г. Хабаровск |
|
09 сентября 2019 г. |
А51-16724/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Лесненко С.Ю., Луговой И.М.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Компас Ойл": Гуров Д.Е., представитель по доверенности от 21.12.2018; Пилилян М.О., представитель по доверенности от 04.10.2018;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Коваленко Е.Г., представитель по доверенности от 15.01.2019 N 265/01;
от общества с ограниченной ответственностью "ТОЭК Приморье": Лифар Ю.В., представитель по доверенности от 12.03.2019; Строганова Т.В., представитель по доверенности от 08.12.2017; Выскребенец С.Л., директор;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компас Ойл"
на решение от 27.12.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019
по делу N А51-16724/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Попов Е.М., в суде апелляционной инстанции судьи Сидорович Е.Л., Пяткова А.В., Солохина Т.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компас Ойл"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТОЭК Приморье"
о признании недействительными решения, предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Компас Ойл" (ОГРН 1022501304385, ИНН 2536077351, место нахождения: 690014, Приморский край, город Владивосток, улица Гоголя, 37, 305, далее - ООО "Компас Ойл") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193, место нахождения: 690007, Приморский край, город Владивосток, улица Морская 1-я, 2, далее - управление, антимонопольный орган) и выданного на его основании предписания от 16.07.2018 по делу N 5/06-2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТОЭК Приморье" (далее - ООО "ТОЭК Приморье").
Решением суда от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Компас Ойл", не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы настаивает, что у него в силу загруженности и факта эксплуатации взрывоопасного производственного объекта отсутствует технологическая и экономическая возможность обеспечить пропуск вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ООО "ТОЭК Приморье". По убеждению кассатора, антимонопольным органом неверно определены границы исследуемого рынка услуг. Как считает ООО "Компас Ойл", право ООО "ТОЭК Приморье" на проезд вагонов через принадлежащий ООО "Компас Ойл" железнодорожный путь необщего пользования, может быть реализовано исключительно путем заключения соответствующего договора и никак иначе. Учитывая вышеизложенное, заявитель жалобы несогласен с суждениями управления о нарушении им положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольный орган и ООО "ТОЭК Приморье" в отзывах доводы кассационной жалобы отклонили, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, в котором представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела установлено, что ООО "ТОЭК Приморье" является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Артем, ул. Оренбургская, 9 - склада карбида общей площадью 639,4 кв. м, здания фреоновых баллонов общей площадью 197,9 кв. м, а также железнодорожного тупика протяженностью рельсового пути 160 метров, используемого для осуществления хозяйственной деятельности и являющегося продолжением подъездного пути N 3, принадлежащего ООО "Компас Ойл".
В свою очередь, ООО "Компас Ойл" является собственником железнодорожного подъездного пути необщего пользования N 3, расположенного в поселке Угловое по улице Оренбургская, 1. Указанные подъездные пути примыкают к станции Угловая ДВЖД и к принадлежащим ООО "ТОЭК Приморье" путям необщего пользования; доступ вагонов на пути ООО "ТОЭК Приморье" возможен исключительно через пути ООО "Компас Ойл".
Между ООО "ТОЭК Приморье" и ООО "Компас Ойл" был заключен договор от 01.12.2005 N 01/12-05-ЖД-01 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ООО "Компас Ойл", по условиям которого ООО "Компас Ойл" (ветвевладелец) предоставляет ООО "ТОЭК Приморье" (контрагент) железнодорожный путь необщего пользования для прохождения вагонов контрагента и локомотива для подачи, уборки и расстановки вагонов по местам погрузки-выгрузки.
Дополнительным соглашением от 01.03.2011 определена стоимость услуг ООО "Компас Ойл": за каждую поданную партию вагонов в количестве от 1 до 5 в сумме 3 300 руб., за использование железнодорожных путей необщего пользования - 400 руб.
Письмом от 20.05.2013 ООО "Компас Ойл" предложило ООО "ТОЭК Приморье" увеличить стоимость услуг: подача партии вагонов - 8 000 руб., пользование железнодорожными путями - 700 руб.
ООО "ТОЭК Приморье" письмом от 31.05.2013 с увеличением стоимости не согласилось.
Уведомлением от 31.05.2013 ООО "Компас Ойл" сообщило ООО "ТОЭК Приморье" об одностороннем расторжении договора от 01.12.2005 N 01/12-05-ЖД-01, а также о прекращении оказания услуг по подаче, расстановке, уборке вагонов своим локомотивом.
Фактически с 31.05.2013 ООО "Компас Ойл" помимо невыполнения условий вышеуказанного договора также не допускает на свой железнодорожный путь необщего пользования ОАО "РЖД" для выполнения последним своим локомотивом работ по подаче, расстановке и уборке вагонов в соответствии с заключенным между ОАО "РЖД" и ООО "ТОЭК Приморье" договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ТОЭК Приморье".
29.11.2013 ООО "ТОЭК Приморье" обратилось в антимонопольный орган с заявлением относительно неправомерных действий ООО "Компас Ойл" по навязыванию невыгодных, экономически и технологически необоснованных условий договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ООО "Компас Ойл" в виде повышения более чем в четыре раза платы за подачу, уборку и расстановку вагонов и использование железнодорожного подъездного пути, а также в части взимания платы за услугу пользование железнодорожным подъездным путем по тарифу, не утвержденному в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Рассмотрев данное заявление, управлением в отношении ООО "Компас Ойл" возбуждено дело N 5/06-2014 по признакам нарушения последним пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном прекращение с 2014 года оказания услуг по эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования ООО "Компас Ойл", а также услуг по подаче, расстановке на места и уборки поступающих в адрес ООО "ТОЭК Приморье" железнодорожных вагонов.
