г. Хабаровск |
|
21 сентября 2020 г. |
А51-23113/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Филимоновой Е.П.
при участии: от акционерного общества "Лучегорский угольный разрез": Дмитриева Т.А., представитель по доверенности от 16.01.2020 N 83;
от Федеральной антимонопольной службы: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение от 28.02.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020
по делу N А51-23113/2019
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Лучегорский угольный разрез"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Лучегорский угольный разрез" (ОГРН 1152721004963, ИНН 2526006224, адрес: 692001, Приморский край, Пожарский р-он, пгт. Лучегорск, далее - АО "ЛУР", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11, далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 27.09.2019 по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-24/2019, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 28.02.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020, требование удовлетворено, оспариваемое постановление антимонопольного органа признано незаконным и отменено.
ФАС России, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования АО "ЛУР". Податель жалобы утверждает, что счет-фактура от 02.01.2019 N 000002 является дополнительным документом к договору N 660/83-13, поскольку вносит в него изменения в части цены и объема угля, вследствие чего общество применительно к положениям пункта 14 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 N 623 (далее - Положение N 623), должно было представить бирже соответствующие измененные сведения в установленный срок.
АО "ЛУР" в отзыве и его представитель в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, считают принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
ФАС России, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Судами из материалов дела установлено, что ФАС России в ходе осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения N 623 в адрес АО "ЛУР" 09.04.2019 направлен запрос о предоставлении, в том числе, номеров регистрационных записей на АО "СПбМТСБ", по которым представлена информация о договорах поставки угля АО "ДГК" в 2018-2019 годах, а также об изменении указанных договоров.
Письмом от 16.04.2019 N 01-011-201 общество сообщило антимонопольному органу о заключении 29.12.2018 с АО "ДГК" договора поставки угля N 660/83-18; указанный договор зарегистрирован АО "СПбМТСБ" 29.12.2018 за регистрационным номером 2335788.
Поскольку по поименованному выше договору ежемесячная поставка угля осуществляется на основании заявки и акта приема-передачи, которые не были зарегистрированы на АО "СПбМТСБ", ФАС России, усмотрев в действиях АО "ЛУР" признаки нарушения Положения N 623, выразившегося в нарушении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, порядка и сроков предоставления информации об указанном договоре, определением от 23.05.2019 возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, и назначил проведение административного расследования.
В ходе административного расследования общество представило антимонопольному органу, в том числе, счет-фактуру от 02.01.2019 N 000002, подтверждающую частичную реализацию договора N 660/83-18 в январе.
Так как упомянутая выше счет-фактура содержала сведения о цене за единицу товара, отличные от определенных в договоре N 660/83-18 и представленных на АО "СПбМТСБ", ФАС России, расценив данную счет-фактуру в качестве дополнительного документа к договору, 14.08.2019 составила в отношении АО "ЛУР" протокол об административном правонарушении N 02/04/14.24-24/2019, которым констатирован факт нарушения обществом пункта 14 Положения N 623.
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов дела об административном правонарушении постановлением антимонопольного органа от 27.09.2019 по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-24/2019 АО "ЛУР" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, считая его незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который по результатам исследования и оценки в порядке статьи 7 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, требование удовлетворил, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление ФАС России ввиду отсутствия события вмененного АО "ЛУР" административного правонарушения.
Вывода суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.
Частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредставление такой информации.
Таковой порядок предоставления информации о договорах и соответствующие сроки определены Положением N 623.
На основании подпункта "в" пункта 2 Положения N 623 биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении, в том числе следующего товара: угли коксующиеся, каменные, бурые и антрацит при объеме добычи группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн.
На основании предоставляемой информации о внебиржевом договоре биржи ведут соответствующий реестр (пункт 9 Положения N 623).
Перечень сведений относительно внебиржевого договора, подлежащих предоставлению бирже, определен пунктом 13 Положения N 623.
На основании требований пункта 14 Положения N 623 сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения N 623, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 Положения N 623, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что между АО "ЛУР" и АО "ДГК" 29.12.2018 заключен договор поставки угля N 660/83-18, сведения о котором согласно определенному пунктом 13 Положения N 623 перечню представлены бирже АО "СПбМТСБ" в регламентированный пунктом 14 Положения N 623 срок; внебиржевой договор зарегистрирован в реестре 29.12.2018 за регистрационным номером 2335788.
ФАС России, делая вывод о нарушении обществом требований пункта 14 Положения N 623 и, соответственно, о наличии оснований для привлечении АО "ЛУР" к административной ответственности по части 6 статьи 14.24 КоАП РФ, исходит из информации о цене угля, отраженной в счете-фактуре от 02.01.2019 N 000002 и отличающейся от информации о цене угля, зафиксированной в договоре поставки угля N 660/83-18 и переданной на биржу.
По убеждению антимонопольного органа, счет-фактура от 02.01.2019 N 000002 является дополнительным документом к договору поставки угля N 660/83-18, изменяет условие последнего о цене угля, вследствие чего обновленные сведения о цене угля подлежат передаче обществом на биржу АО "СПбМТСБ" применительно к пункту 14 Положения N 623.
Между тем, как следует из указаний пункта 6 Положения N 623, предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры.
Судами по результатам анализа содержания условий договора поставки угля N 660/83-18 и спорной счет-фактуры от 02.01.2019 N 000002, обоснованно и мотивированно установлено, что указанная счет-фактура не является документом, вносящим изменения в договор поставки угля N 660/83-18; цена товара, согласованная сторонами в названном договоре, осталась неизменной.
По существу, под счет-фактурой в силу положений пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации понимается документ, на основании которого покупатель может принять к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный продавцом; само по себе составление счета-фактуры не свидетельствует об изменении условий договора.
Учитывая изложенное, поскольку судебными инстанциями достоверно подтвержден факт отсутствия нарушений со стороны АО "ЛУР" требований пункта 14 Положения N 623, суд округа, принимая во внимание отсутствие в материалах дела документов, вносящих изменения в договор поставки угля N 660/83-18, считает верными выводы судов об отсутствии в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, ответственность за которое определена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
Таким образом, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, суды двух инстанции правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление антимонопольного органа от 27.09.2019 по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-24/2019.
Выводы арбитражных судов по настоящему делу соответствуют имеющимся в деле доказательствам, основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и сделаны с правильным применением норм материального права, в связи с чем оснований для несогласия с ними у суда округа не имеется.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных арбитражными судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений либо неправильного применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А51-23113/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По существу, под счет-фактурой в силу положений пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации понимается документ, на основании которого покупатель может принять к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный продавцом; само по себе составление счета-фактуры не свидетельствует об изменении условий договора.
Учитывая изложенное, поскольку судебными инстанциями достоверно подтвержден факт отсутствия нарушений со стороны АО "ЛУР" требований пункта 14 Положения N 623, суд округа, принимая во внимание отсутствие в материалах дела документов, вносящих изменения в договор поставки угля N 660/83-18, считает верными выводы судов об отсутствии в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, ответственность за которое определена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
Таким образом, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, суды двух инстанции правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление антимонопольного органа от 27.09.2019 по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-24/2019."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 сентября 2020 г. N Ф03-3693/20 по делу N А51-23113/2019