г. Хабаровск |
|
07 февраля 2020 г. |
А51-4336/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "МЕАНДР 1" - Кононов П.В., генеральный директор по приказу от 18.09.2014 N 00000000006; Хмара Е.И., представитель по доверенности б/н от 01.10.2019;
от Государственной жилищной инспекции Приморского края - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ Сихотэ-Алинь" - представитель не явился;
от Варениной Валентины Владимировны - представитель не явился;
от Казачука Сергея Викторовича - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕАНДР 1"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019
по делу N А51-4336/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕАНДР 1" (ОГРН 1112511006981, ИНН 2511077254, адрес: 692527, Приморский край, г.Уссурийск, ул.Чичерина, 153, 530)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН 1112540003982, ИНН 2540171519, адрес: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Алеутская, 45а)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ДВ Сихотэ-Алинь" (ОГРН 1162511050349, ИНН 2511096881, адрес: 692525, Приморский край, г.Уссурийск, ул. Крестьянская, 179, 15), Варенина Валентина Владимировна, Казачук Сергей Викторович
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "МЕАНДР 1" (далее - заявитель, управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - инспекция) с заявлением о признании незаконным отказа от 20.02.2019 N 51/735 о внесении изменений в реестр лицензии по управлению многоквартирными домами Приморского края (далее - реестр); о признании незаконным действий, выразившихся в исключении из общего количества голосов, принимавших участие в голосовании, голоса (кв. м) квартиры N 144, общее количество голосов которой составляет 42,3 кв. м (с учетом заявленных уточнений).
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать инспекцию устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Приморского края в отношении многоквартирного дома N 8В по ул. Сергея Ушакова в г. Уссурийске.
Определением суда от 11.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ДВ Сихотэ-Алинь", Варенина Валентина Владимировна, Казачук Сергей Викторович.
Решением от 11.09.2019 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, прийдя к выводу о незаконных действиях инспекции по исключению из общего количества голосов площади квартиры N 144 (42,3 кв.м); недействительным решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по управлению МКД сведений о заявителе, как новой управляющей МКД компании, в связи с признанием судом кворума для принятия решения равном 51,19%, учитывая не учтенные голоса квартир N 144, (42,3 кв.м.), N 77 (65,4 кв.м), N78 (35,8 кв.м., N 34 (64,07 кв.м.) и площадь нежилых помещений МКД - 121,6 кв.м.
Также суд обязал инспекцию в течение месяца после вступления решения в силу устранить нарушение прав заявителя путем внесения изменений в реестр.
Апелляционная коллегия по результатам рассмотрения апелляционной жалобы инспекции, решение суда отменила, в удовлетворении требований обществу отказала, признав недостоверными сведения, представленные обществом в инспекцию, ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для принятия решения о выборе заявителя в качестве управляющей МКД компанией.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Общество в жалобе и его представители в судебном заседании суда округа утверждали о нарушении судом норм материального права в связи с выводами об отсутствии кворума для принятия решения о смене управляющей компании, которые возникли в виду ошибочного расчета и отсутствия доказательств по собственному подписанию собственниками квартир N N 83, 173, 269 заявлений о том, что они участия в собрании не принимали. С выводами суда второй инстанции о том, что площадь квартиры N 34 не подлежит учету согласно. Предлагает для исчисления принять сведения из протокола N 1 от 24.12.2018 о количестве собственников, принявших участие в голосовании - 202 и приходящейся на них площади жилых помещений - 7 956,19 кв.м.
Инспекция, третьи лица, отзыв не представили, извещенные в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ соблюдение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, разрешением от 03.08.2017 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Сергея Ушакова, N 8В, введен в эксплуатацию в составе жилых помещений N1-294, площадью 15129,3 кв. м и нежилых помещений N 1-2, площадью 121,6 кв. м.
Между ООО "ДВ Сихотэ-Алинь" и ООО Строительная Производственная компания "ГлавМонтажОбъединение" (застройщик) заключен договор управления МКД от 10.08.2017 со сроком действия до проведения первого общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу способа управления многоквартирным домом, либо до изменения способа управления многоквартирным домом (пункт 5.1 договора от 10.08.2017).
