г. Хабаровск |
|
26 сентября 2019 г. |
А73-893/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.А. Басос
Судей: С.Ю. Лесненко, И.М. Луговой
при участии:
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Жалостников Д.В., представитель по доверенности от 20.08.2019 N 51/232;
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкЖиЗ", комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкЖиЗ"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019
по делу N А73-893/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Леонов Д.В.; в суде апелляционной инстанции судьи: Тищенко А.П., Мильчина И.А., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкЖиЗ" (ОГРН 1022701407156, ИНН 2725028046; место нахождения: 680033, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 174, корп. Б)
к комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, Амурский бульвар, д. 43, оф. 600)
третьи лица: акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д.49);
публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770; место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Слободская, 12)
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкЖиЗ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - комитет) от 18.12.2018 N П2018-02-1139, принятого по вопросу неправомерности расчета в платежных документах платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по индивидуальному прибору учета жилого помещения в многоквартирном доме.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания", публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания".
Решением суда от 25.02.2019 требования удовлетворены, предписание комитета признано недействительным.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общества, полагающего, что постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального права, в связи с чем просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о том, что общество, как управляющая компания, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного жилого дома. Указывает, что поскольку между собственниками и АО "ДГК" сложились прямые договорные отношения о предоставлении коммунальных услуг, минуя управляющую организацию, следовательно, в отношении указанных услуг именно АО "ДГК" является их исполнителем и обязано производить собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме перерасчеты за потребленные коммунальные услуги. Считает ошибочными выводы суда о вынесении предписания надлежащему лицу, указывая при этом на его неисполнимость.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица - АО "ДГК", против доводов кассационной жалобы возражал, пояснил, что им произведены соответствующие перерасчеты платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Общество, комитет, ПАО "ДЭК", извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы судом округа откладывалось, с 05.09.2019 до 19.09.2019 до 15-00. В судебном заседании 05.09.2019 представители общества настаивали на удовлетворении кассационной жалобы, представитель комитета против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
Как установили суды, на основании договора управления от 26.01.2017 общество выступает управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 192 по улице Тихоокеанской города Хабаровска.
Между АО "ДГК" (ресурсоснабжающая организация) и обществом (исполнитель коммунальных услуг) 01.01.2017 заключен договор теплоснабжения N 3/1/05314/6420, по условиям которого общество является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном жилом доме, оборудованном принятым и допущенным к расчету общедомовым прибором учета тепловой энергии.
На основании поступивших обращений собственников квартир в многоквартирном жилом доме, содержащих жалобы на неверное определение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную на индивидуальные нужды, комитет провел в отношении управляющей организации проверку, в ходе которой установил следующее.
При расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по индивидуальному прибору учета жилого помещения N 149 в многоквартирном жилом доме в мае - сентябре 2018 года использованы фактические показания общедомового прибора учета тепловой энергии. При этом высчитывается в процентном соотношении количество потребленной тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды в многоквартирном доме, как отношение объема тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии к объему горячего водоснабжения по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, что не соответствует пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в том числе формуле 23 Приложения N 2 Правил N 354.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 18.12.2018 N П2018-02-1139 об устранении выявленных нарушений, не согласившись с которым, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования о признании недействительным предписания комитета, поскольку из анализа условий договора теплоснабжения от 01.01.2017 пришел к выводу, что общество является исполнителем коммунальных услуг только в части потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме. При этом суд отметил, что между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией сложились прямые договорные отношения по предоставлению услуги по горячему водоснабжению, минуя управляющую организацию.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении требований отказал в полном объеме.
Признавая предписание комитета соответствующим действующему законодательству, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с частями 1, 2, 12 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками способа управления управляющей организацией последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг (за исключением предусмотренных законодательством случаев), статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; предоставлять право требовать с потребителей внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещениях и на общедомовые нужды (части 2.3, 12 статьи 161, часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), к стандартам по управлению многоквартирным домом относятся, в частности:
- заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
- заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 Кодекса. Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации возможно в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса (часть 7.5 статьи 155 ЖК РФ).
