г. Хабаровск |
|
03 октября 2019 г. |
А73-19839/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Н. Никитиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Саха (Якутская) транспортная компания" - Милославлевич А.В., представитель по доверенности от 07.12.2018 N 2018/28-СТК-Д; Михайлов М.В., представитель по доверенности от 07.12.2018 N 201/26- СКТ-ДВ;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - Петренко В.А., представитель по доверенности от 29.12.2018;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение от 07.03.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019
по делу N А73-19839/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саха (Якутская) транспортная компания" (ОГРН 1031402056454, ИНН 1435138616, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, р.п. Ванино, ул. Молодежная, д. 14)
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700911881, ИНН 2721009290, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41)
о признании недействительным представления
общество с ограниченной ответственностью "Саха (Якутская) Транспортная компания" (далее - общество, ООО "Сахатранс") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - казначейство, УФК по Хабаровскому краю) о признании недействительным представления от 16.10.2018 N 22-14-85/57-16903.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.03.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019, требования общества удовлетворены: представление УФК по Хабаровскому краю от 16.10.2018 N 22-14-85/51-16903 признано недействительным.
Воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, УФК по Хабаровскому краю в жалобе просит Арбитражный суд Дальневосточного округа решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в полном объеме и вынести по делу новый судебный акт об отказе ООО "Сахатранс" в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов кассационной жалобы казначейство ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Настаивая на законности представления от 16.10.2018 N 22-14-85/51-16903, УФК по Хабаровскому краю в жалобе обращает внимание суда округа на то, что при рассмотрении дела доказан факт нарушения обществом условий Соглашения о предоставлении субсидии от 13.11.2015 N 01-16/2015, поскольку в платежных документах от 28.03.2018 NN 4100029, 4100030 неправильно указаны суммы возмещения произведенных расходов. Считает, что устранение данного нарушения в ходе проверки не свидетельствует о незаконности пункта 1 представления. Кроме того, ссылаясь на пункт 4.18 договора на строительство и реконструкцию инфраструктур в морском порту Ванино (железнодорожные пути общего и необщего пользования) от 18.12.2015 N 24/15-СТК, дополнительное соглашение к договору от 30.10.2017 N 4, заявитель жалобы полагает, что у судов предыдущих инстанций отсутствовали правовые основания для признания недействительным пункта 2 оспариваемого представления.
ООО "Сахатранс" в отзыве на кассационную жалобу заявило о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считает, что у суда округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
В заседании суда кассационной инстанции 19.09.2019-26.09.2019 представитель УФК по Хабаровскому краю на доводах жалобы настаивал, представители ООО "Сахатранс" просили жалобу отклонить.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не усматривает.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по результатам проведенной в отношении ООО "Сахатранс" внеплановой выездной проверки использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", и достоверности отчетности о реализации программы казначейством выдано представление от 16.10.2018 N 22-14-85/51-16903. Данным ненормативным правовым актом обществу предписано рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения, о результатах исполнения представления проинформировать УФК по Хабаровскому краю до 26.11.2018.
Из материалов проверки следует, что обществу вменено нарушение требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно: занижение суммы возмещения произведенных расходов на экспертизу проектной документации по объекту "Внешние сети электроснабжения 110 кВ - трансформаторная подстанция и линия электропередачи" и одновременное завышение суммы возмещения произведенных расходов на экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту "Железнодорожная инфраструктура общего и необщего пользования". Казначейство посчитало, что в указном случае обществом нарушен пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункты 2, 7.1 Соглашения о предоставлении субсидии от 13.11.2015 N 01-16/2015, подпункт 2.1.1 пункта 2 Приложения N 2 к дополнительному Соглашению N 2 от 27.12.2016 Приложения N 4 к Соглашению от 13.11.2015 N 01-16/2015, что нашло отражении в пункте 1 представления.
Согласно пункту 2 представления от 16.10.2018 N 22-14-85/51-16903 обществу вменено нарушение пункта 1 статьи 78 БК РФ, пунктов 2, 7.1 Соглашения от 13.11.2015 N 01-16/2015, поскольку не соблюден установленный порядок расчетов: платежи, связанные с исполнением обязательств по договору от 18.12.2015 N 24/15-СТК, осуществлялись не через лицевые счета федерального казначейства.
