г. Хабаровск |
|
18 февраля 2020 г. |
А73-14363/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи С.Н. Новиковой
судей С.И. Гребенщикова, В.А. Гребенщиковой
при участии:
от акционерного общества "Дальлеспром":
- Дудин А.С., представитель по доверенности от 01.02.2019 N 47 /2019.
от Управления лесами Правительства Хабаровского края:
- Пестова А.В., представитель по доверенности от 10.02.2020 N 09/20.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 10.10.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019
по делу N А73-14363/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальлеспром" (ОГРН 1022700922276, ИНН 2700000070, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, 23А)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5)
о признании незаконным решения об отказе в принятии лесной декларации; обязании управления принять лесную декларацию от 17.07.2019 N 2/2019/208 по договору аренды лесного участка от 05.11.2008 N 0208/2008.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальлеспром" (далее - АО "Дальлеспром", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации (далее - АПК РФ), к управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - управление лесами, управление) о признании незаконным решения об отказе в принятии лесной декларации от 17.07.2019 N 2/2019/208, изложенного в письме от 24.07.2019 N 202-18/10600 и обязать управление принять лесную декларацию АО "Дальлеспром" по договору аренды лесного участка от 05.11.2008 N 0208/2008.
Решением от 10.10.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление лесами просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель настаивает на том, что в приеме спорной декларации отказано ввиду ее несоответствия установленным требованиям к содержанию (пункту 4.1 Порядка N 17). Ссылается на позицию суда, выраженную в судебном акте по делу N А73-3961/2018.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Дальлеспром" приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель управления лесами поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав суду пояснения, с которыми не согласился представитель АО "Дальлеспром" и, возражая относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить состоявшиеся судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.11.2008 между правительством Хабаровского края (арендодатель) и АО "Дальлеспром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 0208/2008, в соответствии с которым арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 61 604 га в целях использования лесов для заготовки древесины на территории Баджальского лесничества в кварталах N 53-64, 69, 3 А73-14363/2019 70, 76-82, 89-96, 107-117, 121, 130-135, 138-141, 143, 144, 150-171, 174, 177- 181, 185-194, 201-208 Сулукского участкового лесничества в Верхнебуреинском муниципальном районе Хабаровского края.
В связи с планированием заготовки древесины АО "Дальлеспром" представило в управление лесную декларацию от 17.07.2019 N 2/2019/208.
Письмом от 24.07.2019 N 02-18/10600 управление лесами отказало в принятии документа, возвратив его обществу, ввиду того, что декларируемый объект - "лесовозный ус" отсутствует в перечне объектов лесной инфраструктуры, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р.
Общество, полагая отказ в принятии декларации незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать управление принять спорную декларацию.
Судами правомерно квалифицированы спорные правоотношения как регулируемые нормами лесного законодательства, условиями договора аренды лесного участка от 05.11.2008 N 0208/2008.
Частью 1 статьи 26 ЛК РФ предусмотрено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утверждены формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме, исходя из которого, в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В порядке кассационного обжалования спорной является декларация от 17.07.2019 N 2/2019/208.
Названной декларацией предусмотрена сплошная рубка в хвойном хозяйстве для строительства лесовозных усов. К декларации приложена общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в 2019 году, схемы размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, в которых приведены номера лесосек, координаты предполагаемых для строительства лесовозных усов, их площадь.
Управление, отказывая в принятии этих деклараций, указало на то, что декларируемый объект - "лесовозный ус" отсутствует в перечне объектов лесной инфраструктуры, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р, данный термин не предусмотрен лесным законодательством.
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках (далее - Правила заготовки N 474).
Согласно пункту 4 Правил N 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с названными Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 N 24075) утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. При этом проект освоения лесов, его общая часть, включает раздел "Создание лесной инфраструктуры", в который входят сведения характеристик существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры (Приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (Приложение N 9) (пункты 3, 7 раздела II Приказа N 69). К приказу N 69 имеются Приложения, в том числе N 8 "Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке" и N 9 "Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры".
Согласно статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (пункт 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов (далее - Перечень N 1283-р), предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса
В частности, к объектам лесной инфраструктуры для использования лесов в эксплуатационных лесах относятся лесная дорога, лесной проезд, квартальная просека.
В настоящем случае в спорной декларации отражено о сплошной рубке в целях строительства лесовозных усов.
Вышеназванный Перечень объектов лесной инфраструктуры не содержит сведений о лесовозных усах.
Вместе с тем, соответствующее понятие (лесовозный ус) приведено в ГОСТ 17461-84 "Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и понятия": лесовозный ус - временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек.
Сводом правил "Дороги лесные Правила проектирования и строительства (СП 288.1325800.2016)" предусмотрено, что лесовозный ус (ответвление от лесовозной ветки) наравне с лесовозной магистралью и лесовозной веткой является одним из видов лесовозной лесной дороги (пункт 4.3).
Таким образом, строительство лесовозных усов, а следовательно подача соответствующей декларации в настоящем случае связаны с непосредственным освоением конкретной лесосеки, координаты которой приведены в лесной декларации, в связи с чем, у управления не имелось оснований для непринятия спорной декларации. В этой связи суды правомерно признали незаконным оспариваемый отказ, как не соответствующий требованиям вышеприведенного законодательства, нарушающий права общества на освоение конкретной лесосеки.
При этом суд, руководствуясь правилами части 4 статьи 201 АПК РФ, обоснованно обязал управление лесами принять вышеназванную лесную декларацию.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судебных инстанций, являлись предметом исследования, получили надлежащую оценку, поэтому судом округа не принимаются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены принятых решения, постановления, судом не допущено.
В силу изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.10.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 по делу N А73-14363/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (пункт 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов (далее - Перечень N 1283-р), предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса
...
В настоящем случае в спорной декларации отражено о сплошной рубке в целях строительства лесовозных усов.
Вышеназванный Перечень объектов лесной инфраструктуры не содержит сведений о лесовозных усах.
Вместе с тем, соответствующее понятие (лесовозный ус) приведено в ГОСТ 17461-84 "Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и понятия": лесовозный ус - временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 февраля 2020 г. N Ф03-249/20 по делу N А73-14363/2019