г. Хабаровск |
|
25 октября 2019 г. |
А37-2789/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Никитиной Т.Н.
Судей: Басос М.А., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Рудник Бурхала": Зырянов Д.В., представитель по доверенности б/н от 10.09.2018 (до перерыва);
от Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу: Смирнова Т.И., представитель по доверенности от 13.11.2017 N 19 (до перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью "Илиджа": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 18.03.2019, дополнительное решение от 12.04.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019
по делу N А37-2789/2018 Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рудник Бурхала" (ОГРН 1176313058052, ИНН 6330077620, адрес: 446208, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Миронова, 31 Б, 99)
к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1042700152990, ИНН 2721117859, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 8)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Илиджа" (ОГРН 1054900054648, ИНН 4909088137, адрес: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Горького, 12)
о признании незаконным и отмене решения
общество с ограниченной ответственностью "Рудник Бурхала" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - Дальнедра, административный орган) о признании незаконным решения от 09.08.2018 N 08/1491 об отказе в переоформлении лицензии МАГ 03873 БР на право пользования недрами, принадлежащей ООО "Илиджа", оформленного протоколом от 31.07.2018 N 1081-м. В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило суд обязать Дальнедра переоформить лицензию.
Определением от 10.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Илиджа" в лице конкурсного управляющего Коробкова Д.В.
Решением суда от 18.03.2019 и дополнительным решением от 12.04.2019, оставленными без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019, заявленные требования общества удовлетворены.
Решение об отказе ООО "Рудник Бурхала" в переоформлении лицензии МАГ 03873 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпи ручья Встречный с притоками, правого притока реки Правая Бурхала, принадлежащей ООО "Илиджа", оформленное протоколом от 31.07.2018 N 1081-м признано недействительным. Суд обязал Дальнедра переоформить на ООО "Рудник Бурхала" лицензию МАГ 03873 БР, принадлежащую ООО "Илиджа".
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе административного органа, полагающего, что решения суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Дальнедра, ссылаясь на положения приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315, которым утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент), указывает на отсутствие правовых оснований для переоформления испрашиваемой обществом лицензии.
Настаивает на ошибочности выводов судов о том, что сам факт приобретения имущества предприниятия-банкрота является безусловным основанием для переоформления лицензии.
Указывает на то, что суды необоснованно посчитали, что процедура досрочного прекращения права пользования недрами ООО "Илиджа" начата 27.06.2018, поскольку вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии в отношении ООО "Илиджа" был рассмотрен на заседании Комиссии, что зафиксировано в протоколе от 31.08.2017 N 878-м. Комиссия приняла решение направить ООО "Илиджа" уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии. В адрес ООО "Илиджа" направлено уведомление от 01.09.2017 N 8/1480 о допущенных им нарушениях условий пользования недрами по лицензии МАГ 03873 БР и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по истечении 12 месяцев, если выявленные нарушения не будут устранены.
Также административный орган настаивает, что процедура досрочного прекращения права пользования завершена, приказом от 07.11.2018 N 821 право пользования недрами по лицензии МАГ 03873 БР досрочно прекращено применительно к пункту 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Общество в отзыве и его представить в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, ООО "Илиджа" является обладателем лицензии на геологическое изучение недр, разведку и добычу золота из россыпи ручья Встречный с притоками, правого притока реки Правая Бурхала серия МАГ N 03873 вид БР сроком действия до 31.12.2020.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 26.12.2016 N А37-1604/2016 ООО "Илиджа" признано банкротом.
На основании договора купли-продажи от 29.09.2017 N 001/Т/2017 ООО "Рудник Бурхала" приобретено имущество предприятия-банкрота, согласно перечню: 3 бульдозера, дизель-генераторная установка, промывочный промприбор, ванна на подставке, маслостанция, полотно пластинчатое, лоток с трафаретом.
20.06.2018 общество представило в административный орган заявку на переоформление лицензии серия МАГ N 03873 вид БР с целью добычи золота из россыпи, указав в качестве основания для переоформления лицензии - приобретение имущества ООО "Илиджа", признанного банкротом.
На заседании Комиссии департамента, результаты которого оформлены протоколом от 31.07.2018 N 1081-м, рассмотрена заявка общества на переоформление лицензии. Комиссия решила отказать ООО "Рудник Бурхала" в переоформлении лицензии серия МАГ N03873 вид БР на основании подпунктов 5 и 8 пункта 65 Административного регламента: заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления события, указанного в пункте 61 Административного регламента, приобретения имущества предприятия-банкрота; до приобретения имущества предприятия-банкрота по участку недр начата процедура досрочного прекращения права пользования недрами.
Письмом от 09.08.2018 N 08/1491 Дальнедра сообщил об отказе в переоформлении лицензии.
Полагая, что отказ в переоформлении лицензии является незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 9, 17.1, 22 Закона о недрах, Административным регламентом и исходили из неправомерности отказа в переоформлении лицензии.
