г. Хабаровск |
|
24 октября 2019 г. |
А59-7729/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Шведова А.А.
Судей: Кушнаревой И.Ф., Никитина Е.О.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Колесниченко Ивана Владимировича
на решение от 25.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019
по делу N А59-7729/2018
Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кучкина С.В., в апелляционной инстанции судьи: Шевченко А.С., Глебов Д.А., Синицына С.М.
по иску Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН: 1106501008701, ИНН: 6501231673, место нахождения: 693001, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-т Мира, д. 56)
к Колесниченко Ивану Владимировичу
о взыскании убытков
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: областное автономное учреждение "Северное лесное хозяйство" (ОГРН: 1026501182047, ИНН: 6513001184, место нахождения: 694450, Сахалинская область, Ногликский район, пгт Ноглики, ул. Новая, д. 13)
установил:
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к Колесниченко Ивану Владимировичу (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 136 580 руб. 02 коп. в пользу областного автономного учреждения "Северное лесное хозяйство" (далее - учреждение).
Решением суда от 25.04.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019, иск удовлетворен частично, с Колесниченко И.В. в пользу учреждения взысканы убытки в размере 94 226 руб. 63 коп.
Не согласившись с решением суда от 25.04.2019 и постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019, Колесниченко И.В. обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что выплата премий ответчику осуществлялась в соответствии с условиями коллективного договора учреждения, установленными для всех сотрудников учреждения. Считает, что коллективный договор имеет равную юридическую силу с приказом министерства от 11.12.2013 N 85-п "Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности и критериев оценки работы государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, условий премирования руководителей, положения о размерах и порядке премирования руководителей государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, положения о комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области" (далее - приказ от 11.12.2013 N 85-п). Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что суды не проверили произведенный министерством расчет исковых требований, соответственно, ошибочно взыскали с ответчика 94 226 руб. 63 коп.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в том числе путем размещения судебных актов суда кассационной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание окружного арбитражного суда не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения суда от 25.04.2019 и постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены указанных судебных актов отсутствуют.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций из устава учреждения, учредителем и собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является Сахалинская область, полномочия которой осуществляет орган исполнительной власти Сахалинской области - министерство.
Распоряжением министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 23.01.2012 N 9-к Колесниченко И.В. с 25.01.2012 назначен на должность директора учреждения с окладом согласно штатному расписанию.
25.01.2012 между министерством и Колесниченко И.В. заключен трудовой договор N 41.
В целях приведения трудового договора в соответствие с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" и на основании приказа от 11.12.2013 N 85-п в трудовой договор от 25.01.2012 N 41 дополнительным соглашением от 26.12.2013 внесены изменения.
Согласно пункту 18 трудового договора от 25.01.2012 N 41 в новой редакции от 26.12.2013, руководителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производятся следующие выплаты компенсационного характера: районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате.
В качестве поощрения руководителю устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премия по итогам работы - при условии своевременного, добросовестного выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с целевыми показателями эффективности деятельности и критериями оценки работы учреждения (пункт 19 трудового договора).
Впоследствии министром лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области издано распоряжение от 10.08.2018 N 228-к о прекращении трудового договора от 25.01.2012 N 41 и увольнении Колесниченко И.В. с занимаемой должности директора учреждения с 31.07.2018 на основании пункта 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения законодательства при исчислении и выплате заработной платы руководителю учреждения за период с 01.01.2016 по 23.07.2018 министерством установлено, что в указанный период директор учреждения Колесниченко И.В. без согласования с работодателем на основании собственных приказов неправомерно установил себе стимулирующие и компенсационные выплаты в размере 136 580 руб. 02 коп., которые были получены ответчиком за счет средств учреждения, а именно:
-дополнительная стимулирующая выплата (премия) в сентябре 2017 года к профессиональному празднику - Дня лесника в размере 17 161 руб. (приказ учреждения от 21.09.2017 N 89);
-дополнительная стимулирующая выплата (премия) в июле 2018 года в размере 42 000 руб. (приказ учреждения от 12.07.2018 N 57);
-материальная помощь в декабре 2016 года в размере 27 144 руб. (приказ учреждения от 31.12.2016 N 85);
-материальная помощь в декабре 2017 года в размере 20 000 руб. (приказ учреждения от 27.12.2017 N 117);
-дополнительная выплата (пожары) в июне 2017 года в размере 1 696 руб. 50 коп. (приказы учреждения от 22.06.2017 N 51, 52);
-дополнительная выплата (пожары) в июле 2017 года в размере 3 199 руб. 32 коп. (приказы учреждения от 25.07.2017 N 68, 69);
-дополнительная выплата (пожары) в августе 2017 года в размере 7 302 руб. 60 коп. (приказы учреждения от 18.08.2017 N 82, 83);
-дополнительная выплата (пожары) в июле 2018 года 6 525 руб. 45 коп. (приказы учреждения от 11.07.2018 N 56, 57);
-дополнительная выплата (сдельная оплата суммой) в июне 2016 года в размере 769 руб. 60 коп. на основании наряда за май-июнь 2016 года за работы по выкопке лиственниц (дички).
