г. Хабаровск |
|
02 октября 2020 г. |
А04-7894/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 2 пгт. Серышево: представитель не явился;
от Министерства финансов Амурской области: представитель не явился;
от Муниципального учреждения Отдела образования администрации Серышевского района Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 20.01.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020
по делу N А04-7894/2019 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 2 пгт. Серышево (ОГРН 1022800713517, ИНН 2824003532, адрес: ул. Чехова, д. 3, пгт. Серышево, р-н Серышевский, Амурская обл., 676351)
к Министерству финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, адрес: ул. Ленина, д. 135, г. Благовещенск, Амурская обл., 675023)
третье лицо: муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района Амурской области (ОГРН 1022800710305, ИНН: 2824001422, адрес: ул. Ленина, д. 5, пгт. Серышево, р-н Серышевский, Амурская обл., 676355)
о признании недействительным представления
установил: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2 пгт. Серышево (далее - МАОУ СОШ N 2 пгт. Серышево, школа, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным представления Министерства финансов Амурской области (далее - Минфин Амурской области, министерство) от 25.09.2019 N 07-04-27/4600.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района Амурской области (далее - Отдел образования).
Решением суда от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020, представление Минфина Амурской области от 25.09.2019 N 07-04-27/4600 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Закону Амурской области от 11.10.2013 N 255-ОЗ "О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании в Амурской области", с министерства в пользу школы взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе министерства полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что суды пришли к необоснованному выводу о том, что должность главного бухгалтера МАОУ СОШ N 2 пгт. Серышево, отнесена к категории "руководители", поскольку данные выводы противоречат положениям статьи 1 Закона Амурской области N 255-ОЗ и требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации от 26.08.2010 N 761н (далее - Единый квалификационный справочник должностей). Указывает, что Единый квалификационный справочник должностей не включает в себя должности главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера.
Отдел образования в отзыве на кассационную жалобу выразил несогласие с приведенными в ней доводами, просил принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отделом образования заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыва на нее, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.01.2018 между МАОУ СОШ N 2 шт. Серышево и отделом образования заключено Соглашение N 4 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2018 год (далее - Соглашение) на сумму 113 639 835,73 руб., и согласно отчету о состоянии лицевого счета учреждения в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на основании данного Соглашения в целях обеспечения образовательного процесса по коду субсидии 955017003 учреждению предоставлена субсидия в сумме 52 033 615,27 руб.
Минфином Амурской области в ходе проведенной внеплановой камеральной проверкой МАОУ СОШ N 2 шт. Серышево за 2018 год, установлено нецелевое использование субвенции в размере 812 609,67 руб. Субвенция в сумме 824 839,36 руб. направлена на:
1. оплату труда главного бухгалтера Пустовой И.В. в сумме 729 593,36 руб. (560 363,56 оплата труда + 169 229,80 отчисления по фонду оплаты труда) - согласно Справочнику, должность главного бухгалтера не относится к должностям руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала; в соответствии с выпиской из лицевого счета учреждения в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 оплата труда в сумме 725 910,92 руб. осуществлена следующим образом: - в сумме 717 363,67 руб. (550 970,56 оплата труда + 166 393,11 отчисления по фонду оплаты труда) - за счет средств областного бюджета, предоставленных на обеспечение гарантий на получение общедоступного образования; - в сумме 12 229,69 руб. (9 393,00 оплата труда + 2 836,69 отчисления по фонду оплаты труда) - за счет средств от приносящей доход деятельности - оплата труда главного бухгалтера Пустовой И.В. в сумме 717 363,67 руб. за счет средств областного бюджета, предоставленных на обеспечение гарантий на получение общедоступного образования, является нецелевым использованием бюджетных средств;
2. оплату услуг по информационно-технологическому сопровождению программного обеспечения, не связанного с реализацией общеобразовательных программ; в проверяемом периоде учреждением заключены договоры на сумму 95 246 руб., в том числе: - ООО "Компания Диджит" на выполнение работ по обслуживанию программного продукта "1С:Предприятие" от 01.01.2018 N 7 в сумме 72 000 руб. (абонентская плата 6 000 * 12); - ООО "Компания Диджит" об информационно-технологическом сопровождении системы "1С:Предприятие" от 03.09.2018 N 8 в сумме 14 256 руб.; - АО "Производственная фирма "СКБ Контур" на предоставление права использования и абонентского обслуживания Системы "Контур.Экстерн" от 22.10.2018 N 01660034/18 в сумме 8 990 руб. - оплата услуг, не относящихся к организации образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, в сумме 95 246 руб. за счет средств областного бюджета, предоставленных на обеспечение гарантий на получение общедоступного образования, является нецелевым использованием бюджетных средств.
