г. Хабаровск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А51-5345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи В.А. Гребенщиковой
судей С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Восток" - Верховская А.В., представитель по доверенности серии 25АА N 2729676 от 29.05.2019
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Восток"
на решение от 15.10.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019
по делу N А51-5345/2019
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Восток"
к администрации города Владивостока
об оспаривании постановления
третьи лица: инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-Восток" (ОГРН 1042504355365, ИНН 2540102730, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 31-5; далее - ООО "Комплекс-Восток", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, адрес: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский просп., 20; далее - администрация, уполномоченный орган) от 19.12.2018 N 3578 "Об отмене разрешения на строительство от 18.07.2017 N RU25304000-244/2017".
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края".
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ООО "Комплекс-Восток" просит состоявшиеся судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы заявителем со ссылкой на положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) приведены доводы о том, что у администрации отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, поскольку разрешение на строительство было выдано при соблюдении обществом всех условий для его получения. При подаче заявления представлены: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка. Истребование иных документов законом не допускается. Согласно справке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа от 16.02.2017 N 3043 спорный земельный участок не расположен в зоне охраны объектов культурного наследия исторического центра. Выписка из государственного реестра недвижимости от 22.01.2019 не содержит какой-либо информации об ограничениях, за исключением нахождения земельного участка в водоохраной зоне. По градостроительному плану от 21.03.2017 участок расположен в зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1). Постановление губернатора Приморского края от 02.02.1998 N 34 "Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока" (далее - постановление от 02.02.1998 N 34), на которое ссылаются суды устанавливает лишь временные зоны охраны, а на момент выдачи разрешения такие зоны установлены не были.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, возражая относительно изложенных в ней доводов, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение кассационной жалобы определением от 25.05.2020 в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось до 15.06.2020 по ходатайству ООО "Комплекс-Восток".
В судебном заседании представитель данного общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, дав суду округа свои пояснения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
По материалам дела установлено, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010015:40, площадью 3000 кв.м, образованный из земель поселений, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 39, предоставлен ООО "Комплекс-Восток" в аренду на основании заключенного с администрацией договора аренды земельного участка от 10.06.2004 N 01-001056-Ю-Д-1643 для целей строительства и дальнейшей эксплуатации ресторана в границах, указанных в кадастровом плане участка, приложенном к данному договору, сроком действия с 10.06.2004 по 09.06.2019.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке управлением Росреестра по Приморскому краю 24.02.2005 (номер регистрационной записи 25-25-01/043/2005-66).
Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 20.01.2014 N 76 утвержден градостроительный план N RU25304000-2001201400000005 данного земельного участка, распоряжением от 21.03.2017 N 496 утверждена новая его редакция: площадь застройки земельного участка определена на основании проектной документации и составила 2985 кв.м, предельные параметры размещения объекта капитального строительства: предельное количество этажей - 40, максимальная высота объектов капитального строительства - 160 м, максимальный проект застройки - 80%.
Обществом с ограниченной ответственностью ООО "Архфонд" по заказу заявителя подготовлена проектная документация на строительство объекта капитального строительства - ресторана в районе ул. Суханова, 39 в г. Владивостоке, общей площадью 14 254,20 кв.м, количество этажей - 9, площадь застройки 2 396,40 кв.м, вместимость - 58 посадочных мест, с автостоянкой 142 м/места.
Проектная документация на строительство указанного объекта прошла негосударственную экспертизу, которую провели общество с ограниченной ответственностью "Негосударственная экспертиза проектов ДВ" и общество с ограниченной ответственностью "Дальний Восток - ГеоСторйЭксперт", выдавшие положительные заключения экспертиз от 19.06.2017 N 25-2-1-2- 0022-17, от 15.06.2017 N 25-2-1-1-0018-17.
18.07.2017 по результатам рассмотрения заявления общества администрация выдала разрешение N RU25304000-244/2017 на строительство объекта капитального строительства: ресторан в районе ул. Суханова, 39 в г. Владивостоке, на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010015:40, общая площадь - 14 254,20 кв.м, строительный объём - 55 387,50 куб.м, этажность - 9.
