г. Хабаровск |
|
24 января 2020 г. |
А51-3714/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Ульяновой,
судей С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от заявителя: К.К. Артамонов, представитель, доверенность от 20.08.2019
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области: Е.Л. Делех, представитель, доверенность от 25.12.2019 N 40
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мерси трейд"
на решение от 15.07.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019
по делу N А51-3714/2019
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мерси трейд"
к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области
о признании незаконным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Мерси трейд" (ОГРН 1082538008101, ИНН 2538124293, адрес: 692219, Приморский край, р-он Спасский, с. Прохоры, ул. Ленинская, д. 70; далее - заявитель, ООО "Мерси трейд", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ОГРН 1052503032229, ИНН 2536153725, адрес: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Воропаева, д. 33; далее - Управление Россельхознадзора, Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 16.11.2018 N 10-23-У об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации, выданного старшим государственным инспектором Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Болдыревым Ю.В.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Мерси трейд", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что предписание является незаконным, поскольку выдано с нарушением процедуры, предусмотренной положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Полагает, что плановый (рейдовый) осмотр земельного участка был проведен сотрудниками Управления в отношении конкретного юридического лица - ООО "Мерси трейд". Считает, что обжалуемые судебные акты приняты без учета оценки всех юридически значимых обстоятельств, в связи с чем подлежат отмене.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО "Мерси трейд" и Управления в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.09.2018 в Управление поступили письма Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры с жалобами жителей сел Спасского района Приморского края о нарушении обращения с пестицидами и агрохимикатами при обработке земель сельскохозяйственного назначения на полях, прилегающих к окраинам села Прохоры. Указанные обращения послужили основанием для проведения Управлением планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков, расположенных на территории Спасского района Приморского края с кадастровым номером района 25:16 (задание на проведение планового (рейдового) осмотра от 02.10.2018 N р8-343-18 ОЗН, приказ Управления от 03.10.2018 N 1835-пр "О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования").
При проведении 04.10.2018 планового (рейдового) осмотра должностными лицами Управления с помощью мобильного приложения "Публичная кадастровая карта Российской Федерации" и использования навигатора GPS CARMIN (инвентаризационный номер 010402899) установлено местонахождение земельного участка 25:16:020511:34.
С целью подтверждения информации о местонахождении обследованного земельного участка 25:16:020511:34 и составления акта планового (рейдового) осмотра от 29.10.2018 N 08-343-1803Н, Управлением сделан запрос в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю.
Согласно данным выписки из ЕГРН от 09.10.2018 земельный участок с кадастровым номером 25:16:020511:34 "временный", дата истечения срока действия временного характера - 29.01.2021. Указанный земельный участок расположен по одному адресу с земельным участком с кадастровым номером 25:16:020511:27.
Земельный участок с кадастровым номером 25:16:020511:27 принадлежит на правах аренды ООО "Мерси трейд" (выписка из ЕГРН от 17.10.2018).
Координаты отбора образцов проб, указанные в акте от 04.10.2018, на момент его составления были отнесены к земельному участку с кадастровым номером 25:16:020511:27.
В целях установления фактов, изложенных в жалобах, Управлением при проведении 04.10.2018 планового (рейдового) осмотра земельного участка отобраны почвенные образцы в следующих координатах: точка N 1 N 44.50108 Е 131.71710, точка N 2 N 44.50017 Е 131.71944, точка N 3 N 44.50041 Е 132.71695, точка N4 N 44.50045 Е 132.71927, точка N5 N 44.50084 Е 132.71657, по результатам испытания которых установлено превышение допустимых норм концентрации действующих веществ пестицидов (С-металахлора и кломазона), о чем составлены протоколы испытаний от 26.10.2018 N82/470ГЗ, N82/466 ГЗ, N82/469, N82/468ГЗ, N82/467ГЗ.