Решением антимонопольного органа от 16.07.2018 признан факт нарушения ООО "Компас Ойл" положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном прекращении с 2014 года оказания услуг по эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования ООО "Компас Ойл", а также подачи, расстановке на месте и уборки поступающих в адрес ООО "ТОЭК Приморье" железнодорожных вагонов.
Предписанием от 16.07.2018 управление указало ООО "Компас Ойл" на необходимость с момента получения предписания прекратить нарушение в части злоупотребления своим доминирующим положением, а именно: обеспечивать пропуск вагонов на принадлежащий ООО "ТОЭК Приморье" железнодорожный подъездной путь необщего пользования через примыкающий к станции Угловая ДВЖД принадлежащий ООО "Компас Ойл" железнодорожный подъездной путь необщего пользования.
ООО "Компас Ойл", не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, настаивая на их незаконности, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который по результатам исследования и оценки по правилам главы 7 АПК РФ доказательств, представленных в материалы дела, в удовлетворении требования отказал, признав установленным факт злоупотребления доминирующим положением со стороны ООО "Компас Ойл" и наличие у ООО "ТОЭК Приморье" права требовать от ООО "Компас Ойл" пропуска вагонов.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.
На основании положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, нарушение которой вменено ООО "Компас Ойл", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Из вышеуказанной нормы следует, что нарушителем может быть признан лишь хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на конкретном товарном рынке.
В соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при оценке действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Судами установлено и кассатором не опровергнуто, что подача и уборка поступающих в адрес ООО "ТОЭК Приморье" вагонов на принадлежащий ему железнодорожный путь необщего пользования возможны исключительно через принадлежащий ООО "Компас Ойл" железнодорожный путь необщего пользовании.
Учитывая изложенное, ООО "Компас Ойл" по существу является единственным продавцом на локальном рынке предоставления услуги по использованию железнодорожного подъездного пути необщего пользования до принадлежащего ООО "ТОЭК Приморье" железнодорожного тупика, то есть занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Вышеуказанное обстоятельство следует из аналитического отчета, составленного антимонопольным органом в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220.
При этом суды, оценив содержание данного отчета, признали, вопреки суждениям ООО "Компас Ойл", правильными определенные управлением географические границы товарного рынка, продуктовые границы товарного рынка. Переоценка данного обстоятельства в полномочия суда кассационной не входит, в связи с чем суд округа не усматривает оснований не считать доказанным факт занятия ООО "Компас Ойл" доминирующего положения в границах принадлежащих ему железнодорожных путей необщего пользования.
Статьей 60 УЖТ РФ определено, что отношения между контрагентом (владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
В силу разъяснений пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.
Принимая во внимание обозначенные выше нормы УЖТ РФ и разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из недопустимости злоупотребления правом, суд кассационной инстанции соглашается с судами и антимонопольным органом в том, что со стороны ООО "Компас Ойл", имеющего возможность оказывать решающее влияние на возможность транзита вагонов в сторону железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО "ТОЭК Приморье", не должны чиниться безосновательные препятствия для такого транзита. Правоотношения сторон относительно данного вопроса безусловно могут и должны быть урегулированы, в том числе в судебном порядке.
При этом суд округа, делая обозначенный выше вывод, учитывает, что судебными актами по делу N А51-11914/2014 Арбитражного суда Приморского края, вступившими в законную силу, ООО "Компас Ойл" обязали демонтировать упор, возведенный на границе примыкания его железнодорожных путей необщего пользования с железнодорожными путями необщего пользования ООО "ТОЭК Приморье", ввиду того, что указанный упор безосновательно препятствует проезду на пути ООО "ТОЭК Приморье" при наличии технической возможности данного проезда с соблюдением противопожарных норм и правил.
В рамках настоящего дела судебные инстанции, оценив письма Ространснадзора, также пришли к обоснованному суждению о доказанности наличия технической возможности подачи вагонов на пути ООО "ТОЭК Приморье" без сквозного движения локомотива по путям ООО "Компас Ойл" с соблюдением противопожарных норм и правил при условии наличия вагонов прикрытия. Доводы кассатора об обратном направлены на переоценку обозначенных выше документов, в связи с чем судом кассационной инстанции во внимание не принимаются.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, поскольку ООО "Компас Ойл", занимая доминирующее положение, необоснованно, то есть при отсутствии каких-либо объективных экономических или технологических препятствий, не приняло должных мер к урегулированию разногласий с ООО "ТОЭК Приморье" относительно эксплуатации последним железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ООО "Компас Ойл", равно как препятствует подаче, расстановке на места и уборке поступивших в адрес ООО "ТОЭК Приморье" вагонов, при том, что ранее разногласия между ООО "Компас Ойл" и ООО "ТОЭК Приморье" отсутствовали и что ООО "ТОЭК Приморье" не имеет возможности эксплуатировать свой железнодорожный путь без железнодорожного пути ООО "Компас Ойл", суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта нарушения со стороны ООО "Компас Ойл" положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и необходимости последнего устранить данное нарушение посредством обеспечения пропуска вагонов на принадлежащий ООО "ТОЭК Приморье" железнодорожный подъездной путь необщего пользования через примыкающий к станции Угловая ДВЖД принадлежащий ООО "Компас Ойл" железнодорожный подъездной путь необщего пользования.
ООО "Компас Ойл" вправе само избрать способ обеспечения пропуска вагонов и не лишено возможности заключить в связи с этим с ООО "ТОЭК Приморье" соответствующий договор, в том числе возмездного характера.
При таких фактических обстоятельствах основания для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа от 16.07.2018 по делу N 5/06-2014.
Доводы кассационной жалобы ООО "Компас Ойл" аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом тщательного исследования судов двух инстанций, направлены на переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. В связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А51-16724/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.