25.05.2018 в уполномоченный орган поступил протест прокуратуры Ленинского района г. Владивостока от 18.05.2018 N 7-6-2018 об отмене разрешения на строительство от 18.07.2017 N RU25304000-244/2017, мотивированный тем, что указанный земельный участок располагается в зонах объектов культурного наследия регионального значения, в границах которых запрещается строительство новых объектов капитального строительства.
19.12.2018 администрацией принято постановление N 3578 об отмене выданного ранее разрешения на строительство N RU25304000-244/2017.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
ООО "Комплекс-Восток", считая данный ненормативный правовой акт администрации, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении настоящего спора арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования исходя из следующих установленных обстоятельств дела и применяемых норм права.
На основании пункта 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
Постановлением губернатора Приморского края от 02.02.1998 N 34 в целях государственной охраны памятников Приморского края, а также обеспечения оптимальных условий сохранности и восприятия архитектурного облика памятников и исторического центра г. Владивостока, внесенного в списки исторических городов Российской Федерации, были утверждены схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока.
В данных зонах сохраняются историческая планировка улиц, историческая застройка, визуальное восприятие исторической застройки и запрещается строительство новых объектов, нарушающих историческую объемно-планировочную структуру и масштаб исторической застройки, не соответствующих по архитектуре характеру исторической среды, строительство новых объектов, нарушающих сохранившуюся историческую планировочную структуру, нарушающих условия визуального восприятия охраняемого ландшафта, исторической городской среды и памятников, панорамы исторического центра города с ближних, а также дальних точек восприятия.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010015:40 располагается во временной охранной зоне памятников исторического центра г. Владивостока, схема и режим использования которой утверждены постановлением губернатора Приморского края от 02.02.1998 N 34.
В свою очередь, до разработки зон охраны памятников г. Владивостока в полном объеме схема временных зон охраны с режимами их использования является документом, регулирующим градостроительную и хозяйственную деятельность на территории в указанных границах.
Режимом использования территории временной охранной зоны памятников исторического центра г. Владивостока запрещается строительство новых объектов, нарушающих историческую объемно- планировочную структуру и масштаб исторической застройки, не соответствующих по архитектуре характеру исторической среды; хозяйственная деятельность, ухудшающая физическое состояние исторической среды и нарушающая ее визуальное восприятие.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) на территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на его территории объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу пунктов 1, 2 статьи 34 названного Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Из пункта 1 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (введенной в действие с 03.10.2016) следует, что защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В пункте 3 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрено, что границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: 1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника; 2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.
Пунктом 4 данной статьи определено, что в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Согласно представленной в дело проектной документации на строительство ресторана в районе ул. Суханова, 39 в г. Владивосток, раздел 3 "Архитектурные решения" шифр 33/2015П-АР участок строительства представляет собой свободную территорию с перепадом высот - 10 м. На участке проектируется 9-этажный ресторан с полуподземной автостоянкой, административными и физкультурно-оздоровительными помещениями, площадью застройки 2 349,6 кв.м. При этом спорный земельный участок фактически расположен в защитных зонах объектов культурного наследия, а именно:
- "Общежитие студентов Восточного института" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Всеволода Сибирцева, 15 (принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314);
- "Жилой дом" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Всеволода Сибирцева, 15, стр. 4 (принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314);
- "Жилой дом" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Всеволода Сибирцева, 35, стр. 1 (принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314);
- "Жилой дом" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 25, стр. 3 (принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов от 26.08.1983 N 638; постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314);
- "Жилой дом" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул.Пушкинская, 25, стр. 4 (принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314);
- "Жилой дом Приморской епархии" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ключевая, 5 (принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314);
- "Жилой дом Приморской епархии" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ключевая, 5, стр. 2 (принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314).
Из представленной обзорной карты земельного участка с кадастровым номером 25:28:010015:40 усматривается, что расстояние границ земельного участка от объектов, включенных постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314 "О дополнительном включении вновь выявленных на территории Приморского края объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения" в Список памятников истории и культуры местного (краевого) значения, составляет менее определенного пунктом 4 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ значения.
