г. Хабаровск |
|
06 декабря 2019 г. |
А04-1635/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Луговой И.М.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от Акционерного общества "Амурские коммунальные системы" - Крючкова С.Г., представитель по доверенности от 28.06.2019 N 116;
от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области - Кольцова О.В., представитель по доверенности от 08.04.2019 N 01-08-934; Соловьёва С.А., представитель по доверенности б/н от 05.02.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Коммерческо-строительная компания "Хуафу" - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
на решение от 12.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019
по делу N А04-1635/2019 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Мухина, 73)
к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1082801011457, ИНН 2801138815, адрес: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул. Зейская, 206)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Коммерческо-строительная компания "Хуафу" (ОГРН 1022800511986, ИНН 2801033756 адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Островского, 42)
о признании недействительным приказа в части, незаконными действий
Акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - управление):
- о признании недействительным приказа от 21.12.2018 N 174-пр/в "Об установлении для ООО "Коммерческо - строительная компания "Хуафу" размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО "Амурские коммунальные системы" в индивидуальном порядке" в части исключения расходов по уплате налога на прибыль организаций;
- о признании действий управления по отказу в пересмотре индивидуальной платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ООО "Коммерческо-строительная компания "Хуафу" за подключение объекта: "Общественно торговый комплекс "Маленькая Венеция", литеры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 (далее - объект) не соответствующими закону;
- об обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем пересмотра размера индивидуальной платы для компании за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объекта, включив в неё расходы на восстановление асфальтобетонного покрытия и налога на прибыль.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "Коммерческо - строительная компания "Хуафу" (далее - компания).
Решением от 12.07.2019 требования общества удовлетворены частично: приказ управления признан недействительным в части исключения расходов по уплате налога на прибыль организаций, в остальной части - в удовлетворении заявленных требований отказано. Также суд обязал управление принять меры к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов АО "АКС".
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы управления на решение суда в части удовлетворенных требований, судебный акт первой инстанции постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 оставлен без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в удовлетворенной части, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Управление в жалобе и его представители в судебном заседании суда округа, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ посредством организации видеоконференц-связи с Арбитражным судом Амурской области, настаивали на ошибочности выводов судов о необоснованном исключении управлением при расчете спорной платы расходов по налогу на прибыль, поскольку не учли положения действующего законодательства об обязанности для регулируемой организации вести раздельный учет доход и расходов и в составе документов представлять этому соответствующие доказательства.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании, доводы управления отклонили, предлагая судебные акты в оспариваемой части оставить без изменения.
Третье лицо, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, отзыв не представило, явку представителя для участия в судебном заседании, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что АО "АКС" в соответствии с постановлением Администрации города Благовещенска от 12.04.2013 N 1847 является гарантирующей организацией, осуществляющей на территории города Благовещенска поставку воды и отведение стоков.
19.11.2018 общество в связи с поступлением заявления ООО "КСК "Хуафу" направило в управление документы для установления индивидуальной платы для компании на подключение к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения объекта с проектами договоров о подключении, с приложениями и с расчетами, согласно которым плата за подключение объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения определена в размере 130 675 427,00 руб., в том числе НДС в сумме 19 933 539,70 руб. и за подключение к централизованной системе водоотведения - в размере 3 754 454 руб., в том числе НДС в сумме 572 713,00 руб.
Управление Приказом от 21.12.2018 N 174-пр/в установило размер платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объекта компании в размере: расходы на строительство сетей холодного водоснабжения 12 654,50 тыс. рублей (без НДС); расходы на строительство сетей водоотведения 2 607,79 тыс. руб. (без НДС).
Общество 21.01.2019 обратилось в управление с заявлением о пересмотре утвержденной платы за подключение объекта компании в связи с необоснованным, по его мнению, невключением в плату расходов на восстановление асфальтобетонного покрытия участка дорожного полотна, земельных работ, налога на прибыль.
Управление в ответе, поступившем адресату 15.02.2019, отказало в пересмотре тарифа на подключение объекта компании, мотивировав тем, что установленная плата пересмотру и (или) отмене не подлежит, так как это не предусмотрено Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения") (далее - Правила регулирования тарифов и Основы ценообразования).
Не согласившись с приказом от 21.12.2018 в указанной выше части и с действиями управления по отказу в пересмотре индивидуальной платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для компании, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который требования заявителя удовлетворил частично, сочтя оспариваемый акт и действия управления не соответствующими положениям законодательства и нарушающим права общества.
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворенных требований поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые правомерно приняли во внимание следующее.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) к регулируемым видам деятельности относится, в том числе, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе водоснабжения, к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения за плату, устанавливаемую в индивидуальном порядке.
Порядок расчета платы установлен Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 82 Основ ценообразования).
Согласно пункту 83 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети).
Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Аналогичные правила расчета индивидуальных тарифов определены Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания), разработанные в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов и предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2 Методических указаний).
Пунктом 121 Методических указаний предусмотрено, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также расходов по уплате налога на прибыль.