В период с 01.11.2018 по 16.12.2018 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД в форме очно-заочного голосования, о чем 24.12.2018 составлен протокол N 1, согласно которому принято решение о досрочном расторжении договора на управление МКД с ООО "ДВ Сихотэ-Алинь"; о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "Меандр 1".
В протоколе отражено, что общая площадь жилых и нежилых помещений МКД составляет 15 129,3 кв. м (100%), в голосовании приняло участие 202 собственника, владеющих 7956,19 кв. м (52,58%).
29.01.2019 общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр о смене управляющей компании, представив указанный протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД и договор управления от 01.02.2019.
Инспекция решением от 20.02.2019 N 51/735, ссылаясь на подпункты "в", "е" пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) отказала во внесении изменений в реестр по причине противоречий в сведениях, представленных заявителем, сведениям, содержащимся в реестре (управление данным МКД ООО "ДВ Сихотэ-Алинь") и наличии признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД в связи с отсутствием кворума.
Посчитав, что решение и действия инспекции не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Приморского края, который его удовлетворил.
Суд второй инстанции, счел выводы суда ошибочными, решение отменил, в удовлетворении заявления обществу отказал.
Суд округа соглашается с апелляционным судом, который обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).
Из части 3 данной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие указанной нормы утвержден Порядок, в котором зафиксированы и сроки внесения таких изменений в реестр.
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего указанные в настоящем пункте сведения и документов, представляемых с заявлением.
Так, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, помимо прочего, копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом, а также копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункты "а" и "в" пункта 3 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка (в редакции, действующей в спорный период) в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
По правилам пункта 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Подпунктом "а" пункта 10 Порядка определено, что основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных пунктом 7 Порядка (пункт 17 Порядка).
Судами установлено, что в полном соответствии с приведенными положениями Порядка инспекция приостановила рассмотрение заявления, получив заявление от ООО "Меандр 1" о внесении его в реестр лицензий в качестве управляющей компании МКД, который по имеющейся информации находился под управлением иного лица - ООО "ДВ Сихотэ-Алинь", при том, что последнее общество не обращалось с заявлением об исключении этого дома из списка домов, находящихся в его управлении.
После проверки оснований для приостановления рассмотрения заявления, инспекция установила несоответствие заявления ООО "МЕАНДР 1" и приложенных к нему документов требованиям подпунктов "в", "е" пункта 5 Порядка, и в частности: наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации: согласно представленным заявлениям собственников помещений квартиры N N 34, 77, 78, 83, 144, 154, 173, 269 не принимали участие в голосовании, однако площади указанных квартир (голоса) вошли в общий расчет. При проведении проверочного расчета в голосовании приняли участие 49,52% собственников. Собрание признается несостоявшимся в связи с отсутствуем кворума.
Суд, оценивая основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий управления МКД, исходил из статей 161, 162 ЖК РФ, в соответствии с которыми способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 48 Кодекса правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Пунктом 4 статьи 48 ЖК РФ закреплено, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и содержащем сведения указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
Аналогичные нормы о правомочности общего собрания собственников МКД содержат положения статьи 181.2 ГК. В силу статьи 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято, в том числе, при отсутствии необходимого кворума.
Из протокола усматривается, что от 24.12.2018 общая площадь жилых и нежилых помещений МКД составляет 15 129,3 кв. м, что составляет (100%), в голосовании приняло участие 202 собственника, владеющих 7 956,19 кв. м (52,58%).
Инспекция в спорном решении исходила из того, что собственники квартир N N 34, 77, 78, 83, 144, 154, 173, 269, они не принимали участие в голосовании, однако площади указанных квартир (голоса) вошли в общий расчет.
В свою очередь апелляционный суд установил и подтверждается материалами дела, что указанная в протоколе информация о площади жилых и нежилых помещений МКД не согласуется со сведениями, указанными в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, согласно которым объект капитального строительства принят в эксплуатацию в составе жилых помещений N 1-294 площадью 15 129,3 кв. м и нежилых помещений N 1-2 площадью 121,6 кв. м.
