г. Хабаровск |
|
05 марта 2012 года |
N Ф03-6611/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: С.Н. Новиковой, Е.В. Зимина
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Дальнереченсклес": С.Н. Погребняк, представитель, доверенность от 11.01.2012 N Ю-12/01; Шевченко О.А. - представитель по доверенности от 13.02.2012 N Ю-2/02
от Управления лесным хозяйством Приморского края: Д.А. Нуждина, представитель, доверенность от 07.11.2011 N 62
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесным хозяйством Приморского края
на решение от 26.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по делу N А51-3898/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Г.Н.Кошлакова, в апелляционном суде судьи С.Б.Култышев, Н.А.Скрипка, Т.А.Аппакова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таежное"
к Управлению лесным хозяйством Приморского края
третье лицо: Департамент финансов Приморского края
о признании незаконным бездействия, взыскании 1 346 659 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Таежное" (ОГРН 1022500616302, место нахождения: 692437, с.Краснореченский, ул.Первомайская, 50) (далее ООО "Таежное", истец) обратилось с заявлением (с учетом уточнений) в Арбитражный суд Приморского края к Управлению лесным хозяйством по Приморскому краю (ОГРН 1072539005967, место нахождения: 690024, Приморский край, г. Владивосток, ул. Белинского, 3а) (далее Управление, ответчик) о признании незаконным бездействия Управления в связи с не проведением перерасчета арендной платы по договору N 89/29 аренды лесного участка для заготовки древесины в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310; о взыскании в пользу истца излишне уплаченных арендных платежей за период 2009 года в сумме 1 346 659 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов администрации Приморского края
Решением от 26.07.2011 исковые требования удовлетворены в части взыскания с Управления лесным хозяйством Приморского края за счет казны Приморского края в пользу ООО "Таежное" 1 346 659 руб.; производство по делу в части признания незаконным бездействия Управления лесным хозяйством Приморского края в связи с уклонением от проведения перерасчета арендной платы по договору аренды лесного участка от 02.10.2008 N 89/29 прекращено согласно п.4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление лесным хозяйством Приморского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам права. Заявитель не согласен с выводом судов о ничтожности условия договора в части установления арендной платы сверх базовых ставок, установленных Постановлением Правительства от 22.05.2007, поскольку полагает, что по настоящему делу, спор не связан с заключением новой сделки, речь идет о перезаключении ранее действующих договоров. Полагает, что переоформление договора на предмет его приведения в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) должно осуществляться по заявлению общества. Вместе с тем судами данный вопрос не исследован. Со ссылкой на судебные акты по другим делам указал на иную практику судов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило оставить ее без удовлетворения, пояснив, что вопрос неправомерности установления арендной платы в части, превышающей минимальный размер, рассмотрен антимонопольным органом. Опровергая доводы о судебных актах по другим делам, указал на иные обстоятельства по настоящему делу, аналогичные по делу NА51-604/2011, ВАС-12047/11.
До судебного разбирательства ООО "Дальнереченсклес" заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, общество просило произвести замену истца ООО "Таежное" его правопреемником ООО "Дальнереченсклес". Суд кассационной инстанции, рассмотрев данное ходатайство, приняв во внимание представленные в деле доказательства: свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица - ООО "Таежное" путем его реорганизации в форме присоединения; свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Дальнереченсклес"; выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице - ООО "Дальнереченсклес" по состоянию на 05.12.2011, считает возможным удовлетворить ходатайство о процессуальном правопреемстве согласно ст.48 АПК РФ, заменив ООО "Таежное" на ООО "Дальнереченсклес".
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Управления лесным хозяйством Приморского края поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ООО "Дальнереченсклес", возражая относительно доводов жалобы, просили оставить ее без удовлетворения. Представители других лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, при этом о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 02.10.2008 между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ООО "Таежное" (арендатор) заключен договор N89/29, согласно которому арендатор принял в пользование на условиях аренды лесной участок площадью 83171 га, расположенный в Приморском крае Дальнегорского городского округа, Кавалеровское лесничество, Тайгинское участковое лесничество, кварталы NN 1-5, 11-14, 21, Черемшанское участковое лесничество, кварталы 4, 6, 9, 22-23, 32-38, 49-53,58-60, 63, 68-70, 73, 76-80, 91-92,94-97, 108-114, 122, 125-143, 151-156, 169-170, 181.
Пунктом 5 договора с учетом дополнительного соглашения от 05.02.2009 к нему установлен размер арендной платы, который составляет 3 573 301 руб. в год, включая минимальный размер платы в сумме 1 896 037 руб. в год.
Приложением N3 к договору определены цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке. Договор заключен сроком до 31.12.2021; с учетом дополнительных соглашений к нему зарегистрирован в установленном законом порядке.
Передача лесного участка оформлена актом от 02.10.2008.