К таким случаям статьей 157.2 ЖК РФ отнесено: принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления); прекращение заключенных между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договоров на предоставление коммунальных услуг вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договоров ресурсоснабжения; заключение между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Из содержания приведенных норм права следует, что внесение собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации возможно в случаях заключения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в результате принятия такого решения на общем собрании собственников и пользователей помещений, либо в результате принятия ими решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, действовавшего до изменения способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
При принятии решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), в том числе, о сохранении предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в ее адрес. В этом случае договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные ресурсоснабжающей организацией с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах (в том числе путем совершения конклюдентных действий) до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, продолжают действовать и после изменения способа управления многоквартирным домом и (или) выбора иной управляющей организации.
При этом наличие договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме, а также решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг) являются основаниями для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами, или иными специализированными потребительскими кооперативами.
Суд апелляционной инстанции учел отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих тот факт, что собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме на общем собрании принимались решения о заключении ими от своего имени, соответственно договора поставки коммунальных ресурсов, либо о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, действовавшего до изменения способа управления многоквартирным домом.
Предметом заключенного обществом договора управления от 26.01.2017 является выполнение работ по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе жилого дома N 192 по улице Тихоокеанской города Хабаровска.
Согласно пункту 2 договора целью является, в том числе, предоставление собственникам коммунальных услуг в пределах границ эксплуатационной ответственности общего имущества многоквартирного жилого дома, определенных действующим законодательством на момент заключения договора.
По условиям договора общество обязалось: представлять интересы собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по предмету договора, в том числе по заключению договоров, направленных на достижение целей договора; в пределах денежных средств, поступающих в адрес общества от собственников самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов организовывать предоставление коммунальных услуг; от своего имени заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями о поставке ресурсов и услуг для нужд товарищества собственников жилья и собственников помещений; - представлять и отстаивать интересы товарищества собственников жилья и отдельного собственника перед ресурсоснабжающей организацией в бесперебойном предоставлении услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению.
В силу общих требований, изложенных в статьях 155, 161, 162 ЖК РФ, пункте 4 Правил N 416, пункте 14 Правил N 354, с даты заключения договора управления многоквартирным домом управляющая организация приступила к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и стала для них исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, общество является исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуги горячего водоснабжения, по отношению к собственникам и пользователям жилых помещений в рассматриваемом многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 5, 7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, исполнитель коммунальной услуги после заключения договора управления направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Между АО "ДГК" как ресурсоснабжающей организацией и обществом как управляющей организацией заключен договор теплоснабжения от 01.01.2017 N 3/1/05314/6420, в рамках которого именно общество является исполнителем коммунальной услуги.
Включение в договор теплоснабжения условий о поставке и оплате управляющей организацией тепловой энергии и горячей воды только на содержание общего имущества многоквартирного дома, при отсутствии такого решения, принятого собранием собственников и пользователей многоквартирного дома, не соответствует требованиям действующего законодательства и не изменяет существа правоотношений этих лиц как поставщика коммунальных ресурсов и исполнителя коммунальных услуг для собственников и пользователей жилых помещений в рассматриваемом многоквартирном доме.
В этой связи являются верными выводы суда апелляционной инстанции о том, что общество, в силу закона и факта заключения договора управления многоквартирным домом, являясь управляющей организацией, исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечить выполнение стандартов и порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, осуществлять контроль за выставлением собственникам и пользователям помещений жилого дома платежных документов, а также организовать проведение перерасчетов в случае ошибочного расчета поставщиком коммунальной услуги.
Доводы о неисполнимости предписания отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку комитет, указывая на необходимость устранения выявленных нарушений, не ограничивает общество в праве использовать при этом любые законные способы.
При таких обстоятельствах, сделав вывод о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что при подаче кассационной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в размере 1500 рублей, она подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 по делу N А73-893/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭкЖиЗ" государственную пошлину из федерального бюджета как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 28.06.2019 N 738 в размере 1500 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.А. Басос |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
...
В силу общих требований, изложенных в статьях 155, 161, 162 ЖК РФ, пункте 4 Правил N 416, пункте 14 Правил N 354, с даты заключения договора управления многоквартирным домом управляющая организация приступила к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и стала для них исполнителем коммунальных услуг.
...
В соответствии с пунктами 5, 7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, исполнитель коммунальной услуги после заключения договора управления направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2019 г. N Ф03-3660/19 по делу N А73-893/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3660/19
01.07.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2407/19
25.02.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-893/19
30.01.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-893/19