Следовательно, по верным выводам суда, при подсчете кворума на собрании не были учтены 121,6 кв. м (голосов) собственников нежилых помещений.
Актуальная информация ГИСЖКХ подтверждает сведения об общей площади жилых и нежилых помещений МКД, в общей сумме составляющей 15 250,9 кв. м.
Вместе с этим судом установлено, следует из сводной ведомости голосов (том 2 л.д. 47), что при подсчете голосов собственников квартир не инспекция исключила из общего количества голосов, принимавших участие в голосовании голос кв. 144 (42,3 кв. м), а ООО "Меандр 1" самостоятельно и незаконно не учло данный голос при подсчете кворума, о чем указывает инспекция в своих правовых позициях по делу.
Выводы судебной коллегии об отсутствии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части, обоснованны, соответствуют материалам дела.
Также из реестра собственников жилых и нежилых помещений МКД (том 1 л.д. 108) и акта приема-передачи жилого помещения от 04.08.2017 (том 2 л.д. 5) судом установлено, что Варенина Валентина Владимировна с содольщиками на момент проведения общего собрания не являлись собственниками квартиры N 34, соответственно, не обладали правом участвовать в общем собрании собственников и голосовать по вопросам повестки дня.
В связи с чем, по верным выводам судом права голоса на спорном общем собрании у данного лица, не имелось, учитывать площадь квартиры, не следовало.
В кассационной жалобе общество согласилось с таким заключением апелляционной коллегии, не оспаривало его.
При этом судом правомерно учтено, что собственник квартир N 77, N 78 - Казарчук Сергей Викторович, привлеченный судом первой инстанции к участию в деле, подтвердил регистрацию права собственности на указанные квартиры на дату проведения собрания и подтвердил факт участия в собрании, и поэтому выводы инспекции в отношении указанных голосов (площадей 65,4 кв. м и 35,8 кв. м) признаны судом несостоятельными.
Однако еще 3 бюллетеня (квартиры N 83, N 173, N 269) по подтвержденным материалами арбитражного дела сведениям правильно оценены инспекцией как недействительные по причине представленных и имеющихся в материалах дела заявлений собственников квартир о том, что они участие в собрании не принимали, бюллетени не подписывали (том 1 л.д. 30, 31, 33).
Таким образом, судом второй инстанции, сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае площади квартир N N 34, 83, 173, 269 (64,07+ 42+64+35,7 = 205,77 кв. м) подлежат исключению при расчете с добавлением к ним площадей нежилых помещений NN1,2 МКД - 121,6 кв.м., и, учитывая, что голос квартиры N144 голосовал против смены управляющей организации и площадь помещения самим обществом учтена не была.
При установленных обстоятельствах, выводы суда соответствуют выводам инспекции о том, что представленные заявителем документы имели признаки ничтожности.
При установленных и не опровергнутых материалами дела фактах некорректного расчета и несоответствующих действительности при формировании значимых для внесения сведений в реестр лицензий управления МКД сведений со стороны заявителя по настоящему делу, нашедших отражение в протоколе общего собрания собственников МКД, ошибочных выводах суда первой инстанции по ряду фактических обстоятельств, выводы апелляционного суда о том, что оспариваемое решение инспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, принято правомерно, обоснованны.
Полномочий для переоценки сделанных выводов, у суда округа не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы общества не нашли подтверждения в суде округа, подлежат отклонению.
Поскольку судом второй инстанции правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебный акт отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А51-4336/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 3 статьи 48 Кодекса правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Пунктом 4 статьи 48 ЖК РФ закреплено, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и содержащем сведения указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
Аналогичные нормы о правомочности общего собрания собственников МКД содержат положения статьи 181.2 ГК. В силу статьи 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято, в том числе, при отсутствии необходимого кворума."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 февраля 2020 г. N Ф03-75/20 по делу N А51-4336/2019