Таким образом, по верным выводам судов, при расчете индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) для компенсации регулируемой организации расходов по уплате налога на прибыль, регулятором в обязательном порядке должны быть учтены расходы по уплате налога на прибыль, которая согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ являясь объектом налогообложения налогом прибыль, определяется для российских организаций как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно пункту 1статьи 252 НК расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В рассматриваемом случае суды установили, что управление при установлении спорного тарифа не исследовало и не учло расходы регулируемой организации по налогу на прибыль, мотивируя отсутствием у регулятора сведений о ведении обществом раздельного учета по названной статье расходов и не представлением фактических данных по налогу за предыдущий период.
Отклоняя данные доводы, суды установили, что вопреки утверждению управления, что следует из представленных в материалы дела доказательств, общество ведет раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с ПБУ N 1/2008, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н Положение по учетной политике АО "АКС" на 2017 год утверждено приказом от 31.12.2016 N1077, в которой определен рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
При отражении доходов и расходов, выбирается конкретная группа - вид деятельности, соответствующий справочнику видов деятельности (приложение N 13 к положению по учетной политике).
В приложении N 13 обозначены виды деятельности, по которым обществом непосредственно ведется раздельный учет, и в частности: водоснабжение: холодное водоснабжение, ремонтно-строительные работы (водоснабжение), ремонтно-строительные работы объектов водоснабжения, в том числе строительство объектов водоснабжения, плата за подключение к сетям водоснабжения, плата за подключение к сетям водоснабжения (по тарифу на подключение), плата за подключение к сетям водоснабжения свыше 10 м куб./час. (по индивидуальному проекту), прочие работы и услуги (водоснабжение). Водоотведение: водоотведение сточной жидкости, ремонтно-строительные работы (водоотведение), ремонтно-строительные работы объектов водоотведения, в том числе строительство объектов водоотведения, плата за подключение к канализационным сетям (по тарифу на подключение), плата за подключение к канализационным сетям свыше 10 м куб/час (по индивидуальному проекту), прочие услуги и работы (водоотведение).
Расчет по налогу на прибыль за предшествующий регулируемому периоду - за 2017 год по видам деятельности: подключение к канализационным сетям (по тарифу на подключение), подключение к сетям водоснабжения (по тарифу на подключение), на водоснабжение, на водоотведение и оборотно-сальдовые ведомости по счетам 90.1, 90.02, 90.07.1, 91.01.1, 91.02.1 был представлен суду в материалы дела.
Недостоверность отраженных в нем сведений или их недостаточность для принятия к рассмотрению при разрешении вопроса об установлении спорного тарифа управлением судам в установленном порядке не доказана.
Поскольку представленными документами, в том числе рабочим планом счетов бухгалтерского учета общества по счету "Налог на прибыль" предусмотрено ведение раздельного учета в разрезе регулируемых и нерегулируемых видов деятельности, и такой учет фактически ведется, выводы судов о том, что в этой связи у регулятора имелась возможность определить суммы налога на прибыль, в том числе фактически уплаченные обществом по видам деятельности, связанным с подключением (технологическим присоединением) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, обоснованны, соответствуют материалам дела.
В связи с чем, выводы судов о незаконности действий управления, со ссылкой на пункты 17, 20, 25 Основ ценообразования, согласно которым, в силу вышеприведенных положений законодательства при расчете индивидуального тарифа в целях компенсации организации её расходов на подключение к централизованным системам водоснабжение и водоотведение обязательно следует учесть налог на прибыль, и это действие как и проверка обоснованности подлежащих учету расходов, является обязанностью регулятора, который в данном случае не истребовал у общества необходимую ему для принятия обоснованного решения дополнительную информацию, формально заключив об её отсутствии, правомерны.
На основании изложенного требования заявителя о признании недействительным приказа управления от 21.12.2018 в указанной части обоснованно удовлетворены.
Вместе с этим применительно к конкретно установленным по делу обстоятельствам, судом первой инстанции выбран способ восстановления нарушенных прав общества.
Оснований для утверждения о несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам, как и полномочий для их переоценки в силу предоставленных полномочий, у суда округа не имеется.
Иное понимание и толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, правильных выводов судов о незаконности выводов управления по отношению к обстоятельствам спора и действующему законодательству, не опровергают, основанием для отмены судебных актов не является.
Поскольку судами верно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора фактические обстоятельства, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено, обжалуемые судебные акты изменению в оспариваемой части, а кассационная жалоба - удовлетворению, не подлежат.
Принятые определением арбитражного суда 30.10.2019 меры в виде приостановления действия оспариваемых судебных актов, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, отменяются.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.07.2019 в оспариваемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А04-1635/2019 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое на основании определения Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.10.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае суды установили, что управление при установлении спорного тарифа не исследовало и не учло расходы регулируемой организации по налогу на прибыль, мотивируя отсутствием у регулятора сведений о ведении обществом раздельного учета по названной статье расходов и не представлением фактических данных по налогу за предыдущий период.
Отклоняя данные доводы, суды установили, что вопреки утверждению управления, что следует из представленных в материалы дела доказательств, общество ведет раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с ПБУ N 1/2008, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н Положение по учетной политике АО "АКС" на 2017 год утверждено приказом от 31.12.2016 N1077, в которой определен рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2019 г. N Ф03-5522/19 по делу N А04-1635/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5522/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5522/19
01.10.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5457/19
12.07.2019 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1635/19