г. Хабаровск |
|
06 марта 2020 г. |
А73-10562/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой - Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.И. Гребенщикова
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Проект": Ким Е.В., представитель, доверенность от 16.11.2018, 27АА 1313044
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель, доверенность от 20.02.2020 N 09/02
от Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу: Носаль М.С., представитель, доверенность от 23.10.2019 N 21
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края, Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 03.09.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019
по делу N А73-10562/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проект"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
третьи лица: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным решения об отказе в принятии лесной декларации
Общество с ограниченной ответственностью "Проект" (ОГРН 1022700780442; ИНН 2713011680, место нахождения: 680022, г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 8, оф. 207; далее - ООО "Проект", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020; ИНН 2721153053, место нахождения: 680020, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5; далее - Управление лесами), изложенного в письме от 28.05.2019 N 02-18/7249, об отказе в принятии лесной декларации от 23.05.2019 N 6/2019 по договору аренды лесного участка от 25.12.2008 N 0261/2008; об обязании принять вышеуказанную декларацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.09.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019, заявленные требования удовлетворены.
Управление лесами и Департамент лесного хозяйства, не согласившись с принятыми судебными актами, обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
В обоснование своих возражений Управлением лесами приведены доводы о том, что несовпадение сведений по результатам самостоятельно проведенных процедур отвода и таксации лесосек со сведениями из проекта освоения лесов не дает лесопользователю право вносить в декларацию сведения, не соответствующие проекту освоения лесов. Указывает на необходимость соблюдения арендатором процедур внесения изменений документированной информации в государственный лесной реестр, а также в проект освоения лесов, регламентированных приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 и приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69. Полагает, что занижение объема древесины по сравнению с объемом, отраженным в проекте освоения лесов, может негативно отразиться на использовании лесов.
Департамент лесного хозяйства приводит довод о неприменении судами пункта 19 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474, в силу которого выдел 23, указанный в ведомости лесотаксационных выделов, в котором проектируется заготовка древесины, должен отводиться в рубку полностью.
ООО "Проект" в отзыве на кассационные жалобы выразило несогласие с позицией их заявителей, просило оставить принятые судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители Управления лесами и Департамента лесного хозяйства поддержали доводы кассационных жалоб, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ООО "Проект" поддержал возражения, изложенные в отзыве.
В судебном заседании Арбитражного суда Дальневосточного округа 25.02.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 03.03.2020 до 17 часов 10 минут.
После перерыва представители Управления лесами и общества поддержали ранее изложенные позиции по спору.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и возражений на них, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Проект" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.12.2008 N 0261/2008, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду лесной участок площадью 22 649 га, в пределах Хорского лесничества общей площадью 1 024 508 га, местоположение: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, Хорское лесничество, номера кварталов: 199, 201, 202, 219-226, 246-250, 272-277, 297, 339, 346, 355, 356 Кафэнского участкового лесничества; номера кварталов: 103-105, 150, 151, 176, 177 Катэнского участкового лесничества.
Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по указанному договору, прошел государственную экспертизу и утвержден приказом Управления лесами от 17.12.2018 N 169п.
ООО "Проект" 23.05.2019 представило в Управление лесами лесную декларацию N 6/2019, заявив об использовании лесов по вышеуказанному договору до 31.12.2019 для заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов.
Письмом от 28.05.2019 N 02-18/7249 уполномоченный орган отказал обществу в принятии лесной декларации по причине ее несоответствия проекту освоения лесов, а именно: декларируемый объем рубки лесных насаждений на лесосеке (1 164 куб.м) не соответствует запасу, предусмотренному к вырубке проектом освоения лесов (2 259 куб.м).
ООО "Проект" полагая, что данный отказ противоречит лесному законодательству, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями, удовлетворяя которые суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Кодекса).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17).
В пунктах 2, 3 Порядка N 17 определено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов. В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период. При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
В пункте 6 Порядка N 17, пункте 2.11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Судами установлено, что в спорной лесной декларации ООО "Проект" отразило информацию о том, что по 31.12.2019 использует леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду, Хорского лесничества Хабаровского края в соответствии с проектом освоения лесов.