По результатам планового (рейдового) осмотра, состоявшегося 04.10.2018, на имя руководителя Управления составлено представление от 08.11.2018 N 08-55/18 о необходимости назначения и проведения внеплановой выездной проверки.
Приказом Управления от 08.11.2018 N 2108-пр назначено проведение внеплановой выездной проверки ООО "Мерси трейд" по месту осуществления деятельности: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:16:020511:27, общей площадью 1 860 000 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, Спасский район, с. Прохоры, ул. Советская, д. 19.
В ходе внеплановой выездной проверки, проводимой в отношении общества, на земельном участке с кадастровым номером 25:16:020511:27 на площади 250 000 кв.м выявлен факт превышения предельно допустимой концентрации пестицидов в почве, о чем составлен акт проверки от 15.11.2018 N У-082. В ходе данной проверки ООО "Мерси трейд" предоставлен журнал учета применения пестицидов, согласно данным которого обществом 15.05.2018 применялись пестициды Анаконда и гербицид Бамбу.
Управлением 16.11.2018 обществу выдано предписание N 10-23-У, в соответствии с которым заявителю предлагалось устранить нарушения земельного законодательства в срок до 29.04.2019.
На основании постановления по делу об административном правонарушении N 10-1179/18 ООО "Мерси трейд" 29.11.2018 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Спасского районного суда Приморского края от 15.03.2019 по делу N 1213/2019 постановление по делу об административном правонарушении N 10-1179/18 оставлено без изменения, а жалоба ООО "Мерси трейд" без удовлетворения.
Не согласившись с предписанием Управления, считая его не соответствующим закону, ООО "Мерси Трейд" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым требованием, отказывая в удовлетворении которого суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Государственный земельный надзор за использованием земельных участков осуществляется федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции (часть 2 статьи 71 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ за должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований закреплена обязанность выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
Подпунктом "в" пункта 4 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 591 (действовавшим на момент вынесения оспариваемого предписания) утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Административный регламент N 591), в силу пункта 6 которого должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Учитывая вышеназванные нормы, обжалуемое предписание от 16.11.2018 N 10-23-У выдано Управлением, которое является органом, уполномоченным на проведение государственного земельного надзора земель сельскохозяйственного назначения, то есть в пределах представленных ему полномочий.
Основанием для выдачи ООО "Мерси трейд" оспариваемого предписания послужило нарушение обществом правил обращения с пестицидами, которое привело к превышению предельно допустимой концентрации пестицидов в почве.
На основании статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подпункт 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 ЗК РФ).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды, признав Управление органом, уполномоченным на проведение государственного земельного надзора земель сельскохозяйственного назначения, установив соблюдение им процедуры выдачи предписаний, установили факт нарушения ООО "Мерсий трейд" земельного законодательства путем загрязнения почвы в результате нарушения обществом правил обращения с пестицидами, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
Утверждения ООО "Мерси трейд" о том, что оспариваемое предписание выдано по результатам планового (рейдового) осмотра, проведенного в нарушение положений Закона N 294-ФЗ в отношении конкретного юридического лица - заявителя, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм названного нормативного акта.
Иные доводы, приведенные обществом в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны судов и отклонены с изложением причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.07.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А51-3714/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мерси трейд" (ОГРН 1082538008101, ИНН 2538124293, адрес: 692219, Приморский край, р-он Спасский, с. Прохоры, ул. Ленинская, д. 70) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 01.11.2019 N 6439.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Ульянова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подпункт 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 ЗК РФ).
...
Утверждения ООО "Мерси трейд" о том, что оспариваемое предписание выдано по результатам планового (рейдового) осмотра, проведенного в нарушение положений Закона N 294-ФЗ в отношении конкретного юридического лица - заявителя, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм названного нормативного акта."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2020 г. N Ф03-6269/19 по делу N А51-3714/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6269/19
27.09.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6251/19
23.04.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-3714/19
22.04.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-3714/19
29.03.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-3714/19