Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 8 июля 1999 г. N 640-РП
Положение
о порядке подготовки и повышения квалификации руководящего и обучающего состава* образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств в г.Москве
1. Общие положения
1.1. Подготовка и повышение квалификации руководящего и обучающего состава образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, проводится на курсах (центрах) подготовки и повышения квалификации образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (в дальнейшем Курсы).
1.2. Курсы создаются в целях повышения профессиональных знаний руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения, совершенствования их деловых качеств и подготовки к выполнению функциональных обязанностей.
1.3. Для осуществления своей деятельности Курсы должны иметь соответствующую лицензию.
1.4. Главными задачами Курсов являются:
подготовка лиц, не имеющих педагогического образования к образовательной деятельности;
удовлетворение потребностей слушателей в получении знаний о новейших достижениях в области развития автомобильного транспорта;
обеспечение информацией о достижениях в области педагогической науки и психологии;
ознакомление с руководящими документами по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
обновление теоретических знаний и практических навыков в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов;
обобщение, распространение опыта работы лучших преподавателей и мастеров производственного обучения, образовательных учреждений региона;
ознакомление с новыми передовыми методами и технологиями проведения занятий, основанных на отечественном и зарубежном опыте;
разработка и распространение среди образовательных учреждений различного рода методических материалов (рекомендаций, положений, программ и т.д.).
1.5. В целях выработки единых требований и подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, организовать обучение руководящего и обучающего состава образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств в г.Москве на базе учебно-методического центра "Алгоритм".
1.6. Курсы выполняют научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, построения его на основе достижений отечественной и мировой педагогической практики, осуществляют в установленном порядке издательскую деятельность, выпускают учебные планы и программы, учебно-методическую документацию, конспекты лекций и учебные пособия, проводят научные и методические конференции, семинары и совещания.
1.7. Курсы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации "Об образовании" (в редакции 1995 г.), и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов" и другими федеральными нормативными и правовыми актами.
1.8. Курсы в своей деятельности реализуют дополнительные и образовательные программы: повышение квалификации, стажировки, профессиональную подготовку.
1.9. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по конкретным вопросам основной работы слушателей;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, учебным, методическим вопросам осуществления образовательной деятельности в учебных организациях по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств;
длительное обучение (свыше 100 часов) для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии в области автомобильного транспорта, педагогической науки, других проблем в вопросах организации образовательного процесса.
1.10. Стажировка проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности.
1.11. Целью профессиональной подготовки слушателей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам подготовки преподавательского состава.
1.12. Подготовка руководителей образовательных учреждений (организаций) осуществляется из числа лиц, имеющих высшее образовательное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.
1.13. Подготовка преподавателей по устройству и техническому обслуживанию автомобилей осуществляется из числа лиц, имеющих образование не ниже среднего профессионального по автомобильной специальности и впервые назначенных на должности преподавателей.
1.14. Подготовка преподавателей по Правилам дорожного движения и основам безопасности движения осуществляется из числа лиц, имеющих образование не ниже среднего профессионального и водительское удостоверение на право управления транспортными средствами и впервые назначенных на должности преподавателей.
1.15. Подготовка мастеров производственного обучения вождению осуществляется из числа лиц, имеющих образование не ниже среднего (полного) общего образования, водительское удостоверение и стаж работы не менее 3-х лет.
1.16. Подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения вождению осуществляется в виде длительного обучения (свыше 100 часов) по соответствующим учебным планам и программам.
1.17. Подготовка председателей экзаменационных комиссий осуществляется из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование и практический стаж работы на автомобильном транспорте в виде краткосрочного тематического обучения.
1.18. Курсы получают право на образовательную деятельность и получение льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации, с момента выдачи соответствующей лицензии.
1.19. При реорганизации (ликвидации) Курсов их устав, лицензия и свидетельство о регистрации утрачивают силу.
2. Руководящий и обучающий состав Курсов
2.1. Управление Курсами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и их Уставом.
2.2. Общее руководство Курсами осуществляет выборный представительный орган - педагогический совет (совет), возглавляемый руководителем.
Формирование совета, определение его полномочий и регламентация его деятельности осуществляется в порядке, установленном Уставом Курсов.
2.3. Непосредственное управление деятельностью Курсов осуществляет его руководитель (директор). Порядок занятия должности директора определяется Уставом Курсов. Руководитель не может исполнять свои обязанности по совместительству.
2.4. На должность педагогического состава Курсов могут быть приняты лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую установленным квалификационным требованиям данного профиля и подтвержденную аттестатами, дипломами об образовании, либо документами о повышении специальной квалификации.
Наряду со штатными преподавателями образовательный процесс на Курсах могут осуществлять ведущие преподаватели вузов, специалисты автопредприятий, организаций и учреждений, представители местных органов исполнительной власти на условиях совместительства или почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией.
2.5. Учебная нагрузка для лиц преподавательского состава устанавливается в зависимости от их квалификации и занимаемой должности.
3. Права и обязанности участников образовательного процесса
3.1. Права и обязанности слушателей
3.1.1. Права и обязанности слушателей регламентируются Уставом Курсов, договором об оказании образовательных услуг (приложение 1, 2), заключенным между данным образовательным учреждением и юридическим или физическим лицом, настоящим Положением.