В связи с изложенным министерством в адрес бывшего директора учреждения Колесниченко И.В. направлено письмо от 02.10.2018 N 3.28-3774/18 с требованием возвратить неправомерно полученные бюджетные средства в размере 136 580 руб. 02 коп.
Ссылаясь на то, что в результате недобросовестных и неразумных действий Колесниченко И.В. учреждению причинены убытки, которые ответчик отказался возместить в добровольном порядке, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, исходил из конкретных обстоятельств настоящего дела (необоснованное установление и выплата руководителю учреждения стимулирующих и компенсационных выплат на основании приказов, составленных руководителем в отношении себя лично, в отсутствие решения работодателя), необходимых для привлечения бывшего директора к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков на основании статей 15, 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе устав учреждения, положения трудового договора с директором, коллективного договора учреждения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Колесниченко И.В., как единоличный исполнительный орган юридического лица, вправе принимать решения только о поощрении работников учреждения, тогда как в отношении ответчика вопрос об иных выплатах, кроме заработной платы, относится к компетенции его работодателя - министерства.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о размерах и порядке премирования руководителей государственных автономных учреждений, подведомственных министерству, утвержденного приказом от 11.12.2013 N 85-п, решение о выплате премии (лишении премии) руководителю учреждения и ее размер утверждается распоряжением министерства, принятым на основании протокола постоянно действующей комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных министерству.
В пункте 4.1.3 вышеуказанного Положения (в редакции, действующей с 20.12.2017) предусмотрено, что решение о выплате премии за выполнение особо важных и сложных работ принимается министром лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по согласованию с курирующим заместителем председателя Правительства Сахалинской области. Выплата премии производится в пределах фонда оплаты труда учреждения на основании распоряжения министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Конкретные размеры единовременных премиальных выплат и материальной помощи руководителям учреждений устанавливаются распоряжением министра и не могут превышать пяти должностных окладов руководителя учреждения в год при условиях, указанных в пунктах 2.2 данного Положения (пункт 5.3 Положения в редакции, действующей до 20.12.2017).
Согласно пункту 5.1.1 Положения (в редакции, действующей с 20.12.2017) решение об оказании материальной помощи на основании письменного заявления руководителя (близких родственников умершего работника) и подтверждающих документов в отношении руководителя учреждения принимает министр.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций констатировали, что спорные суммы выплачены Колесниченко И.В. в нарушение Положения о размерах и порядке премирования руководителей государственных автономных учреждений, подведомственных министерству (в редакциях, действующих как до 20.12.2017, так и после 20.12.2017), утвержденного приказом от 11.12.2013 N 85-п.
Таким образом, поскольку в результате неправомерного начисления и получения ответчиком стимулирующих и компенсационных выплат, учреждение понесло необоснованные расходы на сумму 94 226 руб. 63 коп., суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков в указанном размере.
При этом судами отказано во взыскании убытков на сумму 42 353 руб. 39 коп., включающую выплаты ответчику за участие в ликвидации пожара (в июне, июле, августе 2017 и июле 2018 года), так как указанные выплаты возмещены учреждению лицом, для которого производились данные работы - областным автономным учреждением "Сахалинская авиабаза", что свидетельствует об отсутствии убытков у учреждения.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права. Неправильного применения либо нарушения норм процессуального права не допущено.
Отклоняя возражения Колесниченко И.В. о правомерности произведенных им выплат, мотивированные наличием коллективного договора учреждения, суды обоснованно исходили из того, что оплата труда ответчика как руководителя учреждения осуществляется в особом, специальном порядке, и не подпадает под действие положений, закрепленных в коллективном договоре.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций проверен и признан верным произведенный истцом расчет исковых требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от тех, которые были установлены судами и положены в основу принятых по данному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 по делу N А59-7729/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Шведов |
Судьи |
И.Ф. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Впоследствии министром лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области издано распоряжение от 10.08.2018 N 228-к о прекращении трудового договора от 25.01.2012 N 41 и увольнении Колесниченко И.В. с занимаемой должности директора учреждения с 31.07.2018 на основании пункта 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
...
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, исходил из конкретных обстоятельств настоящего дела (необоснованное установление и выплата руководителю учреждения стимулирующих и компенсационных выплат на основании приказов, составленных руководителем в отношении себя лично, в отсутствие решения работодателя), необходимых для привлечения бывшего директора к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков на основании статей 15, 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица"."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 октября 2019 г. N Ф03-4775/19 по делу N А59-7729/2018