г. Хабаровск |
|
30 сентября 2019 г. |
А73-17331/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Лесненко С.Ю., Луговой И.М.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ": Долженко Ю.Е., представитель по доверенности от 27.12.2018 N 134;
от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
от третьих лиц публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания", акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019
по делу N А73-17331/20188 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Леонов Д.В., в суде апелляционной инстанции судьи Тищенко А.П., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ"
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
третьи лица: публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания", акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания"
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (ОГРН 1072722013220, ИНН 2725067430, место нахождения: 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Руднева, 39, далее - ООО "Северный округ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский бульвар, д. 43, оф. 600, далее - Комитет) от 24.08.2018 N П2018-02-0683.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК"), акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК").
Решением суда от 29.03.2019 требование удовлетворено, оспариваемое предписание Комитета признано недействительным.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 вышеуказанное решение суда отменено, в удовлетворении заявленного ООО "Северный округ" требования отказано.
ООО "Северный округ", не согласившись с постановлением апелляционного суда, ссылаясь на нарушения норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает названный судебный акт отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. Кассатор, опираясь на условия договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 31.03.2009 N 968200 и обстоятельство выставления счетов потребителям от лица АО "ДГК", настаивает, что именно АО "ДГК" является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. По мнению заявителя жалобы, адресованное ему оспариваемое предписание Комитета о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению неисполнимо, так как его исполнение целиком и полностью зависит от воли АО "ДГК".
Определением суда округа от 29.08.2019 судебное разбирательство применительно к положениям статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) откладывалось до 25.09.2019.
Определением суда от 24.09.2019 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Михайловой А.И. на судью Луговую И.М. В силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато сначала.
В судебном заседании представитель ООО "Северный округ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене обжалуемого постановления апелляционного суда.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Северный округ" на основании лицензии и договора управления от 01.10.2008 является управляющей организацией для многоквартирного дома N 22, расположенного по ул. Стрельникова в г. Хабаровске.
В связи с обращением жителя квартиры N 118 вышеуказанного многоквартирного дома Комитетом в отношении ООО "Северный округ" проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления лицензионного контроля на предмет соблюдения обязательных требований к порядку определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную на индивидуальные нужды в названном жилом помещении за период июнь 2018 года.
По результатам проверки установлено и зафиксировано в акте проверки от 24.08.2018 N П2018-02-0683, что произведенные расчеты в платежном документе за июнь 2018 года за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не соответствуют требованиям пункта 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), в том числе формуле 23 Приложения N 2 к этим Правилам.
Предписанием от 24.08.2018 N П2018-02-0683 Комитет указал ООО "Северный округ" на необходимость устранения в срок до 31.10.2018 выявленных нарушений в установленном порядке.
ООО "Северный округ", не согласившись с предписанием, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который требование удовлетворил, признав данное предписание недействительным по мотиву то, что ООО "Северный округ" не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и что претензии относительно расчетов в рассматриваемой ситуации должны быть адресованы АО "ДГК".
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленного ООО "Северный округ" требования отказал. Апелляционный суд, исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ условия договора управления от 01.10.2008 и договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 31.03.2009 N 968200, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), Правил N 354, признал, что ООО "Северный округ", будучи управляющей организацией, является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего требование о корректировке расчета платы за данную коммунальную услугу подлежит предъявлению именно ему, а не ресурсоснабжающей организации.
Суд округа признает правильными выводы суда второй инстанции.
На основании положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в числе прочего, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с указаниями части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил N 354.
Из положений части 3 статьи 162 ЖК РФ следует, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, помимо прочего, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
Как определено пунктом 9 Правил N 354 управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил N 354).
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14 Правил N 354).
Из приведенных выше норм жилищного законодательства следует, что управляющая организация, будучи хозяйствующим субъектом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги, является, по общему правилу, исполнителем коммунальных услуг, у которого на основании положений подпунктов "а", "е" пункта 32 Правил N 354 имеется право как требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, так и привлекать на основании соответствующего договора организацию для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
В свою очередь потребитель в силу положений подпункта "б" пункта 33 Правил N 354 имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 4 Правил N 416 определен перечень стандартов, выполнением которых обеспечивается управление многоквартирным домом. К их числу относится, в числе прочего, заключение договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги (подпункты "д", "ж" пункта 4 Правил N 416).