По результатам проведенной проверки, Минфином Амурской области 25.09.2019 вынесено представление N 07-04-27/4600, с требованием к МАОУ СОШ N 2: 1. принять меры по устранению причин, приводящих к нецелевому использованию бюджетных средств; 2. возместить в доход областного бюджета денежные средства, использованные не по целевому назначению, в размере 812 609,67 руб.; 3. исполнить настоящее представление в срок до 01.11.2019; 4. информацию о принятых мерах с приложением подтверждающих документов представить в Министерство финансов области до 06.11.2019.
Не согласившись с указанным представлением Минфина Амурской области, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая представление незаконным суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оплата труда главного бухгалтера и оплата услуг по информационно-технологическому сопровождению программного обеспечения в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ должна осуществляться за средств бюджета субъектов Российской Федерации, поскольку данный работник участвуют в образовательном процессе, выполняемые ей функции связаны с реализацией образовательных программ и направлены на обеспечение организации образовательного процесса, а использованные школой программы непосредственно связаны с управлением образовательной организацией, что свидетельствует о связи используемых программ с реализацией основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Суд округа, осуществив проверку обжалуемых судебных актов в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе, соглашается с выводами судов предыдущих инстанций.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение, которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункты 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона об образовании, пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Пунктом 6 статьи 2, частью 3 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и направлению подготовки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, составляют федеральные стандарты, которые включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155, от 06.10.2009 N 373, от 17.12.2010 N 1897, от 17.05.2012 N 413, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).
Названные федеральные стандарты предусматривают обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками (пункт 3.4.1 Федерального стандарта дошкольного образования, пункт 23 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 22 Федерального стандарта основного общего образования, пункт 22 Федерального стандарта среднего общего образования), а также соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, в том числе наличие оборудованных гардеробов, требований охраны здоровья.
Частью 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
При этом, как правильно указано судами обеих инстанций, к иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить местным бюджетам субвенцию, относятся работники, выполняющие обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности и санитарно-бытовых условий, к которым относятся (заместитель директора по безопасности, бухгалтер, уборщик служебных помещений, программист, специалист по кадрам), выполняющие функции, связанные непосредственно с реализацией образовательных программ, поскольку указанные должности участвуют в образовательном процессе.
Пунктом 21 Федерального стандарта основного общего образования предусмотрено, что Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность в том числе, эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Согласно пункту 23 Федерального стандарта основного общего образования финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.
В соответствии с пунктом 26 Федерального стандарта основного общего образования информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно- образовательной средой.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде; данная среда должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательной деятельности; планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Следовательно, выделенная на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания субсидия правомерно направлена учреждением на оплату труда главного бухгалтера, а также на оплату услуг по информационно-технологическому сопровождению программного обеспечения.
При таких обстоятельствах судами сделан верный вывод о необоснованности вынесенного по результатам проверки представления от 25.09.2019 N 07-04-27/4600.
Выводы судов соответствуют правовым позициям Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, сформированным в апелляционных определениях от 16.03.2017 N 74-АПГ17-1, от 20.11.2019 N 11-АПА19-28.
Заявленные в кассационной жалобе доводы судом округа признаются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении норм бюджетного законодательства, являлись предметом исследования и рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Принимая во внимание выше установленное кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.01.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А04-7894/2019 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Черняк |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155, от 06.10.2009 N 373, от 17.12.2010 N 1897, от 17.05.2012 N 413, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).
...
Частью 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
...
Выводы судов соответствуют правовым позициям Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, сформированным в апелляционных определениях от 16.03.2017 N 74-АПГ17-1, от 20.11.2019 N 11-АПА19-28."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 октября 2020 г. N Ф03-3911/20 по делу N А04-7894/2019