г. Хабаровск |
|
10 декабря 2019 г. |
А73-4531/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Меридиан": представитель не явился;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска: Салямов А.В., представитель по доверенности от 21.08.2019 N 02-18/33333; Краденых Р.Г., представитель по доверенности от 07.06.2019 N 19-20/22702;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю: Щербина К.В., представитель по доверенности от 27.12.2019 N 04-28/027029; Салямов А.В., представитель по доверенности от 21.08.2019 N 04-28/020005;
от Аникиева Юрия Владимировича: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
на решение от 29.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019
по делу N А73-4531/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю
третье лицо: Аникиев Юрий Владимирович
о признании незаконными действий
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (ОГРН 1152720002192, ИНН 2708002143; адрес: 682571, Хабаровский край, Аяно-Майский район, с. Аян, ул. Новая, д. 41, кв. 5, далее - ООО "Меридиан", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (ОГРН 1042700263396, ИНН 2724022154; адрес: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Станционная, д. 1, далее - регистрирующий орган, инспекция), к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700094910, ИНН 2720025002; адрес: 680007, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Олега Кошевого, д. 3, далее - межрайонная инспекция) о признании незаконными действий инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о недостоверности сведений в отношении ООО "Меридиан", об обязании инспекции исключить запись за государственным регистрационным номером 2182724492674 от 08.10.2018 в отношении общества из ЕГРЮЛ, о признании незаконными действий межрайонной инспекции по отказу в приеме расчета по страховым взносам, который поступил 11.01.2019, об отказе в приеме сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которые поступили 11.01.2019, об отказе в приеме упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая поступила 15.02.2019, об отказе в приеме налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которая поступила 15.02.2019, об обязании межрайонной инспекции принять от общества вышеуказанные расчет, сведения, отчетность, налоговую декларацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен Аникиев Юрий Владимирович (далее - Аникиев Ю.В.).
Решением суда от 29.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019, в удовлетворении требования отказано.
ООО "Меридиан", не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении требования. Податель жалобы настаивает, что Аникиев Ю.В. не был надлежащим образом уведомлен о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. По утверждению кассатора, инспекцией не проводились проверочные мероприятия, указанные в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации). Заявитель жалобы также приводит доводы о фактическом осуществлении деятельности со стороны ООО "Меридиан".
Межрайонная инспекция, инспекция в отзывах, и их представители в судебном заседании, доводы кассационной жалобы отклонили, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Судами из материалов дела установлено, что ООО "Меридиан" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.09.2015 с указанием в качестве учредителя и руководителя Аникиева Ю.В., о чем в ЕГРЮЛ регистрирующим органом внесены соответствующие записи. В качестве адреса (место нахождения) общества значится 682571, Хабаровский край, Аяно-Майский район, с. Аян, ул. Новая, д. 41, кв. 5.
16.08.2018 в регистрирующий орган от межрайонной инспекции поступило заявление (форма N Р34002) заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, относительно адреса и учредителя ООО "Меридиан". В данном заявлении приводится информация о том, что используемый обществом адрес не существует и что корреспонденция до общества и до руководителя возвращается с пометкой "не проживает", а сам Аникиев Ю.В. в межрайонную инспекцию по вызовам не приходит.
На основании вышеуказанного заявления и представленных совместно с ним документов инспекцией в связи с отсутствием каких-либо объяснений от Аникиева Ю.В. 08.10.2018 внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе, об учредителе и руководителе ООО "Меридиан".
11.01.2019 и 15.02.2019 межрайонной инспекцией отказано обществу в приеме расчета по страховым взносам за 2018, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 (далее - расчет, сведения, отчетность и декларация) по мотиву недостоверности сведений о руководителе ООО "Меридиан".
Общество, не согласившись с действием инспекций по внесению 08.10.2018 в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе, об учредителе и руководителе ООО "Меридиан", считая неправомерными действия межрайонной инспекции по отказу в приеме расчета, сведений, отчетности и декларации, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который по результатам исследования и оценки по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательств, представленных в материалы дела, в удовлетворении требования отказал, признав верными и соответствующими положениям Закона о государственной регистрации выводы инспекции и межрайонной инспекции о недостоверности сведений об адресе, об учредителе и руководителе ООО "Меридиан" и о невозможности в связи с этим принятия расчета, сведений, отчетности и декларации.
