г. Хабаровск |
|
02 марта 2020 г. |
А24-2079/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Лесненко С.Ю., Луговой И.М.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "УправКом К": Завражина Ю.А., представитель по доверенности б/н от 23.04.2019;
от администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края: представитель не явился;
от Зубарева Андрея Викторовича: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УправКом К"
на решение от 29.08.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019
по делу N А24-2079/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УправКом К"
к администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края
третье лицо: Зубарев Андрей Викторович
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УправКом К" (ОГРН 1154177000207, ИНН 4102011496, адрес: 684090, Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Победы, 2, оф. 106, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания отдела муниципального контроля администрации Вилючинского городского округа (ОГРН 1024101224828, ИНН 4102002396, адрес: 684090, Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Победы, 1, далее - администрация) от 24.12.2018 N 130.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен Зубарев Андрей Викторович (далее - Зубарев А.В.).
Решением суда от 29.08.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, считая их незаконными и необоснованными, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу (с учетом дополнений), в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Кассатор ссылается на нарушение администрацией порядка проведения проверки, а также утверждает о неисполнимости предписания.
Администрация в отзыве выразила несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме, дав по ним пояснения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, на основании распоряжений главы администрации от 30.11.2018 N N 568, 577 проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества.
Основанием для проведения проверки послужило обращение Зубарева В.В. вх. от 18.10.2018 N 1759-3 о нарушениях лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного дома N 22 в мкр. Центральный г. Вилючинска.
В ходе проведенной проверки администрацией установлено, что торцы указанного многоквартирного дома окрашены обществом с помарками и пятнами.
Результаты проверки отражены в акте от 24.12.2018 N 237.
Предписанием от 24.12.2018 N 130 обществу указано на необходимость в срок до 31.07.2019 выполнить надлежащую покраску обшивки утеплителя торцевой стены многоквартирного дома согласно пункту 4.2.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170); предоставить документы, подтверждающие исполнение предписания.
Не согласившись предписанием, настаивая на его незаконности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций посчитали доказанным вмененные обществу нарушения, отраженные в оспоренном предписании.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов в силу следующего.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) осуществление муниципального жилищного контроля относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ).
Порядок проведения муниципального жилищного контроля в Камчатском крае установлен Законом Камчатского края от 29.12.2012 N 195, в соответствии со статьей 4 которого муниципальный жилищный контроль в Камчатском крае осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления поселений и городских округов в Камчатском крае на территориях соответствующих поселений и городских округов в Камчатском крае, а также уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов в Камчатском крае на межселенных территориях в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Камчатского края от 07.12.2016 N 42 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае отдельными государственными полномочиями Камчатского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан и по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии" органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, в том числе Вилючинского городского округа, наделяются государственными полномочиями по проведению при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, проверок.
Постановлением Администрации Вилючинского городского округа Камчатского края от 02.02.2018 N 87 утвержден Административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории Вилючинского городского округа (далее - Регламент N 87).
В силу пункта 1.2 Регламента N 87 муниципальный жилищный контроль в Вилючинском городском округе осуществляется администрацией Вилючинского городского округа, непосредственное осуществление контроля возлагается на отдел муниципального контроля администрации Вилючинского городского округа.
Пунктом 1.7 данного Регламента N 87 уполномоченным должностным лицам предоставлено право при проведении проверок выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм, суды верно указали на наличие у администрации полномочий по проведению проверки соблюдения управляющей организацией требований жилищного законодательства в части соблюдения обязательных лицензионных требований и выдаче по ее результатам предписаний.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, управляющая организация обязана соблюдать требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и исполнять обязанности по договору управления многоквартирным домом, предусмотренные частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Частью 2.3 указанной статьи установлено, что управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пунктом 10 которых установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В состав общего имущества подпунктом "в" пункта 2 названных Правил содержания общего имущества включены ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Пунктом 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу требований пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Как определено пунктом 4.2.1.9 Правил N 170, для предупреждения высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов.
Согласно указаниям пункта 4.2.3.13 Правил N 170, нарушение которого вменено обществу, окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест.
Судами по материалам дела установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 22, расположенным в мкр. Центральный г. Вилючинска.
Следовательно, надлежащее содержание общего имущества дома, в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, входит в обязанности управляющей организации.
Между тем проведенной органом жилищного контроля проверкой установлено неудовлетворительное состояние фасада многоквартирного дома (поверхность окрашена с помарками и пятнами).
В этой связи у администрации имелись правовые основания для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Отсылка общества на неисполнимость предписания ввиду невозможности получения в установленном порядке колерного паспорта признается судом кассационной инстанции несостоятельной, поскольку из содержания оспариваемого предписания не следует, что оно выдано именно в связи с окраской фасада многоквартирного дома обществом в отсутствие колерного паспорта; рассматриваемое предписание, по существу, предписывает обществу устранить помарки и пятна на фасаде, недопустимые по смыслу положений пункта 4.2.3.13 Правил N 170.
Доводы общества о нарушении администрацией порядка проведения внеплановой проверки судами рассмотрены, получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), являются заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме.
Учитывая изложенное, обращение Зубарева В.В., вопреки мнению кассатора, могло быть основанием для проведения внеплановой проверки.
В силу прямого указания данной нормы внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах судами сделаны правильные выводы о соблюдении администрацией порядка и регламента проведения контрольных мероприятий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к правильному выводу о соответствии оспоренного предписания требованиям действующего законодательства, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требований общества о признании его недействительным.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.08.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А24-2079/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пунктом 10 которых установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
...
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), являются заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2020 г. N Ф03-471/20 по делу N А24-2079/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-471/20
09.12.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7694/19
29.08.2019 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-2079/19
18.07.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4862/19