г. Хабаровск |
|
23 декабря 2019 г. |
А51-24121/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Лесненко С.Ю., Меркуловой Н.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Меридиан +": Побережная Н.И., генеральный директор по протоколу от 02.08.2012 N 1Б; Козьменко Д.Ю., представитель по доверенности б/н от 09.01.2019;
от Государственной жилищной инспекции Приморского края: представитель не явился;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меридиан +"
на решение от 17.06.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019
по делу N А51-24121/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан +" (ОГРН 1122511003229, ИНН 2511079879, адрес: 692501, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Воровского, 143 М/С, 111)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН 1112540003982, ИНН 2540171519, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45А)
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан +" (далее - ООО "Меридиан +") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - ГЖИ Приморского края, инспекция) о внесений изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Приморского края, принятого по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" (далее - ООО "УК ЖКС") и повлекшего исключение сведений об управлении им многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Уссурийск, ул. Первомайская, д. 16, и включение сведений об управлении данным домом ООО "УК ЖКХ". Также просило признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в не информировании его в установленный законом срок о решении о внесении изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Приморского края в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Первомайская, д. 16. В качестве способа восстановления нарушенного права просило обязать инспекцию устранить допущенные нарушения путем внесения в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Приморского края сведений о периодах управления спорным многоквартирным домом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК ЖКХ".
Решением суда от 17.06.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019, в удовлетворении требований отказано ввиду соответствия оспариваемых решения и бездействия действующему законодательству.
ООО "Меридиан +", не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель кассационной жалобы выражает несогласие с судебными актами, которые, по его мнению, приняты в противоречие с фактическими обстоятельствами дела, свидетельствующими о недействительности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении управляющей организации. Кроме того, ссылается на отсутствие факта его информирования инспекцией о принятом решении о внесении изменений в реестр лицензий.
ООО "УК ЖКХ" в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения. ГЖИ Приморского края отзыв на жалобу не представила.
В судебном заседании представители ООО "Мередиан +" доводы жалобы поддержали, просили отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить заявленные им требования. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела судами установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 26.05.2015 и договора управления многоквартирным домом от 01.01.2015 N 2 ООО "Меридиан +" являлось управляющей организацией для многоквартирного дома N 16, расположенного по улице Первомайской г. Уссурийск Приморского края.
13.07.2018 внеочередным общим собранием собственников помещений, проведенном в форме заочного голосования, приняты решения о расторжении договора управления с ООО "Меридиан +" и о заключении нового договора управления с ООО "УК ЖКС".
ООО "УК ЖКС" 13.07.2018 обратилось в ГЖИ Приморского края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Приморского края в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: г. Уссурийск, ул. Первомайская, 19. К заявлению прилагался пакет документов: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложениями; договор управления, заключенный лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме с приложениями; доверенность председателя совета дома с приложением реестра собственников, выдавших эту доверенность.
Решением инспекции от 24.07.2018 N 51/3081 во внесении изменений в реестр лицензий отказано вследствие несоответствия заявления и представленных документов требованиям действующего законодательства.
Письмом от 25.07.2018 ООО "УК ЖКС" вновь направило в адрес административного органа соответствующее заявление о внесении изменений в реестр лицензий, приложив дополнительно доверенности собственников помещений многоквартирного дома.
Решением инспекции от 07.08.2018 N 51/3296 рассмотрение заявления ООО "УК ЖКХ" приостановлено в связи с наличием противоречий в сведениях, представленных заявителем, со сведениями, содержащимися в реестре лицензий; об указанном обстоятельстве ГЖИ Приморского края проинформировала ООО "Меридиан +", предложив последнему представить ряд документов.
Письмом от 23.08.2019 ООО "Меридиан +" сообщило о не поступлении в его адрес уведомления о расторжении договора управления о представлении протокола общего собрания от 13.07.2018, а также о представлении протокола общего собрания, имеющего признаки ничтожности.
Изучив представленные документы, инспекция оформила заключение от 29.08.2018 N 51-1612, которым решила внести изменения в реестр лицензий в части управления многоквартирного домом N 16 по ул. Первомайская в г. Уссурийск, а именно: исключить данный дом из реестра ООО "Меридиан +" и включить его в перечень домов лицензиата ООО "УК ЖКС". О данном решении ООО "Меридиан +" и ООО "УК ЖКС" извещены письмами от 29.08.2018.