Суждения суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом о государственной регистрации.
В силу части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ), который означает, что документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.
Согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В силу подпунктов "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в ЕГРЮЛ содержатся такие сведения о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Как определено в пункте 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания и Порядок) утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Пунктом 4 Оснований и Порядка установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Материалами дела подтверждается и судами зафиксировано, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении адреса, учредителя и руководителя ООО "Меридиан" проводились инспекцией в связи с получением от межрайонной инспекции заявления (форма N Р34002) заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, относительно адреса и учредителя общества.
Как указано в данном заявления и не опровергнуто кассатором, Аникиев Ю.В. и ООО "Меридиан" корреспонденцию по обозначенному в ЕГРЮЛ адресу не получают, а сам адрес согласно ответу администрации сельского поселения "Село Аян" отсутствует; по неоднократным вызовам Аникиев Ю.В. явку в межрайонную инспекцию не обеспечивает; по сведениям УВМ УМВД России по Хабаровскому краю Аникиев Ю.В. зарегистрирован с 24.06.1999 по настоящее время в г. Хабаровске, ул. Тихоокеанская, д. 196, кв. 127, то есть по адресу, отличному от указанного в ЕГРЮЛ.
Оценив по правилам главы 7 АПК РФ вышеуказанные обстоятельства, документально не опровергнутые общества, судебные инстанции мотивированно признали, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения относительно адреса, директора и учредителя ООО "Меридиан".
В силу положений пункта 6 статьи 11 Закона в государственной регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Судами, вопреки мнению кассатора, установлено, что алгоритм действий, обозначенный указанной выше нормой правой, регистрирующим органом соблюден: в адрес общества и Аникиева Ю.В. направлялись уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений в отношении ООО "Меридиан", но какие-либо сведения представлены не были; уведомления возвратились обратно отправителю.
Учитывая все вышеизложенное, исходя из отсутствия в действительности адреса, по которому в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ находится ООО "Меридиан", принимая во внимание обстоятельства уклонения Аникиева Ю.В. от представления пояснений как регистрирующему органу, так и арбитражному суду, судебные инстанции сделали мотивированный вывод о недостоверности адреса (места нахождения) общества, а также сведений об учредителе и руководителе.
При таких фактических обстоятельствах суды верно указали о том, что оспариваемые действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений в отношении ООО "Меридиан", являются правомерными, в связи с чем, требования общества в указанной выше части удовлетворению не подлежат.
Сам по себе ненаправление инспекцией уведомления Аникиеву Ю.В. по адресу его фактической регистрации в г. Хабаровск, по убеждению судебной коллегии, не может расцениваться как существенное нарушение регистрирующим органом положений пункта 6 статьи 11 Закона в государственной регистрации, поскольку Аникиев Ю.В. о данном адресе инспекцию не извещал и фактически по данному адресу со слов матери не проживает; указанное кассатором документально не опровергнуто.
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа в принятии межрайонной инспекцией расчета, сведений, отчетности и декларации послужило то обстоятельство, что сведения о руководителе ООО "Меридиан", содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются недостоверными.
Соответствующий перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) приведен в пункте 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент).
В качестве одного из таких оснований в Административном регламенте значится отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Судами установлено и кассатором не опровергнуто, что в момент направления в межрайонную инспекцию расчета, сведений, отчетности и декларации в ЕГРЮЛ содержалась запись о недостоверности сведений о руководителе ООО "Меридиан".
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает правильными выводы судебных инстанций о правомерности действий межрайонной инспекции по отказу в приеме расчета, сведений, отчетности и декларации ввиду отсутствия сведений о действительном руководителем общества.
Таким образом, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований ООО "Меридиан".
Общество не лишено права в установленном порядке сообщить регистрирующему органу достоверные сведения о своем адресе, об учредителе и о руководителе.
Доводы кассационной жалобы ООО "Меридиан" по существу направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражными судами первой и второй инстанций обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. В связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Излишне уплаченная ООО "Меридиан" государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета применительно к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А73-4531/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Меридиан" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 28.10.2019 N 90.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания и Порядок) утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
...
Соответствующий перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) приведен в пункте 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2019 г. N Ф03-5744/19 по делу N А73-4531/2019