г. Хабаровск |
|
19 декабря 2019 г. |
А73-4204/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Барбатова А.Н.
судей Серги Д.Г., Яшкиной Е.К.
при участии представителей:
от МУП "Городские тепловые сети" муниципального образования "Город Биробиджан": Хрящева И.В. по доверенности от 16.12.2019; Шевченко О.А. по доверенности от 16.12.2019; Дацук А.Н. по доверенности от 01.04.2019 N 79АА0199956
от АО "Дальневосточная генерирующая компания": Ковтун А.Ю. по доверенности от 01.12.2017 N 51/557
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 05.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019
по делу N А73-4204/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" муниципального образования "Город Биробиджан" (ОГРН 1027900508580, ИНН 7901012808, адрес: 679000, г. Биробиджан, пер. МТС, д. 18)
к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 10514017467693, ИНН 1434031363, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49)
третье лицо: Комитет тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1047900040297, ИНН 7901101462, адрес: 679000, г. Биробиджан, ул. Трансформаторная, д. 3, копр. А)
о взыскании 12 263 618 руб. 55 коп.
Муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" муниципального образования "Город Биробиджан" (далее - МУП "Городские тепловые сети", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК", общество) о взыскании 12 263 618 руб. 55 коп. убытков, связанных с затратами на содержание, эксплуатацию и текущим ремонтом тепловых сетей, за период с 01.01.2017 по 30.09.2017.
Определением суда от 27.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (далее - Комитет).
Решением суда от 05.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019, иск удовлетворен в полном объеме.
АО "ДГК", не соглашаясь с решением и постановлением, в кассационной жалобе просит их отменить. Заявитель, ссылаясь на положения пунктов 5, 6 статьи 17 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), а также применение истцом при расчете убытков установленного приказом Комитета от 20.11.2015 N35/2-п до передачи ему спорного участка тепловых сетей тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, который не может применяться к отношениям сторон, указывает на отсутствие у предприятия оснований требовать оплаты услуг по передаче тепловой энергии по таким сетям. Ответчик полагает не подтвержденным право хозяйственного ведения истца на данный объект сетевого хозяйства и неправомерным включение в состав убытков суммы налога на добавленную стоимость.
МУП "Городские тепловые сети" в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с принятыми судебными актами, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Отзыв на кассационную жалобу ответчика от Комитета не поступал.
В заседании суда представители ответчика и истца поддержали свои позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, дав соответствующие пояснения.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети "Интернет", своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направил; представил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения от 05.07.2019, постановления от 26.09.2019, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами, АО "ДГК" осуществляет на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области функции единой теплоснабжающей организации.
Приказом комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Биробиджан N 440 от 28.11.2016 за МУП "Городские тепловые сети" с 01.01.2017 на праве хозяйственного ведения закреплены муниципальные тепловые сети, посредством которых АО "ДГК" передавало тепловую энергию ее потребителям, произведенную ООО "Бирэнерго".
Предприятие в адрес АО "ДГК" письмами N 48 от 24.01.2017, N 152 от 09.03.2017, N187 от 23.02.2017 направило предложение о заключении договора транспортировки тепловой энергии, что ответчик счел возможным только после установления истцу тарифа с учетом нового объекта сетевого хозяйства.
МУП "Городские тепловые сети", используя данный объект, в период с января 2017 года по сентябрь 2017 года осуществляло транспортировку тепловой энергии потребителям ответчика.
На основании утвержденных приказами Комитета от 25.10.2016 N 19/1-п и от 20.11.2015 N 35/2-п тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Городские тепловые сети" на территории муниципального образования "Город Биробиджан" на 2016 - 2018 годы предприятие за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 произвело расчет убытков, связанных с затратами на содержание, эксплуатацию и текущим ремонтом тепловых сетей, размер которых составил 12 263 618 руб. 55 коп.