Ссылаясь на отсутствие в действиях общества признаков бюджетного нарушения, указывая на незаконность представления УФК по Хабаровскому краю от 16.10.2018 N 22-14-85/51-16903, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно пришел к выводу об отсутствии у казначейства правовых оснований для вынесения оспариваемого представления.
При повторном рассмотрении дела в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции обстоятельств для иной оценки представления УФК по Хабаровскому краю не установил.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм бюджетного законодательства. Отклоняя кассационную жалобу казначейства, суд округа исходит из следующего.
Статьей 265 БК РФ определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о представлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.
Из материалов дела видно, что 13.11.2015 между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и ООО "Сахатранс" заключено Соглашение о предоставлении субсидии N 01-16/2015, согласно пункту 1 которого субсидия из федерального бюджета предоставляется для оказания государственной поддержки реализуемого обществом инвестиционного проекта "Строительство в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля".
Целью предоставления субсидии являлось обеспечение финансовых затрат, которые необходимо произвести для создания объектов инфраструктуры: "Железнодорожная инфраструктура общего и необщего пользования" и "Внешние сети электроснабжения 110 кВ - трансформаторная подстанция и линия электропередачи" (пункт 2 соглашения от 13.11.2015 N 01-16/2015).
Пунктом 7.1 Соглашения на общество возложена обязанность по использованию субсидии в соответствии с ее целевым назначением, условиями и порядком предоставления, установленными Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2015 N 693 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона".
Приложением N 2 к Дополнительному соглашению от 27.12.2016 N 2 Приложение N 4 к Соглашению от 13.11.2015 N 01-16/2015 установлен перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия. К указанным затратам отнесены расходы на оплату услуг в размере 1 218 097 руб. 43 коп., оказанных ФАУ "Главэкспертиза" по договору от 18.08.2014 N 1056Д-14/ГГЭ-9483/04, заключенному с ООО "Сахатранс", и в размере 527 148 руб. 64 коп., оказанных КГБУ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края" по договору от 16.05.2014 N 49, заключенному с ООО "Сахатранс" (подпункты 2.1.1 и 2.2.1 пункта 2 Приложения N 2).
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что услуги ФАУ "Главэкспертиза" и КГБУ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края" обществу оказаны и оплачены заявителем по платежным поручениям от 09.06.2014 N 2237, от 21.08.2014 N 2630.
Между тем при оформлении платежных поручений от 28.03.2018 N N 4100029, 4100030 на возмещении произведенных в 2014 году расходов за счет средств субсидии, направленных в УФК по г. Москве, обществом допущена техническая опечатка. В частности, в платежном поручении от 28.03.2018 N 4100029 на сумму 527 148 руб. 64 коп. в назначении платежа указано на возмещение расходов по договору от 18.08.2014 N 1056Д-14/ГГЭ-9483/04, а в платежном поручении от 28.03.2018 N 4100030 на сумму 1 218 097 руб. 43 коп. в назначении платежа указано на возмещение расходов по договору от 16.05.2014 N 49.
В рамках проверки ООО "Сахатранс" ошибку в оформлении документов исправило, направив в УФК по г. Москве письмо от 26.06.2018 N 16/18-СТК с указанием на изменение в платежных поручениях назначения платежей. При этом в ходе проверки УФК по Хабаровскому краю установлено, что общая сумма возмещения по договорам от 16.05.2014 N 49 и от 18.08.2014 N 1056Д-14/ГГЭ-9483/04 в размере 1 745 246 руб. 07 коп. не превышает сумму возмещения затрат, утвержденных подпунктами 2.1.1 и 2.2.1 пункта 2 Приложения N 2 к Дополнительному соглашению N 2 от 27.12.2016 Приложения N 4 к Соглашению от 13.11.2015 N 01-16/2015.