3.1.2. Слушатели имеют право:
на приобретение (совершенствование) профессиональных знаний и практических навыков в соответствии с действующими учебными планами и программами;
пользоваться имеющейся на Курсах нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом и другими услугами, определяемыми Уставом Курсов;
на получение документа установленного образца, при успешном прохождении итоговой аттестации;
на уважение их человеческого достоинства, свободы совести, информации, свободного выражения собственных взглядов и убеждений, если они не противоречат общепринятым нормам.
3.1.3. Слушатели обязаны:
овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и программами обучения;
соблюдать требования Устава Курсов, правил внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил, распоряжений администрации;
достойно вести себя в образовательном учреждении, уважать взгляды и убеждения других людей.
3.2. Права и обязанности работников образовательного учреждения
3.2.1. Права и обязанности работников образовательного учреждения дополнительного профессионального образования регламентируются законодательством Российской Федерации, Уставом Курсов, настоящим Положением и заключенным контрактом (договором) с образовательным учреждением (приложение 3).
3.2.2. Работники Курсов имеют право:
на получение работы обусловленной контрактом (договором);
на оплату труда в соответствии с установленными ставками;
на материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;
участвовать в формировании содержания образовательных программ;
на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний, обеспечивающих высокое качество образовательного процесса;
разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной, методической и воспитательной работы;
иные права, предусмотренные контрактом (договором), Уставом курсов, законодательством Российской Федерации.
3.2.3. Работники образовательного учреждения обязаны:
строго выполнять требования Устава Курсов, настоящего Положения и свои функциональные обязанности;
проводить на высоком методическом уровне занятия, формировать у слушателей необходимые умения и навыки;
вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрению наиболее эффективных форм и методов обучения, применению технических средств обучения;
внедрять в учебно-воспитательный процесс современные методические приемы и технологии обучения, основанные на отечественном и зарубежном опыте;
совершенствовать учебно-материальную базу, следить за состоянием, сохранностью и правильной эксплуатацией учебного оборудования и техники;
обеспечивать при проведении занятий высокую организованность, дисциплину, порядок и соблюдение слушателями правил и мер безопасности;
постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, проходить обучение на курсах подготовки и повышения квалификации при первоначальном назначении на должность преподавателя и через каждые пять лет, а для мастеров производственного обучения через каждые три года;
в своей деятельности уважать честь и достоинство слушателей, не допускать к ним методов физического и психологического насилия.
3.3. Мастера производственного обучения несут ответственность за техническое состояние учебных автомобилей и обязаны проходить предрейсовый медицинский контроль.
3.4. Преподаватели и мастера производственного обучения своевременно не прошедшие повышение квалификации к педагогической деятельности не допускаются.
3.5. К педагогической деятельности не допускаются также лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.
4. Организация образовательного процесса на Курсах
4.1. Курсы, на основе поступивших заявок от образовательных учреждений (юридических лиц) и физических лиц, составляют планы набора слушателей на предстоящий год (период). Руководство Курсов извещает образовательные учреждения и физических лиц о планах набора слушателей.
4.2. Лица, прибывающие на Курсы должны иметь документ, удостоверяющий личность и документы об образовании.
4.3. Руководство Курсов знакомит слушателей с Уставом Курсов и другими документами, регламентирующими образовательный процесс (начало и конец обучения, внутренний порядок, распорядок дня и т.д.).
4.4. Учебные группы подготовки и учебные группы повышения квалификации формируются в зависимости от состава обучающегося контингента (руководители образовательных учреждений, председатели экзаменационных комиссий, преподаватели по видам дисциплин, мастера производственного обучения вождению).
Численность учебной группы должна быть в пределах 20-25 человек.
4.5. Обучение может осуществляться по дневной и вечерней формам обучения, с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от основной работы.
4.6. Срок обучения определяется в соответствии с реализуемыми учебными планами и программами. Учебные планы и программы должны содержать дисциплины обеспечивающие углубление профессиональных, методических знаний и навыков слушателей с широким использованием современных педагогических технологий.
4.7. Образовательный процесс включает теоретическое и практическое обучение. Продолжительность учебного часа устанавливается 40-50 минут.
4.8. На Курсах устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом.
4.9. Начальная, текущая и итоговая оценка уровня подготовки слушателей могут проводиться в форме собеседования, тестирования, практических занятий, зачетов, экзаменов и иных форм.
4.10. Контроль качества усвоения пройденного материала осуществляется преподавателем в ходе проведения занятий с выставлением оценок в журнале учета занятий.
4.11. Контроль за качеством проведения занятий преподавателями осуществляется руководством Курсов с записями в журналах учета занятий.
4.12. Слушатели, освоившие полный курс обучения по соответствующему учебному плану и программам, допускаются к итоговой аттестации.
4.13. Для проведения итоговой аттестации назначается комиссия в составе председателя и не менее двух членов из числа руководящего и преподавательского состава Курсов.
4.14. Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом (приложение 4), который подписывается председателем, членами комиссии, руководителем образовательного учреждения и скрепляется печатью.