Претензионное требование об оплате задолженности, направленное истцом в адрес ответчика 06.03.2019, оставлено обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения МУП "Городские тепловые сети" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требование истца, судебные инстанции, руководствуясь статьей 15 ГК РФ, статьями 8, 10, 12, 15, 17 Закона о теплоснабжении, пунктами 3, 7, 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), исходили из того, что, в условиях закрепления за истцом на праве хозяйственного ведения переданных ему тепловых сетей предприятие вправе требовать возмещения ответчиком убытков в виде стоимости таких услуг, исчисленных по действующему в регулируемый период и подлежащего применению при расчетах тарифу, установленному приказом Комитета от 20.11.2015 N 35/2-п (в ред. от 25.10.2016 N 19/1-п) на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Городские тепловые сети".
Между тем судами не учтено следующее.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении.
В силу подпункта "б" пункта 18 статьи 2, части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения. Подлежащие государственному регулированию тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого вида регулируемого вида деятельности.
Законом о теплоснабжении также предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 6 статьи 17 настоящего Закона).
Из указанных норм следует, что расчеты за услуги по передаче тепловой энергии осуществляются по регулируемым тарифам, которые имеют экономическое обоснование на момент утверждения, в том числе учитываются объекты теплосетевого хозяйства, которые находятся у теплосетевой организации в собственности или ином законном владении на момент принятия тарифного решения.
При рассмотрении дела судами установлено, что передача тепловой энергии по переданным в ведение предприятия после утверждения ему регулирующим органом соответствующих тарифов тепловых сетей осуществлялась в отсутствие заключенного между сторонами договора.
Данный объект теплосетевого хозяйства и валовая выручка на его содержание, как видно из материалов дела и следует из пояснений представителя истца в заседании суда кассационной инстанции, при установлении тарифов истцу не учитывались.
При этом затраты на обеспечение передачи ресурсов по указанным сетям не включены в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую АО "ДГК" ее потребителям на 2017 год.
При таком положении правовых оснований для распространения на отношения сторон тарифа по передаче энергоресурсов по сетям и в объемах, не учтенных при его утверждении приказами Комитета от 25.10.2016 N 19/1-п и от 20.11.2015 N 35/2-п в данном случае не имеется. Иное означало бы возможность компенсировать затраты на содержание и эксплуатацию сетей в обход действующему законодательству.
Теплосетевая организация, являясь профессиональным участником рынка тепловой энергии, должна соотносить экономические последствия своих действий с правилами взаиморасчетов за услуги по передаче теплоэнергии, так как свобода ее деятельности ограничена государственным регулированием и не должна нарушать прав иных участников правоотношений в сфере теплоснабжения. Риск наступления неблагоприятных последствий экономических решений теплосетевой организации, своей волей принявшей во владение дополнительные сети теплоснабжения, должен лежать на этом лице.
В случае несения экономически обоснованных расходов по эксплуатации тепловых сетей, не учтенных органом тарифного регулирования при установлении тарифа, истец вправе в порядке пункта 13 Основ ценообразования ставить вопрос об их возмещении в последующих периодах регулирования.
Вывод судебных инстанций о том, что таким правом в сложившихся отношениях обладает ответчик противоречит их характеру и принципам государственного тарифного регулирования услуг по передаче энергоресурсов.
Признавая правомерным требование истца о взыскании убытков, которые составляют стоимость услуг по передаче тепловой энергии, что фактически является предметом иска, суды неправильно применили нормы материального права о государственном регулировании в сфере теплоснабжения, поэтому решение и постановление на основании частей 1,2 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе предприятию в удовлетворении иска.
Судебные расходы по оплате АО "ДГК" при подаче апелляционной и кассационной жалоб государственной пошлины в сумме 6 000 руб. относятся на истца в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу N А73-4204/2019 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, в удовлетворении иска муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" муниципального образования "Город Биробиджан" отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" муниципального образования "Город Биробиджан" в пользу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" 6 000 руб. судебных расходов.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Барбатов |
Судьи |
Д.Г. Серга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "б" пункта 18 статьи 2, части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения. Подлежащие государственному регулированию тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого вида регулируемого вида деятельности.
Законом о теплоснабжении также предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 6 статьи 17 настоящего Закона)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2019 г. N Ф03-5059/19 по делу N А73-4204/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1293/20
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5059/19
26.09.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5540/19
05.07.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4204/19