Лесная декларация составлена по форме, утвержденной приложением N 2 к Порядку N 17. К декларации представлены приложения: N 1 "Объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы" и "Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры"; N 2 "Общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов"; N 3 "Схема размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры".
Основанием для отказа в принятии лесной декларации послужил вывод Управления лесами о том, что общий объем древесины, заявленный обществом в декларации (1 164 куб. м), не соответствует объему, указанному в проекте освоения лесов (таблица 6.3.1 "Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины", графа "Вырубаемый запас" - 2 259 куб. м), тем самым, по его мнению, обществом в декларации существенно занижен объем планируемой к вырубке древесины.
Согласно пункту 12 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" подраздел специальной части проекта освоения лесов "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26); установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
В ведомости лесотаксационных выделов приведены следующие сведения: лесничество, участковое лесничество; номер квартала; номер выдела; преобладающая порода; площадь выдела (га); запас на выделе и в среднем на 1 га; форма, вид рубки; вырубаемый запас; % выборки (для выборочных рубок); рекомендуемые способы лесовосстановления.
В соответствии с пунктами 18, 19 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), в целях заготовки древесины лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
Таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных и чересполосных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку; в случае, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по количеству заготовленной древесины (пункт 27 Правил N 474).
Согласно пунктам 18, 19, 27 - 29, 36, 37 Правил N 474 конкретный объем изъятия по каждой конкретной лесосеке определяется на стадии подачи лесной декларации и определяется по породам по данным натурной таксации лесосек после обозначения их границ на местности; до обозначения границ лесосек на местности определить количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, невозможно.
В пункте 6.3 проекта освоения лесов указано, что лесопользователь самостоятельно производит отвод и таксацию лесосек и вносит данные в лесную декларацию.
Заготовке древесины предшествует процедура - отвод и таксация лесосек, данные о которых вносятся в лесную декларацию. Таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке. При отводе и таксации лесосек проводится учет жизнеспособного подроста главных (целевых) пород (раздел 6.4 проекта).
Исходя из сведений, указанных в Проекте освоения лесов, в выделе 23 квартала N 222 Кафэнского участкового лесничества, запас на выделе составляет 7 790 куб.м (графа 7). С учетом установленного процента выборки - 29% (графа 10), возможный вырубаемый запас на выделе составил 2 259 куб.м (графа 9).
Ранее на декларируемой лесосеке выборочной рубки не производилось.
Таким образом, общий объем заготовки в указанном выделе, с учетом спорной лесной декларации N 6/2019, составил 1 164 куб.м при установленном вырубаемом запасе на выделе - 2 259 куб. м.
Сведения о средних объемах заготовки на одном гектаре и/или о максимальных или минимальных ограничениях по объемам заготовки на одном гектаре в таблице 6.3.1 проекта освоения лесами не отражены.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что объем подлежащей заготовке древесины, заявленный в спорной декларации, не превышает максимальный объем вырубаемого запаса на лесосеке N 1 в выделе 23 квартала 222 Кафэнского участкового лесничества, а, следовательно, соответствует проекту освоения лесов.
Доказательств, опровергающих позицию ООО "Проект" о том, что декларируемый объем рубки установлен обществом по результатам натурного определения объема древесины, подлежащей заготовке, Управлением лесами в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к единому обоснованному выводу об отсутствии у Управления лесами оснований, предусмотренных пунктами 3, 6 Порядка N 17, для отказа в принятии лесной декларации ООО "Проект" от 23.05.2019 N 6/2019, в связи с чем на основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ удовлетворили требования заявителя.
При этом все доводы Управления лесами и Департамента лесного хозяйства о несогласии с такими выводами судов основаны на неправильном толковании и понимании норм лесного законодательства и направлены исключительно на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что нормами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Доводов, не являвшихся предметом исследования нижестоящих судов, свидетельствующих о несоответствии выводов обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения спора, и способных повлиять на результат рассмотрения настоящего спора, заявителями в кассационных жалобах не приведено.
Учитывая, что судами правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений положений процессуального законодательства, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, то в такой ситуации правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.09.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А73-10562/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" подраздел специальной части проекта освоения лесов "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26); установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
...
В соответствии с пунктами 18, 19 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), в целях заготовки древесины лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 марта 2020 г. N Ф03-6620/19 по делу N А73-10562/2019