Так, от здания "Общежитие студентов Восточного института" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Всеволода Сибирцева, 15, строение 4, расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:010015:40 по направлению с юго-западной стороны составляет 73 м; от "Жилой дом Приморской епархии" по адресу: Приморский край, г. Владивосток ул. Ключевая, д. 5 - 139 м; "Жилой дом" по адресу: Приморский край, г. Владивосток ул. Всеволода Сибирцева, 35 - 143 м. От включенного в Список памятников истории и культуры г. Владивостока решением Приморского краевого Совета народных депутатов от 27.02.1987 N 125 и решением Приморского краевого Совета народных депутатов от 23.02.1990 N 59 "Дом, в котором в начале XX века жил и работал известный общественный деятель края Н.М. Соловьев" по адресу: Приморский край, г. Владивосток ул. Пушкинская, д. 37, расстояние составляет 136 м.
Постановлением администрации Приморского края от 09.04.2019 N 216-па установлены зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Здание Министерской женской гимназии (ныне - средняя школа N 9)", 1903 года постройки, по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, д. 39, утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон. Этим же постановлением утвержден перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных в границах зон охраны указанного объекта культурного наследия. От включенного в указанный перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Здание Министерской женской гимназии (ныне - средняя школа N9)" объекта "Ансамбль деловых и жилых домов братьев Синкевича и Фихмана", 1909- 1912 годов постройки, по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, д. 33, строения 1, 2, 3, 4, ул. Пушкинская, д. 35, расстояние до границы земельного участка по направлению на юго-восток составляет 131, 102 и 113 м.
В то же время земельный участок с кадастровым номером 25:28:010015:40 в соответствии со схемой зон охраны, утвержденной постановлением от 02.02.1998 N 34, располагается в охранной зоне ландшафта, что следует из схемы временных зон охраны памятников исторического центра г. Владивосток.
В соответствии с режимом использования охранной зоны ландшафта сохраняются исторический вид природных доминант, визуальное восприятие ландшафта, и установлен запрет на строительство новых объектов; хозяйственная деятельность, ухудшающая физическое состояние природного ландшафта и нарушающая его визуальное восприятие. Без согласования с органом охраны объектов культурного наследия Приморского края запрещается проводить земляные, строительные и другие работы, работы по рекультивации ландшафта, работы по посадке и реконструкции зеленых насаждений.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010015:40 располагается в защитных зонах объектов культурного наследия регионального значения, включенных в реестр, принятых на государственную охрану в установленном порядке.
Содержание положений пунктов 1, 2, 7 статьи 56 ЗК РФ свидетельствует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В частности, могут устанавливаться ограничения, связанные с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Такие ограничения прав на землю могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Пунктом 10 статьи 85 ЗК РФ обусловлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Как следует из фрагмента карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа (справка ИСОГД от 29.05.2018 N 28-8123), в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 25:28:010015:40 расположен в зоне исторической застройки (ОД 12).
По Правилам землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила), в редакции изменений от 28.03.2018, ограничением для использование земельных участков в территориальной зоне ОД 12 является осуществление использования земельных участков в границах территории охранной зоны объекта культурного наследия с соблюдением режима, установленного в границах территорий таких зон уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
К таким ограничениям относится и использование земельных участков в границах территории объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с соблюдением режима, установленного постановлением от 02.02.1998 N 34, иными нормативными правовыми актами уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия.
Названные в пункте 3 статьи 26 Правил (в редакции от 14.04.2017) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории общественно-деловой зоны, к которой был ранее отнесен земельный участок с кадастровым номером 25:28:010015:40 на дату выдачи разрешения на строительство устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий: охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов, иных зон, устанавливаемых в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Статьей 57 Правил (в редакции от 14.04.2017) установлено, что зона охраны объектов культурного наследия Владивостокского городского округа определена для обеспечения правового режима охраны памятников истории и культуры, сохранения системы исторической планировки, ценных элементов ландшафта, ценной средовой застройки, закрепления или восстановления градоформирующего значения памятников в архитектурно-пространственной организации городского округа, создания благоприятных условий зрительного восприятия объектов культурного наследия, устранения диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов и ландшафтов.
В пункте 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, закреплено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Следовательно, охранная зона устанавливается вне зависимости от желания владельца объекта культурного наследия оформить такую зону и необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, создания негативных условий по их эксплуатации, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц.
С учетом изложенного суды признали, что отсутствие утвержденных зон охраны рассматриваемых в настоящем споре объектов культурного наследия в государственном кадастре недвижимости либо отсутствие сведений об утвержденных защитных зонах границ территории указанных объектов культурного наследия на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа не может служить основанием для несоблюдения режима их использования.
