г. Хабаровск |
|
29 января 2020 г. |
А24-3378/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом": представитель не явился;
от Администрации Корякского сельского поселения: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение от 13.06.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019
по делу N А24-3378/2019
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993, адрес: 119121, г.Москва, Бульвар Смоленский, д.19, стр. 1)
к Администрации Корякского сельского поселения (ОГРН 1064141002023, ИНН 4105029702, адрес: 684021, Камчатский край, р-н Елизовский, с.Коряки, ул.Шоссейная, 2)
об обязании определить управляющую организацию
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об обязании Администрации Корякского сельского поселения (далее - администрация) определить управляющую организацию, имеющую лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Коряки, ул. Воинская, д. 1, собственниками помещений которого не выбран способ управления.
Решением от 13.06.2019, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, предлагает принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся к тому, что администрация в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязана назначить управляющую организацию до выбора собственниками помещения способа управления МКД и такое бездействие администрации нарушает права жителей на благоприятные и безопасные условия проживания.
Администрация в отзыве доводы кассационной жалобы отклонила, предлагая судебные акты оставить без изменений. Также ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе, отзыва на нее, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела судами установлено, что ООО "ГУЖФ" в соответствии с договором управления от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и ООО "ГУЖФ", является управляющей организации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Коряки, ул. Воинская, д. 1.
18.06.2018 Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации уведомило ООО "ГУЖФ" о расторжении с 01.08.2018 договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03, о чем указанными лицами 06.07.2018 подписано соответствующее соглашение.
Письмом от 07.08.2018 N 110/2617 ООО "ГУЖФ" уведомило администрацию о расторжении договора управления от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03 и указало о необходимости проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации жилым объектом Камчатский край, Елизовский район, п. Коряки, ул. Воинская, д. 1.
Письмом от 19.09.2018 N 110/3349 ООО "ГУЖФ" сообщило администрации о том, что определением Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2018 (изготовлено в полном объеме 07.09.2018) по делу N А40-78208/2018 в отношении общества введена процедура наблюдения. В связи с введением процедуры наблюдения существует риск о невозможности в полном объеме управления многоквартирными домами и содержания общего имущества, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме и иных обязанностей установленных ЖК РФ. Также указало, что в целях приведения гражданско-правовых отношений в соответствие с действующим жилищным законодательством, а также в связи с расторжением договора управления от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03 с 01.08.2018 администрация обязана в течение 30 дней с момента поступления обращения провести открытый конкурс по выбору управляющей организации по вышеуказанному объекту жилищного фонда, а также назначить временную управляющую организацию до подведения итогов по признанию победителя открытого конкурса.
Полагая, что администрация отказала в проведении конкурса, общество направило ей претензию от 24.09.2018 N 110/3377, в которой сообщило, что в случае неисполнения обязательств по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирных домов, оно будет вынуждено обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением, а также направило письмо от 03.04.2019 N 110/669 с просьбой назначить временную управляющую организацию домом, расположенным по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Коряки, ул. Воинская, д. 1.
Поскольку вышеуказанные требования администрацией не исполнены, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на отсутствие у общества, как управляющей компании, полномочий по постановке спорных вопросов. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 163 ЖК РФ установлено, что порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), установлен порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации.
В соответствии с пунктом 39 Правил N 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Частью 7 статьи 161 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.
Между тем, как следует из материалов дела, ООО "ГУЖФ" является управляющей организацией спорного многоквартирного дома, в связи с чем, в силу вышеизложенных норм не отнесено к кругу лиц, уполномоченных требовать проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации.
Выполнявшее ранее полномочия собственника жилищного фонда - Министерство обороны Российской Федерации, ссылаясь на то, что доля жилых помещений в спорном МКД уже не составляет 100%, поскольку две квартиры из двадцати четырех приватизированы, договор управления с ООО "ГУЖФ" расторгло. В этой связи являются правомерными выводы судов о том, что право на определение судьбы своего имущества, в том числе по выбору способа управления многоквартирным домом, либо обращению в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию стало преимущественным правом собственников.
ООО "ГУЖФ" - действующая управляющая организация, согласно общедоступным сведениям, размещенным на портале ГИС ЖКХ, включено в реестр лицензий Камчатского края и является управляющей организацией спорного многоквартирного жилого дома, в связи с чем не является лицом, уполномоченным заявлять требования, указанные в настоящем деле.
Доводы заявителя жалобы о своем трудном финансовом положении, повлекшем введение в отношении него процедуры банкротства, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора в силу вышеизложенного.
При указанных обстоятельствах, поскольку в соответствии с буквальным толкованием положений действующего законодательства, необходимость проведения конкурса определяется наличием и реализацией решения правообладателей помещений в МКД о выборе способа управления, суды первой и апелляционной инстанций, правомерно, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов установленным по делу обстоятельствам, как и полномочий для переоценки таких выводов у суда округа в силу предоставленных полномочий, не имеется. С учетом изложенного, судебные акты отмене не подлежат.
Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы ООО "Главное управление жилищным фондом" государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.06.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу N А24-3378/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.10.2019 N 61985.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.