представляет налоговую отчетность не в полном объеме, подписант налоговой отчетности относится к массовым, доход в налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2016 год отражен не в полном объеме, что привело к занижению налоговой базы и исчисленного налога.
Регистрирующим органом в адрес ООО "ОО "Спарта", единственного учредителя (участника) и руководителя направлены письма от 12.02.2018 N 18-12/06232, 18-12/06231 и необходимости представления документов, содержащих достоверные сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества - Лапыреве А.А., которые были возвращены отправителю за истечением срока хранения.
21.03.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в отношении руководителя ООО "ОО "Спарта".
Не согласившись с указанной записью, Лапырев А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал оспариваемые записи регистрирующего органа законными, не нарушающими прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и удовлетворил требования, посчитав, что регистрирующим органом не доказано наличие оснований для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц спорной записи. Также суд указал на нарушение регистрирующим органом порядка проведения проверки сведений.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, суд округа приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ), который означает, что документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.
Согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В силу подпунктов "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся такие сведения о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Пунктом 4 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ N 72), принятого в обеспечение мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Аналогичное положение содержится в пункте 18 Приказа N 72.
Как установлено судами из материалов дела, основанием для внесения спорных записей в ЕГРЮЛ явилось получение регистрирующим органом заявления по форме Р 34002 по результатам проверочных мероприятий, проведенных территориальным налоговым органом.
При этом, в обоснование необходимости внесения таких сведений регистрирующий орган ссылается на то, что ООО "ОО "Спарта" по адресу регистрации не находится, руководитель на допросы в инспекцию не является, имеет признаки "массового" руководителя, организация не имеет материальных и трудовых ресурсов, представляет налоговую отчетность не в полном объеме, доход в налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2016 год отражен не в полном объеме, что привело к занижению налоговой базы и исчисленного налога.
Также судом первой инстанции при рассмотрении дела были приняты во внимание доводы ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска о непредставлении обществом бухгалтерской отчетности, расчетов по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц за 3, 6, 9 месяцев 2018 года, непредставление сведений по форме 2-НДФЛ за весь период деятельности, несоответствие сумм дохода, отраженных в налоговых декларациях по упрощенной системе налогообложения за 2016, 2017 годы поступлениям по расчетному счету, наличие взаимоотношений с взаимозависимыми лицами - организациями, руководителем в которых является Лапырев А.А.
Между тем, судом апелляционной инстанции верно указано на то, что перечисленные налоговые нарушения являются основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, но не свидетельствуют о нелегитимности руководителя, непричастности его к руководству обществом.
Так, материалами дела подтверждается, что единственным участником общества является Лапырев А.А., который лично принял решение о возложении на себя обязанностей единоличного исполнительного органа, руководителя, директора общества.
Заявителем по настоящему делу представлены документы о финансово-хозяйственной деятельности ООО "ОО "Спарта", а именно контракт N ЗК-23 от 30.07.2015 с ФГБОУ ВПО "Дальневосточная государственная академия физической культуры" на оказание охранных услуг, муниципальные контракты N 2, 3 от 10.02.2018 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Хабаровска на охрану объектов, акты выполненных работ к ним на сумму 7 199 897 руб. 25 коп. Все указанные документы от имени общества подписаны его директором - Лапыревым А.А.
Общество имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности от 19.01.2016, а Лапырев А.А. - удостоверение частного охранника от 29.10.2014.
Также в материалах дела имеются ответы на запросы общества от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, КГАУ "Краевой центр молодежных инициатив", которые подтверждают, что в заключении договоров, контрактов на оказание услуг по охране объектов, а также в совещаниях по вопросам оказания услуг по охране принимал непосредственное участие генеральный директор общества Лапырев А.А.
Согласно ответу АО "ПФ "СКБ Контур" подписантом договора от 21.11.2017 N 165726112/17 на право использования и абонентское обслуживание программы для ЭВМ Система "Контур.Экстерн" со стороны ООО "ОО "Спарта" являлся Лапырев А.А., он же получил квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.