Как обоснованно отметили судебные инстанции, непредставление обществом согласия конкурсного управляющего предприятия-банкрота ООО "Илиджа" на переоформление лицензии не явилось основанием оспариваемого отказа в переоформлении лицензии.
Ссылка Дальнедра на то, что заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления события (приобретения имущества предприятия-банкрота), также правильно не принята судами обеих инстанций, поскольку пресекательный срок, в данном случае 6 месяцев с даты приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр), по окончании которого пользователь лишен возможности на обращение с подобным заявлением, установленный в пункте 65 Административного регламента, ограничивает права недропользователей, предусмотренных Законом о недрах, что противоречит положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность оспариваемого отказа, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии основания для отказа ООО "Рудник Бурхала" в переоформлении лицензии, предусмотренного подпунктом 8 пункта 65 Административного регламента.
Кроме того, суды признали несостоятельным довод административного органа о переходе права пользования недрами после переоформления лицензии.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу части 1 статьи 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
Частью 2 статьи 17.1 Закона о недрах установлено, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о недрах порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2009 N 15837.
Таким образом, поскольку Законом о недрах предусмотрена обязательная процедура переоформления лицензии, то сам по себе факт приобретения имущества предприятия-банкрота не свидетельствует о переходе права пользования недрами.
Приобретение имущества должника лишь позволяет покупателю воспользоваться правом переоформления лицензии, в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о недрах и Административным регламентом.
Как следует из положений статей 11, 17.1 Закона о недрах, пунктов 65 - 69 Административного регламента, лицензирующий орган обязан рассмотреть поступившее заявление, исходя из совокупности его содержания и представленных документов, и принять соответствующее решение.
В силу положений подпункта 8 пункта 65 Административного регламента отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случае, если до наступления событий, указанных в статье 17.1 Закона о недрах, по участку недр, предоставленному в пользование предыдущему пользователю недр, начата в соответствии со статьей 21 Закона о недрах и в порядке, установленном настоящим Административным регламентом, процедура досрочного прекращения права пользования недрами.
Отклоняя доводы Департамента о том, что по участку недр, предоставленному в пользование предыдущему владельцу лицензии, до наступления событий, с которыми общество связывает переход права пользования, начата процедура досрочного прекращения права пользования, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 65 Административного регламента исключает возможность переоформления лицензии, суды без какого-либо нормативного обоснования указали, что процедура досрочного прекращения начата 27.06.2018.
Рассматривая настоящий спор, суды не дали оценки доводам Дальнедра о том, что при наличии указанных в пункте 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах (нарушение существенных условий лицензии) обязательной начальной процедурой до прекращения права пользования является направление уведомления и установление срока устранения выявленных нарушений.
При этом процедура принятия решения о досрочном прекращении права пользования участками недр детально прописана в Административном регламенте, представляет собой четко выстроенную последовательность действий.
Дальнедра, ссылаясь на пункты 95, 106-111 Административного регламента, утверждает, что в тот момент, когда комиссией по результатам рассмотрения сведений, предоставленных Роснедра, было принято решение, оформленное протоколом от 31.08.2017 N 878-м и обществу выдано уведомление от 01.09.2017 N 8/1480 о допущенных им нарушениях условий пользования недрами по лицензии МАГ 03873 БР и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, если выявленные нарушения не будут устранены, началась административная процедура в рамках исполнения государственной функции по принятию решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии.
Как указывает Дальнедра на момент обращения общества в суд, процедура досрочного прекращения права пользования была завершена, приказом от 07.11.2018 N 821 право пользования недрами по лицензии МАГ 03873 БР досрочно прекращено применительно к пункту 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах.
По мнению Дальнедра, указанный приказ, препятствует переоформлению лицензии.
Поскольку судами при проверке законности оспариваемого отказа не учтены и не получили оценки все доводы сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решения и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Магаданской области.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.03.2019, дополнительное решение от 12.04.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу N А37-2789/2018 Арбитражного суда Магаданской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Магаданской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
М.А. Басос |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений подпункта 8 пункта 65 Административного регламента отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случае, если до наступления событий, указанных в статье 17.1 Закона о недрах, по участку недр, предоставленному в пользование предыдущему пользователю недр, начата в соответствии со статьей 21 Закона о недрах и в порядке, установленном настоящим Административным регламентом, процедура досрочного прекращения права пользования недрами.
...
Рассматривая настоящий спор, суды не дали оценки доводам Дальнедра о том, что при наличии указанных в пункте 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах (нарушение существенных условий лицензии) обязательной начальной процедурой до прекращения права пользования является направление уведомления и установление срока устранения выявленных нарушений.
...
Как указывает Дальнедра на момент обращения общества в суд, процедура досрочного прекращения права пользования была завершена, приказом от 07.11.2018 N 821 право пользования недрами по лицензии МАГ 03873 БР досрочно прекращено применительно к пункту 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2019 г. N Ф03-4194/19 по делу N А37-2789/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4003/20
03.07.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1218/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-2789/18
25.10.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4194/19
11.06.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2708/19
12.04.2019 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-2789/18
18.03.2019 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-2789/18