Соглашением от 27.09.2009 к договору стороны оговорили, что с момента его государственной регистрации арендатор оплачивает арендную плату только в части минимального размера арендной платы, установленного договором N89/29.
Соглашение зарегистрировано 22.10.2009.
При оформлении названного договора аренды спорным являлся вопрос установления арендной платы, который рассмотрен в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства. УФАС по Приморскому краю по данному вопросу принято решение от 27.08.2009 N 5205/08-5.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу NА51-17663/2009 Управлению отказано в признании незаконным решения УФАС по Приморскому краю, которым признан факт нарушения Управлением ФЗ "О защите конкуренции" при заключении договора N 89/29.
ООО "Таежное", ссылаясь на указанное решение, и, полагая уплату 1 346 659 руб. в качестве арендных платежей за 2009 год и до регистрации договора - 22.10.2009 необоснованной, не соответствующей нормам лесного законодательства, регулирующим порядок переоформления договора аренды лесного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Так, судами установлено и подтверждено материалами дела, что договор аренды лесного участка от 02.10.2008 N89/29 для заготовки древесины заключен в соответствии с Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным Кодексом Российской Федерации", на основании приказа Управления лесным хозяйством Приморского края от 04.07.2008 N 552.
Установлено, что в ходе процедуры приведения ранее заключенных договоров аренды лесных участков в соответствие с ЛК РФ (2006), названным Приказом N 258 между сторонами возникли разногласия по поводу определения размера арендной платы, которые явились предметом рассмотрения УФАС по Приморскому краю.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 27.08.2009 N 5205/08-5 признан факт нарушения Управлением лесным хозяйством Приморского края части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении ограничивающих конкуренцию действий по созданию для арендаторов лесных участков неравных условий в осуществлении лесозаготовительной деятельности путем установления в договорах аренды лесных участков, в том числе в договоре от 02.10.2008 N89/29, дополнительно к минимальному размеру платы части арендной платы, превышающей минимальный размер арендной платы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края (дело NА51-17663/2009) в удовлетворении заявления Управления лесным хозяйством Приморского края о признании незаконным вышеназванного решения УФАС по Приморскому краю отказано. Судом установлено, что заключение договора N 89/29 осуществлялось на основании приказа МПР РФ от 04.10.2007 N 258, зарегистрированного в Минюсте РФ.
Пунктом 11 названного Приказа предусмотрено, что при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со ст. 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
Как установлено в рамках названного дела, в договоре N 89/29 помимо размера арендной платы, определенного в соответствии с Постановлением N 310, включена дополнительная сумма в размере 1 677 264 руб. При этом договор правового обоснования установления такой суммы при определении размера арендной платы за использование лесным участком не имеет. Согласно решению суда Управление не представило расчет арендной платы, из которого можно было бы установить, каким образом произведен расчет дополнительной суммы, с применением каких коэффициентов она складывается, правовая природа таких коэффициентов и возможность их применения при переоформлении договора.
Такое обоснование и порядок определения размера арендной платы по договору N 89/29 при его переоформлении не приведено и по настоящему спору.
Разрешая спор, суды обоснованно руководствовались п. 1 ст. 4 ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК РФ", устанавливающим, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009, Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258, утвердившим Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ.
При этом суды правомерно признали, что установленные названными нормами правила для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ являются обязательными при определении, в том числе арендной платы по таким договорам, указав, что соответствующими правилами размер арендной платы подлежит определению согласно ст. 73 ЛК РФ, Постановлению Правительства РФ от 27.05.2007 N 310, утвердившим ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, т.е. на основании регулируемых цен.
Поскольку спорный договор N 89/29 заключен во исполнение вышеприведенного законодательства, суды обоснованно проверили на его соответствие условие договора о размере арендной платы. При этом суды правильно отметили, что определение размера арендной платы по таким договорам отличается от ранее установленного ЛК РФ, 1997 год, порядка.
В связи с чем, установив, что в спорный период истец в составе арендных платежей осуществлял платежи в виде дополнительной платы, не предусмотренной вышеназванным законодательством, обоснованно пришли к выводу, что в данной части плата не соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому является незаконной.
При изложенном суды, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и, установив, что спорная сумма в виде дополнительной платы перечислена в бюджет Приморского края, сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для взыскания 1 346 659 руб. согласно ст. 1102 ГК РФ. При этом размер данной суммы проверен судами и признан доказанным, подтвержденным материалами дела.
Подлежат отклонению доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении к спорным правоотношениям норм ЛК РФ как необоснованные. Его ссылка на отсутствие заявления общества на переоформление договора судом кассационной инстанции не принимается, поскольку настоящий спор не опровергает вопрос состоявшегося приведения договора аренды лесного участка в соответствие с ЛК РФ. Ссылка на отсутствие разногласий по установлению арендной платы при заключении договора противоречит выводам суда в рамках дела N А51-17663/2009.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по делу N А51-3898/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
С.Е.Лобарь |
Судьи: |
С.Н.Новикова |
|
Е.В.Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.