Между тем наличие установленных действующим законодательством запретов строительства новых объектов капитального строительства в границах зон охраны объектов культурного наследия не было учтено обществом при подготовке проектной документации и не нашло отражение в утвержденном градостроительном плане земельного участка.
Установленные постановлением от 02.02.1998 N 34 запреты и ограничения действовали до утверждения распоряжением от 20.01.2014 N 76 градостроительного плана N RU25304000-2001201400000005 на спорный земельный участок.
Новая редакция указанного градостроительного плана была утверждена распоряжением от 21.03.2017 N 496, то есть в период действия установленных пунктом 4 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ ограничений для защитных зон объектов культурного наследия. Однако установленные законом требования не были учтены при определении параметров застройки земельного участка с кадастровым номером 25:28:010015:40.
Кроме того, проектная документация на строительство ресторана по ул. Суханова, 39 в г. Владивостоке разрабатывалась также в период действия ограничений, установленных пунктом 4 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и постановлением от 02.02.1998 N 34.
Соответственно нормативные положения указанных правовых актов подлежали учету при проектировании строительства названного объекта, что фактически не было соблюдено.
При таких обстоятельствах выданный заявителю градостроительный план N RU25304000-2001201400000005 не подтверждал параметры застройки земельного участка требованиям градостроительных регламентов и, соответственно, не мог являться основанием для подготовки проектной документации на строительство спорного объекта капитального строительства и, как следствие, для выдачи разрешения на строительство.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что разрешение на строительство объекта капитального строительства "Ресторан в районе ул. Суханова, 39 в г. Владивостоке" было выдано администрацией незаконно в нарушение требований статьи 51 ГрК РФ при выдаче обществу разрешения на строительство от 18.07.2017 N RU25304000244/2017 ввиду несоответствия такового пункту 4 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, постановлению от 02.02.1998 N 34.
При наличии нарушений, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, единственным способом устранения таких нарушений и пресечения деятельности, осуществляемой на его основании, являлась отмена выданного разрешения в порядке нормоконтроля в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом детального рассмотрения судов обеих инстанций, получили надлежащую мотивированную оценку, не нашли своего подтверждения при их проверке в суде кассационной инстанции, связаны с оценкой доказательств, поэтому подлежат отклонению.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к рассматриваемым отношениям сторон, установлены все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.10.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А51-5345/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленные постановлением от 02.02.1998 N 34 запреты и ограничения действовали до утверждения распоряжением от 20.01.2014 N 76 градостроительного плана N RU25304000-2001201400000005 на спорный земельный участок.
Новая редакция указанного градостроительного плана была утверждена распоряжением от 21.03.2017 N 496, то есть в период действия установленных пунктом 4 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ ограничений для защитных зон объектов культурного наследия. Однако установленные законом требования не были учтены при определении параметров застройки земельного участка с кадастровым номером 25:28:010015:40.
Кроме того, проектная документация на строительство ресторана по ул. Суханова, 39 в г. Владивостоке разрабатывалась также в период действия ограничений, установленных пунктом 4 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и постановлением от 02.02.1998 N 34.
Соответственно нормативные положения указанных правовых актов подлежали учету при проектировании строительства названного объекта, что фактически не было соблюдено.
При таких обстоятельствах выданный заявителю градостроительный план N RU25304000-2001201400000005 не подтверждал параметры застройки земельного участка требованиям градостроительных регламентов и, соответственно, не мог являться основанием для подготовки проектной документации на строительство спорного объекта капитального строительства и, как следствие, для выдачи разрешения на строительство.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что разрешение на строительство объекта капитального строительства "Ресторан в районе ул. Суханова, 39 в г. Владивостоке" было выдано администрацией незаконно в нарушение требований статьи 51 ГрК РФ при выдаче обществу разрешения на строительство от 18.07.2017 N RU25304000244/2017 ввиду несоответствия такового пункту 4 статьи 34.1 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, постановлению от 02.02.1998 N 34.
При наличии нарушений, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, единственным способом устранения таких нарушений и пресечения деятельности, осуществляемой на его основании, являлась отмена выданного разрешения в порядке нормоконтроля в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 июня 2020 г. N Ф03-1043/20 по делу N А51-5345/2019