4.15. Слушателям, прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ установленного образца:
удостоверение (приложение 5) председателя экзаменационной комиссии - для слушателей, прошедших краткосрочное тематическое обучение по соответствующей программе;
удостоверение (приложение 6) о повышении квалификации - для слушателей, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство (приложение 7, 8) о подготовке (повышении квалификации) - для слушателей, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.
4.16. Сведения о результатах подготовки (повышения квалификации) направляются в кадровые органы образовательных учреждений по месту основной работы слушателей.
4.17. Слушатели Курсов могут быть отчислены досрочно по личному заявлению или по невыполнению ими условий договора.
4.18. Обучение на Курсах платное. Плата за обучение вносится до начала занятий. Размер оплаты устанавливается в зависимости от количества образовательных и дополнительных услуг с учетом затрат связанных с организацией, обеспечением и совершенствованием учебного процесса.
4.19. Взаимоотношения Курсов со слушателями и организациями - заказчиками регулируются договорами, определяющими уровень образования, сроки обучения, размер оплаты за обучение и иные условия.
5. Учебно-материальная база Курсов
5.1. Учебно-материальная база Курсов подготовки и повышения квалификации руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, должна полностью соответствовать Перечню кабинетов (классов) и сооружений образовательного учреждения, осуществляющего подготовку и переподготовку водителей транспортных средств и требованиям учебных планов и программ.
5.2. Курсы в целях реализации учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации руководителей, председателей экзаменационных комиссий, преподавателей и мастеров производственного обучения вождению должны располагать: учебными кабинетами (классами) и лабораториями, оснащенными современным учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями и другими учебными объектами.
5.3. Учебно-материальная база Курсов (примерный перечень):
методический кабинет;
кабинет методической подготовки;
кабинет педагогики и психологии;
кабинет устройства транспортных средств;
кабинет эксплуатации транспортных средств;
кабинет Правил дорожного движения;
кабинет безопасности движения;
кабинет медицинской подготовки;
кабинет по охране труда;
лаборатория по устройству транспортных средств;
лаборатория по техническому обслуживанию транспортных средств;
кабинет автотренажеров;
автодром (площадку для учебной езды);
учебные транспортные средства.
5.4. Состав, количество и содержание учебных классов, лабораторий определяется, исходя из требований соответствующих учебных планов и программ, а также количества обучающегося контингента.
5.5. Методический кабинет создается с целью изучения планирующей, учебной и методической документации образовательного учреждения, а также в целях внедрения в педагогическую практику опыта педагогов-новаторов, современных методов и средств обучения.
5.6. При недостаточном аудиторном фонде Курсов могут быть объединены: кабинет устройства с кабинетом эксплуатации транспортных средств и кабинетом по охране труда, кабинетом Правил дорожного движения с кабинетом безопасности движения и медицинской подготовки.
Запрещается совмещать кабинеты теоретического обучения с лабораториями практических занятий.
5.7. Кабинеты для проведения теоретических занятий должны иметь рабочее место преподавателя (кафедру), классную доску, столы и стулья из расчета одновременной посадки до 25 чел. и демонстрационный стол для показа отдельных деталей.
5.8. Лаборатории должны иметь оборудованные учебные места, обеспечивающие отработку упражнений в соответствии с учебными планами и программами обучения Курсов. Должно быть предусмотрено место для хранения спецодежды, инструмента, приспособлений, приборов и инструктивных карт, медицинской аптечки, противопожарного щита и место мытья рук.
Каждое учебное место, как правило, должно быть оборудовано рабочим столом (верстаком), учебным оборудованием, комплектом инструментов, приборов и приспособлений, учебной документацией (планом выполнения задания, инструкцией по охране труда, инструкционно-технологической картой, описью учебного оборудования и инструмента).
5.9. Размещение учебных мест и оборудования должно производиться с учетом рационального и полного использования полезной площади, а также требований технической эстетики, правил охраны труда и пожарной безопасности. Крупные агрегаты и механизмы устанавливаются на подставках. При установке действующих автомобилей (автобусов) и двигателей лаборатория (класс) оборудуется вентиляцией и трубопроводами для отвода наружу отработавших газов. Подача топлива должна проводиться из баков, находящихся вне помещений. Учебную документацию размещают в рамках, устанавливаемых над рабочим столом (верстаком).
5.10. Учебное оборудование должно быть в количестве, обеспечивающем полную и качественную отработку программного материала. Размещение оборудования, макетов, стендов и щитов должно осуществляется с соблюдением требований технической эстетики и обеспечивать охрану труда. Устанавливаемое учебное оборудование должно быть хорошо обозримо, удобно для пользования им и окрашено в цвета, принятые заводами-изготовителями.
5.11. Вентиляция помещения должна обеспечивать подачу на каждого обучающего в течение часа 15-20 м3 свежего воздуха, естественное освещение должно осуществляться с левой стороны при посадке слушателей. Освещенность должна соответствовать медицинским требованиям.
5.12. Учебные транспортные средства должны иметь: опознавательные знаки "Учебное транспортное средство", дополнительные зеркала заднего вида, педали сцепления и тормоза для обучающего.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.