г. Хабаровск |
|
13 августа 2020 г. |
А24-8672/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.Н. Новиковой
при участии:
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству
на решение от 11.02.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020
по делу N А24-8672/2019
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ильпырь"
к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
о признании незаконными действий, выраженных в возврате без рассмотрения заявлений исх. N N 1, 2, 3 от 23.10.2019 и исх. б/н от 18.11.2019
Общество с ограниченной ответственностью "Ильпырь" (ОГРН 1178709000029, ИНН 8709907178, адрес: 689000, Чукотский Автономный округ, г. Анадырь, ул. Полярная, д. 10, корп. А, кв. 30; далее - заявитель, ООО "Ильпырь", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1094101000058, ИНН 4101128090, адрес: 683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королева, д. 58; далее - Северо-Восточное ТУ Росрыболовства, Территориальное управление) о признании незаконными действий Северо-Восточного ТУ Росрыболовства, выраженных в возврате без рассмотрения заявлений от 23.10.2019 исх. N N 1,2,3, от 18.11.2019 исх. б/н, обязании принять к рассмотрению документы для переоформления договоров о предоставлении в пользование рыбопромысловых участков N N 2 ПР, 3 ПР, 5 ПР, 9 ПР для осуществления промышленного рыболовства без проведения торгов путем заключения договоров пользования рыболовными участками для осуществления промышленного рыболовства на оставшуюся часть срока действия договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства от 21.10.2019 N02/2019-3пр, от 21.10.2019 N03/2019-5пр, от 21.10.2019 N04/2019-9пр, от 12.11.2019 N05/2019-2пр (с учетом уточнения заявленных требований, принятого арбитражным судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.02.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020, требования ООО "Ильпырь" удовлетворены. Действия Северо-Восточного ТУ Росрыболовства, выразившиеся в возвращении без рассмотрения по существу заявлений ООО "Ильпырь" от 23.10.2019 исх. N N 1, 2, 3, от 18.11.2019 исх. б/н признаны незаконными. В качестве правовосстановительной меры на Территориальное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ильпырь" путем принятия к рассмотрению заявлений от 23.10.2019 исх. NN 1, 2, 3, от 18.11.2019. С Северо-Восточного ТУ Росрыболовства в пользу ООО "Ильпырь" взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 000 руб. Из федерального бюджета ООО "Ильпырь" возвращена государственная пошлина в размере 15 000 руб.
Территориальное управление, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы приводит доводы о соответствии оспариваемых действий Северо-Восточного ТУ Росрыболовства положениям пункта 6 Порядка заключения договоров пользования рыболовным участком в соответствии со статьями 61, 63 - 65 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", утвержденного приказом Минсельхоза России от 25.07.2019 N 442 (далее - Порядок N 422). Указал на наличие опечатки, допущенной судом первой инстанции в тексте решения, выразившейся в ошибочном указании предельного срока предоставления документов для заключения договора пользования рыболовным участком. Считает, что судами допущены процессуальные нарушения, которые выразились в указании недостоверной информации о результатах рассмотрения дела в информационной сети "Мой арбитр". Полагает, что суд апелляционной инстанции не дал правовую оценку доводам Территориального управления о недобросовестном поведении ООО "Ильпырь". По мнению кассатора, надлежащим ответчиком в рамках настоящего спора должен быть Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу, являющийся обособленным структурным подразделением, входящим в состав Территориального управления, в связи с чем заявление ООО "Ильпырь" подлежало рассмотрению в Арбитражном суде Чукотского автономного округа.
ООО "Ильпырь" представило отзыв на кассационную жалобу, в которой просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Ильпырь" обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с требованиями о признании торгов в виде конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб на территории Чукотского автономного округа (Анадырский муниципальный район, извещение о проведении конкурса от 24.05.2018 N 240518/1106609), проведенного 16.07.2018 Северо-Восточным ТУ Росрыболовства, недействительными в части определения победителей по лотам N N 2, 3, 4, 8, 11; о признании незаконным решения конкурсной комиссии Северо-Восточного ТУ Росрыболовства, оформленного протоколом от 11.07.2018 рассмотрения заявок на предмет допуска к участию в конкурсе, в части отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Ильпырь" по лотам N N 2, 3, 4, 8, 11; о признании недействительными договоров о предоставлении рыбопромыслового участка, заключенных с непубличным акционерным обществом "Чукотская торговая компания", обществом с ограниченной ответственностью "ВИТ-КАН", закрытым акционерным обществом "Строительная промышленная компания ЗЕВРА", обществом с ограниченной ответственностью "Деловые связи".
