г. Хабаровск |
|
27 февраля 2020 г. |
А73-11018/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Серги Д.Г., Яшкиной Е.К.
при участии:
от истца: Лысенко Е.А. по доверенности от 01.07.2019 N ДЭК-71-15/529Д,
от ответчика: Меркурьевой А.А. по доверенности от 28.10.2019 N ЖКС1-90;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 14.08.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019
по делу N А73-11018/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 5 968 722 руб. 63 коп.
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН - 1072721001660; далее - ПАО "ДЭК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН - 1027700430889; далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение, ответчик) о взыскании неустойки за просрочку оплаты электрической энергии в размере 5 968 722 руб. 63 коп., начисленной за период с 29.03.2018 по 25.02.2019.
Решением суда от 14.08.2019 (судья Збарацкая Л.А.), оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 (судьи Гричановская Е.В., Козлова Т.Д., Ротарь С.Б.) исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить и принять по делу новое постановление об отказе в иске.
В обоснование жалобы заявитель привел доводы о возможности взыскания с учреждения неустойки лишь по ставке 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая согласована в государственных контрактах и соответствует размеру ответственности, определенному Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Не согласился с взысканием расходов по уплате государственной пошлины, ссылаясь на участие ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в процессе в связи с осуществлением функций органа военного управления.
ПАО "ДЭК" в отзыве указало на несостоятельность доводов ответчика, просило оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ПАО "ДЭК" поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение государственных контрактов энергоснабжения от 28.12.2017 N ЖКО5/2018/1 и от 29.12.2018 N ЖКО5/2018/1 ПАО "ДЭК" с 28.02.2018 по 31.01.2019 осуществило подачу электрической энергии на объекты ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, указанные в Приложениях N 1 к контрактам (воинские части, учреждения и организации, подведомственные Минобороны России).
Поставка ресурса на сумму 318 237 161 руб. 83 коп. ответчиком оплачена с нарушением сроков, что послужило основанием для начисления ПАО "ДЭК" неустойки и направления учреждению соответствующей претензии от 15.05.2019 N 1338-и.
Неудовлетворение требований истца в досудебном порядке явилось основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Рассматривая требования ПАО "ДЭК" о взыскании начисленной неустойки, суды исходили из следующего.
В силу статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).
Абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Установив просрочку исполнения обязательства, суды пришли к правильному выводу об обоснованности требований истца о возложении на учреждение меры гражданско-правовой ответственности в виде уплаты неустойки с 29.03.2018 по 25.02.2019 в сумме 5 968 722 руб. 63 коп. из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что согласуется с правилами статей 309, 310, 329, 330 ГК РФ, абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ.
Согласование в контрактах ответственности абонента в меньшем размере, чем законная неустойка, правового значения не имеет. Согласно пункту 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заключенному соглашению сторон уменьшен, а может быть только увеличен, если такое увеличение законом не запрещено.
Выводы судов о наличии вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в допущенной просрочке соответствуют нормам статей 401, 404 - 406 ГК РФ, разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражным судами норм Бюджетного кодекса РФ", в связи с чем оснований не согласиться с ними у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд округа находит необоснованными доводы кассатора о неправомерном взыскании с учреждения расходов по оплате государственной пошлины по иску.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 названного Кодекса, в соответствии с частью 1 которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Взыскивая с учреждения сумму уплаченной ПАО "ДЭК" при подаче иска в бюджет государственной пошлины (52 844 руб.), суды возложили на ответчика не обязанность по уплате государственной пошлины, а обязанность по компенсации обществу как стороне, в пользу которой принят судебный акт, понесенных им судебных расходов.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции, проверяющий в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалованных судебных актов, не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы полномочий суда округа.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального права, как и процессуальных нарушений, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ кассатор освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.08.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А73-11018/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
Д.Г. Серга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов о наличии вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в допущенной просрочке соответствуют нормам статей 401, 404 - 406 ГК РФ, разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражным судами норм Бюджетного кодекса РФ", в связи с чем оснований не согласиться с ними у суда кассационной инстанции не имеется.
...
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2020 г. N Ф03-416/20 по делу N А73-11018/2019