Неявка Лапырева А.А. по вызовам в налоговый орган обусловлена неполучением почтовой корреспонденции, но не опровергает факта руководства им деятельностью общества.
Более того, в ходе допроса, проведенного ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска после внесения спорной записи в ЕГРЮЛ Лапырев А.А. подтвердил свою причастность к деятельности ООО "ОО "Спарта", настаивал на том, что является участником и руководителем общества.
Не приняты судом апелляционной инстанции во внимание ссылки ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска на то, что Лапырев А.А. является учредителем и руководителем ООО "ЧОП "Гарант", ООО "ОО Союз", ООО "Гарант", ООО "Сфера", а ранее являлся учредителем и руководителем ООО "ДВ-Трейд", ООО "Восток-Трейд", ООО "Экопроект", ООО "Компания Легион", исключенных из ЕГРЮЛ, поскольку это не свидетельствует о фактической непричастности его к учреждению и руководству ООО "ОО "Спарта".
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о недоказанности регистрирующим органом недостоверности сведений о руководителе общества, и об отсутствии оснований вносить в ЕГРЮЛ указанную запись.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных статьей 286 АПК РФ.
Что касается выводов суда апелляционной инстанции о нарушении регистрирующим органом пункта 5 Приказа N 72, пункта 4.2 статьи 9 и пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в части направления в адрес руководителя общества уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений без проведения проверки заявления заинтересованного лица, суд кассационной инстанции не может с ними согласиться в связи со следующим.
Действительно, подпункт 3 пункта 5 Приказа N 72 содержит положение о том, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не проводятся в случае, если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем. В остальных случая, в том числе при получении заявления заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка этих сведений посредством перечисленных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий.
Между тем, в сложившейся ситуации, учитывая совпадение в одном лице территориального налогового органа и регистрирующего органа, представление территориальным налоговым органом, как заинтересованным лицом, заявления по форме Р34002 вместе с документами и сведениями, полученными в рамках налогового контроля, не обязывает регистрирующий орган повторно проводить эти же мероприятия, но уже в рамках пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
В этой связи, исследование полученных документов, при отсутствии необходимости проведения дополнительных мероприятий, следует считать исполнением регистрирующим органом обязанностей по проведению проверки, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Вместе с тем, неверные выводы суда апелляционной инстанции в указанной части не привели к принятию неправильного решения, поскольку основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о руководителе ООО "ОО "Спарта", у регистрирующего органа отсутствовали.
Следовательно, поскольку данная запись не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, она обоснованно признана судом апелляционной инстанции недействительной, а ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска вменено в обязанность исключить из ЕГРЮЛ запись от 21.03.2018 о недостоверности сведений в отношении руководителя ООО "ОО "Спарта".
На основании изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска и отмены постановления Шестого арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 по делу N А73-17116/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается выводов суда апелляционной инстанции о нарушении регистрирующим органом пункта 5 Приказа N 72, пункта 4.2 статьи 9 и пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в части направления в адрес руководителя общества уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений без проведения проверки заявления заинтересованного лица, суд кассационной инстанции не может с ними согласиться в связи со следующим.
Действительно, подпункт 3 пункта 5 Приказа N 72 содержит положение о том, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не проводятся в случае, если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем. В остальных случая, в том числе при получении заявления заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка этих сведений посредством перечисленных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий.
Между тем, в сложившейся ситуации, учитывая совпадение в одном лице территориального налогового органа и регистрирующего органа, представление территориальным налоговым органом, как заинтересованным лицом, заявления по форме Р34002 вместе с документами и сведениями, полученными в рамках налогового контроля, не обязывает регистрирующий орган повторно проводить эти же мероприятия, но уже в рамках пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
В этой связи, исследование полученных документов, при отсутствии необходимости проведения дополнительных мероприятий, следует считать исполнением регистрирующим органом обязанностей по проведению проверки, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 августа 2019 г. N Ф03-3377/19 по делу N А73-17116/2018