В соответствии с решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа по делу N А80-478/2018 от 14.06.2019 Северо-Восточным ТУ Росрыболовства 08.10.2019 проведены повторные конкурсные процедуры рассмотрения заявок и оценка сопоставления заявок на предмет определения победителей по лотам N N 2, 3, 4, 8, 11.
По результатам конкурсной процедуры победителем по лотам N N 2, 3, 4, 8 признано ООО "Ильпырь".
Начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу ООО "Ильпырь" предложено в течение 10 рабочих дней с даты подписания протокола оценки и сопоставления заявок (08.10.2019) предоставить подписанный договор и документы, подтверждающие оплату.
ООО "Ильпырь" 12.11.2019 подписало договор N 05/2019-2пр о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, 21.10.2019 - договоры N 02/2019-Зпр, N 03/2019-5пр, N 04/2019-9пр.
Впоследствии 23.10.2019 общество направило в Территориальное управление заявления от 18.11.2019 N N 1, 2, 3, а также заявление от 18.11.2019 б/н, содержащие просьбу переоформить договоры о предоставлении в пользование рыбопромыслового участка без проведения торгов, путем заключения договора пользования рыбопромысловым участком для осуществления промышленного рыболовства на оставшуюся часть срока действия договоров о предоставлении рыбопромыслового участка.
Северо-Восточным ТУ Росрыболовства в адрес общества направлены письма от 24.10.2019 исх. N 12-16/817 и от 20.11.2019 исх. N 12-14/861 о возврате без рассмотрения заявлений о заключении договоров пользования рыболовным участком в связи с пропуском срока для их подачи.
Не согласившись действиями Северо-Восточного ТУ Росрыболовства по возврату спорных заявлений без рассмотрения, посчитав их незаконными и нарушающими права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Ильпырь" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), Порядком N 442 и иными нормативно-правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 166-ФЗ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 264, установлено, что территориальные органы Федерального агентства по рыболовству - в случае проведения конкурса в отношении рыболовного участка для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" являются организаторами конкурса, т.е. уполномоченными государственными органами, выступающими от имени государства в отношениях по предоставлению рыболовных участков.
В силу пункта 2 Положения о Северо-Восточном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного Приказом Росрыболовства от 17.09.2013 N 696, Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Камчатского края, Чукотского автономного округа, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Согласно пункту 8.1.4. названного Положения Территориальное управление осуществляет по поручению Агентства полномочия организатора конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
Договор пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 указанного федерального закона, заключается с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанными в части 1 названной статьи, до 1 января 2020 года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 2 статьи 61 Закона N 166-ФЗ).
По договору пользования рыболовным участком одна сторона - орган государственной власти - обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю - право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыболовном участке. В договоре пользования рыболовным участком указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия. Договор пользования рыболовным участком заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора (части 1, 2, 3 статьи 33.3 Закона о рыболовстве).
Федеральным законом от 26.11.2018 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)" Закон о рыболовстве дополнен рядом статей, которыми предусматривались переходные положения, определяющие порядок и сроки переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовными участками без проведения торгов, а также условия осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов на таких участках до переоформления договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона о рыболовстве (в редакции Федерального закона от 26.11.2018 N 421-ФЗ) в случае, если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю до дня вступления в силу положений этой статьи (01.01.2019) предоставлено право на добычу (вылов) анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 поименованного Федерального закона, для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации или в территориальном море Российской Федерации на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Аналогичные нормы закреплены в части 1 статьи 63, части 1 статьи 64, части 1 статьи 65 Закона N 166-ФЗ.
При этом частью 5 статьи 61 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка считается прекратившим свое действие в случае, если лицо, с которым заключен указанный договор, не подало в уполномоченный орган в установленном порядке заявление о переоформлении указанного договора.
Аналогичные положения установлены частью 5 статьи 63, частью 5 статьи 64, частью 5 статьи 65 Закона N 166-ФЗ.
Порядок устанавливает процедуру заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона о рыболовстве, договора пользования рыболовным участком для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, договора пользования рыболовным участком для организации любительского и спортивного рыболовства (пункт 1 Порядка).