ООО "Меридиан +", не согласившись с вышеуказанным решением и действиями инспекции, настаивая также на отсутствии надлежащего уведомления о принятом решении, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными. Суд первой инстанции по результатам исследования и оценки по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных в материалы дела, в удовлетворении требования отказал, не усмотрев со стороны административного орган нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.
В силу положений части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как определено частью 1 статьи 198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
В целях реализации части 3 статьи 198 ЖК РФ Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего соответствующие сведения.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, перечисленные в пункте 3 Порядка N 938/пр.
В пункте 5 Порядка N 938/пр указано, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения перечисленных в нем условий.
В силу пункта 6 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Судами установлено, что основанием для принятие ГЖИ Приморского края оспариваемого решение послужило заявление ООО "УК ЖКС" о включении многоквартирного дома N 16 по ул. Первомайской в г. Уссурийске в реестр лицензий Приморского края, с приложением к нему протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 13.07.2018 и результаты проведенной инспекцией проверки данного заявления и приложенных к нему документов, а также документов, поступивших от ООО "Меридиан +".
При этом из материалов дела видно соблюдение ГЖИ Приморского края процедуры рассмотрения заявления и принятия по нему решения, предусмотренного Порядком N 938/пр.
Судами установлено, что на дату принятия оспоренного решения заявителем в инспекцию не были представлены доказательства недействительности протокола общего собрания собственников от 13.07.2018, иные основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий также не выявлены. В связи с этим у инспекции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления ООО "УК ЖКС" о включении в его реестр лицензии спорного многоквартирного дома.
Доводы ООО "Меридиан +" в отношении действительности решения общего собрания собственников от 13.07.2018 и заключенного на его основании договора управления от 13.07.2018 N 1/П16/2018 рассмотрены и отклонены судами.
Так, в соответствии с положениями статей 44, 45, 46, 48 ЖК РФ, указанный договор управления от 13.07.2018 заключен на основании решения общего собрания собственников от той же даты при наличии необходимого кворума (65,84% голосов (4264,2 кв.м) от общего числа голосов, исходя из общей площади дома 6476,5 кв.м). При этом по вопросу расторжения договора управления с ООО "Меридиан +" и заключения договора управления с другой управляющей компанией "за" проголосовали 100% собственников помещений в спорном МКД от общего числа голосов собственников, принявших участие в голосовании. Признаки ничтожности решения общего собрания инспекцией также не выявлены.
Доводы общества о неподписании собственниками договора управления также правомерно отклонены в связи с установлением передачи соответствующих полномочий председателю совета многоквартирного дома, что подтверждено соответствующими доверенностями.
То обстоятельство, что указанные доверенности были выданы до даты заключения договора управления, как верно указано судами, не опровергает законности подписания договора управления. Доказательств признания доверенностей в судебном порядке недействительными заявителем не представлено.
Что касается доводов ООО "Меридиан +" о неправомерном бездействии инспекции, выразившемся в ненаправлении в его адрес решения о внесении изменений в реестр лицензий, суды установили, что такое уведомление было направлено ООО "Меридиан +" письмом от 29.08.2018 N 51/5056. В этой связи судебные инстанции мотивированно сочли несостоятельными суждения заявителя о допущенном со стороны административного органа незаконном бездействии.
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о законности оспариваемого решения ГЖИ Приморского края об исключении спорного многоквартирного дома из реестра многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Меридиан +", отказав последнему в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные обществом в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу частей 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Излишне уплаченная ООО "Меридиан +" государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета применительно к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.06.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А51-24121/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Меридиан +" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 16.09.2019 N 53.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы ООО "Меридиан +" в отношении действительности решения общего собрания собственников от 13.07.2018 и заключенного на его основании договора управления от 13.07.2018 N 1/П16/2018 рассмотрены и отклонены судами.
Так, в соответствии с положениями статей 44, 45, 46, 48 ЖК РФ, указанный договор управления от 13.07.2018 заключен на основании решения общего собрания собственников от той же даты при наличии необходимого кворума (65,84% голосов (4264,2 кв.м) от общего числа голосов, исходя из общей площади дома 6476,5 кв.м). При этом по вопросу расторжения договора управления с ООО "Меридиан +" и заключения договора управления с другой управляющей компанией "за" проголосовали 100% собственников помещений в спорном МКД от общего числа голосов собственников, принявших участие в голосовании. Признаки ничтожности решения общего собрания инспекцией также не выявлены."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 декабря 2019 г. N Ф03-5995/19 по делу N А51-24121/2018