Принимая во внимание фактические обстоятельства данного дела, суды сделали верный вывод об отсутствии в действиях общества признаков бюджетного нарушения, отраженного в пункте 1 оспариваемого представления, поскольку компенсация понесенных расходов обществом осуществлена в соответствии с Перечнем утвержденных затрат, на финансовое обеспечение которых предоставлена субсидия (подпункты 2.1.1 и 2.2.1 пункта 2 Приложения N 2 к Дополнительному соглашению N 2 от 27.12.2016 Приложение N 4 к Соглашению от 13.11.2015 N 01-16/2015); обстоятельства нецелевого расходования указанных средств либо несоблюдения условий и порядка предоставления субсидии не выявлены; допущенная обществом в платежных поручениях от 28.03.2018 NN 4100029, 4100030 ошибка не привела к завышению или занижению сумм возмещения произведенных расходов.
Признавая недействительным пункт 2 представления, суды установили, что 18.12.2015 между обществом и ООО "РЦ ПТ СДМ "Компания Ремсталь" заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство и реконструкция инфраструктуры в морском порту Ванино, в бухте Мучке, Хабаровский край (внебюджетные источники). Железнодорожные пути общего и необщего пользования", на участке ПК-1- 15,6-ПК0+00-ПК48+60. В рамках программы "Строительство на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
На основании статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ дополнительным соглашением от 16.02.2016 N 1 договор от 18.12.2015 N 24/15-СТК дополнен пунктом 4.18, согласно которому все платежи, связанные с исполнением обязательств по договору, осуществляются сторонами на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, в установленном Федеральным казначейством порядке.
УФК по Хабаровскому краю в ходе проверки выявлено, что оплата ООО "РЦ ПТ СДМ "Компания Ремсталь" по договору от 18.12.2015 N 24/15-СТК осуществлялась ООО "Сахатранс" по факту выполненных работ на основании ежемесячных актов приемки выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3), с учетом вычета гарантийных удержаний. При этом перечисление авансовых платежей не производилось. Расчеты по договору от 18.12.2015 N 24/15-СТК осуществлялась за фактически выполненные работы с лицевого счета ООО "Сахатранс", открытого в УФК по Хабаровскому краю, на расчетный счет ООО "РЦ ПТ СДМ "Компания Ремсталь", находящийся в ПАО АКБ "Авангард".
Не соглашаясь с выводом казначейства о нарушении обществом пункта 1 статьи 78 БК РФ и пунктов 2, 7.1 Соглашения от 13.11.2015 N 01-16/2015, суды исходили из доказанности факта целевого использования бюджетных средств, соблюдения установленных договором от 18.12.2015 N 24/15-СТК сроков выполнения работ.
Кроме того, правильно применив к спорным правоотношениям пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", суды сделали обоснованный вывод о том, что казначейскому сопровождению подлежали контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые юридическими лицами, получающими субсидии, с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи.
Установив, что при исполнении договора от 18.12.2015 N 24/15-СТК авансирование работ не производилось, денежные средства перечислялись только после принятия выполненных работ, суды правомерно указали на отсутствие оснований считать ООО "Сахатранс" нарушившим условия указанного договора.
Оценивая изложенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законных и обоснованных судебных актов при рассмотрении заявленных требований по существу.
Судами обеих инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства, выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами по правилам главы 7 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права, нормы процессуального права, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не нарушены, суд кассационной инстанции с учетом приведенных в жалобе доводов правовых оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не усматривает.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба УФК по Хабаровскому краю удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.03.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 по делу N А73-19839/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ дополнительным соглашением от 16.02.2016 N 1 договор от 18.12.2015 N 24/15-СТК дополнен пунктом 4.18, согласно которому все платежи, связанные с исполнением обязательств по договору, осуществляются сторонами на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, в установленном Федеральным казначейством порядке.
...
Не соглашаясь с выводом казначейства о нарушении обществом пункта 1 статьи 78 БК РФ и пунктов 2, 7.1 Соглашения от 13.11.2015 N 01-16/2015, суды исходили из доказанности факта целевого использования бюджетных средств, соблюдения установленных договором от 18.12.2015 N 24/15-СТК сроков выполнения работ.
Кроме того, правильно применив к спорным правоотношениям пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", суды сделали обоснованный вывод о том, что казначейскому сопровождению подлежали контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые юридическими лицами, получающими субсидии, с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2019 г. N Ф03-3908/19 по делу N А73-19839/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3908/19
04.06.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2229/19
07.03.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19839/18
19.11.2018 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19839/18