Договор пользования рыболовным участком заключается с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанными в пункте 2 Порядка, до 01.01. 2020 (пункт 3 Порядка), при этом основанием для его заключения является ранее заключенный договор о предоставлении рыбопромыслового участка и сведения о нем.
Пунктами 6, 7 и 8 Порядка определены требования к заявлению, прилагаемым к нему документам и срок подачи заявления в уполномоченный орган.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что порядок переоформления ранее заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства без проведения торгов носит заявительный характер.
Минсельхоз России, реализуя делегированное ему полномочие, определил срок подачи заявления о заключении договора о предоставлении рыбопромыслового участка до 15 октября 2019 года с целью соблюдения всех последующих процедур переоформления договоров, включая время, необходимое для устранения замечаний по заявлению, которые должны быть завершены до 01 января 2020 года в соответствии с частью 2 статьи 61 Закона N 166-ФЗ (аналогичные положения содержатся в статьях 63 - 65 данного закона).
При этом часть 4 статьи 61 Закона N 166-ФЗ предусматривает возможность промышленного рыболовства в период переоформления договоров.
В рамках делегированных полномочий Минсельхоз России в абзаце втором пункта 16 Порядка предусмотрел, что заявления и прилагаемые к ним документы, поступившие после указанного срока (15 октября 2019 г.), не рассматриваются и возвращаются, что согласуется с частью 5 статьи 61 Закона N 166-ФЗ.
Данные нормы регламентируют порядок подачи заявлений и документов для заключения соответствующих договоров и призваны обеспечить соблюдение требований части 2 статьи 61 Закона N 166-ФЗ о завершении к 1 января 2020 г. всех процедур по переоформлению договоров.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа по делу N А80-478/2018, суды пришли к обоснованному выводу о невозможности ООО "Ильпырь" реализации права на своевременную подачу заявлений для заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков по причине недобросовестных действий со стороны Территориального управления, ввиду чего правомерно признали незаконными действия по возврату заявлений без рассмотрения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при оценке действий сторон как добросовестных или недобросовестных, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как следует из правовой позиции пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 ГК РФ", для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, обосновывающие соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства. Поэтому упомянутая норма закона может применяться как в отношении истца, так и в отношении ответчика.
Учитывая анализ вышеприведённых норм и разъяснений о порядке их применения, доводы Территориального управления о соответствии оспариваемых действий по возврату заявлений без рассмотрения с указанием на пункт 6 Порядка N 422 нельзя признать обоснованными. Действия Северо-Восточного ТУ Росрыболовства по возвращению заявления общества носят в данном случае формальный характер и нарушают права и законные интересы заявителя, ставшего победителем по результатам участия в конкурсной процедуре и имеющим право на пользование рыбопромысловыми участками (победитель по лотам N N 2,3,4,8).
Доводы относительно указания недостоверной информации о результатах рассмотрения дела в информационной сети "Мой арбитр" получили надлежащую правовую оценку судом апелляционной инстанции. В данном случае судом первой инстанции допущена техническая ошибка, которая не является основанием для безусловной отмены и при идентичности текстов резолютивной части решения и полного текста от 11.02.2020.
Наличие опечатки, допущенной судом первой инстанции в тексте решения, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы, также не является основанием для отмены судебного акта и является устранимым обстоятельством в порядке, предусмотренном статьей 179 АПК РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком в рамках настоящего дела должен быть Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу, а заявление ООО "Ильпырь" подлежало рассмотрению в Арбитражном суде Чукотского автономного округа, подлежит отклонению и не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции, так как указанный довод не был заявлен ранее в судах предыдущих инстанций, а в целях реализации принципа правовой определенности все доказательства и доводы должны представляться в суд первой инстанции.
Обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении общества, злоупотреблением правом судами не установлено, доказательств, прямо свидетельствующих об этом Северо-Восточным ТУ Росрыболовством в материалы дела не представлено.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 1, 3 статьи 286 АПК РФ).
Доводы, приведенные Территориального управления в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны судов и отклонены с изложением причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А24-8672/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при оценке действий сторон как добросовестных или недобросовестных, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как следует из правовой позиции пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 ГК РФ", для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, обосновывающие соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства. Поэтому упомянутая норма закона может применяться как в отношении истца, так и в отношении ответчика."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2020 г. N Ф03-2854/20 по делу N А24-8672/2019