В силу общих указаний части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Статьей 157.2 ЖК РФ определены случаи, при которых коммунальные услуги при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией. К их числу относится принятие общим собранием собственников помещений многоквартирного дома соответствующего решения, односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения.
Учитывая изложенное, по обоснованным суждениям апелляционного суда, внесение потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации возможно лишь в исключительных случаях, наличие которых применительно к настоящему спору не выявлено и кассатором не обозначено.
Как установлено судом апелляционной инстанции, оценившим в порядке главы 7 АПК РФ содержание договора управления от 01.10.2008 и договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 31.03.2009 N 968200, ООО "Северный округ" является в силу общих требований статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 4 Правил N 416, пункта 14 Правил N 314 исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению применительно к многоквартирному дому N 22, расположенному по ул. Стрельникова в г. Хабаровске.
Вопреки суждениям кассатора, ООО "Северный округ", будучи исполнителем коммунальной услуги, в силу прямого указания подпункта "д" пункта 31 Правил N 354, обязано производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
При таких фактических обстоятельствах суд второй инстанции обоснованно заключил, что претензии по неверному определению расчетов по горячему водоснабжению подлежат предъявлению ООО "Северный округ" как управляющей организации - исполнителю коммунальных услуг, а не ресурсоснабжающей организации, и что спорное предписание Комитета от 24.08.2018 N П2018-02-0683 о необходимости устранения нарушения в части расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению выдано в адрес надлежащего субъекта.
Утверждение ООО "Северный округ" о факте расчета платы за горячее водоснабжение в рассматриваемой ситуации ресурсоснабжающей организацией согласуется с положениями подпункта "е" пункта 32 Правил N 354 относительно возможности исполнителя привлекать третье лицо для начисления платы за коммунальные услуги.
Как усматривается из содержания оспариваемого предписания Комитета, оно выдано в связи с тем, что при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по индивидуальному прибору учета жилого помещения N 118 в июне 2018 года использовались показания общедомового прибора учета тепловой энергии, что не соответствует требованиям пункта 42 Правил N 354, в том числе формуле 23 Приложения N 2 указанных правил, согласно которой в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду при расчете следует использовать норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Наличие вмененного Комитетом нарушения порядка расчета размера платы ООО "Северный округ" по тексту кассационной жалобы не отрицается, в связи с тем суд кассационной инстанции, принимая во внимание правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного 27.12.2017, о том, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, считает правильными суждения апелляционного суда о законности изложенного в рассматриваемом предписании Комитета требования устранить выявленные нарушения в установленном законом порядке, в том числе, в рамках выполнения обязательного для ООО "Северный округ" стандарта при управлении многоквартирного дома, императивно установленного подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 (организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги).
При таких фактических обстоятельствах, исходя из реальной возможности исполнения ООО "Северный округ", как исполнителем коммунальной услуги, требования о перерасчете размера платы за горячее водоснабжение посредством, в том числе, обращения к лицу, осуществляющему начисление платы за коммунальные услуги, оснований для признания недействительным оспариваемого предписания Комитета от 24.08.2018 N П2018-02-0683 не усматривается.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм жилищного законодательства, в связи с чем не могут быть признаны судом кассационной инстанции обоснованными. Полномочий для переоценки представленных в дело доказательств, кассационной инстанции согласно положениям статьи 286 АПК РФ, не предоставлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно этим установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, поэтому у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Излишне уплаченная ООО "Северный округ" государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета применительно к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А73-17331/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 11.07.2019 N 1252.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждение ООО "Северный округ" о факте расчета платы за горячее водоснабжение в рассматриваемой ситуации ресурсоснабжающей организацией согласуется с положениями подпункта "е" пункта 32 Правил N 354 относительно возможности исполнителя привлекать третье лицо для начисления платы за коммунальные услуги.
Как усматривается из содержания оспариваемого предписания Комитета, оно выдано в связи с тем, что при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по индивидуальному прибору учета жилого помещения N 118 в июне 2018 года использовались показания общедомового прибора учета тепловой энергии, что не соответствует требованиям пункта 42 Правил N 354, в том числе формуле 23 Приложения N 2 указанных правил, согласно которой в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду при расчете следует использовать норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 сентября 2019 г. N Ф03-3773/19 по делу N А73-17331/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3773/19
17.06.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2759/19
29.03.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-17331/18
16.10.2018 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-17331/18