г. Хабаровск |
|
21 октября 2020 г. |
А51-20544/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Н.В. Меркуловой
судей Е.П.Филимоновой, А.И. Михайловой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ЭКО": представитель не явился;
от Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ЭКО"
на решение от 06.03.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020
по делу N А51-20544/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ЭКО" (ОГРН 1082508001465, ИНН 2508083480, адрес: 692913, Приморский край, г. Находка, Находкинский пр-кт, д. 59, оф. 69-70)
к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042504366288, ИНН 2540106044, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, д. 29)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Глобал Эко" (далее -ООО "Глобал Эко", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным предписания Дальневосточного межрегионального управления по надзору в сфере природопользования (далее - управление, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) от 07.08.2019 N 177-1-КНД/2019.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, ООО "Глобал Эко" в кассационной жалобе просит Арбитражный суд Дальневосточного округа их отменить и передать дело на новое рассмотрение.
В жалобе общество указывает на несостоятельность вывода судов об использовании в 2018 году промышленной площадки N 1 для хранения отходов. Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), указывая на нахождение обнаруженных в ходе проведения проверки отходов на предприятии менее 11 месяцев, считает, что общество осуществляет накопление отходов, на не их хранение. Настаивает на том, что промышленная площадка с января 2017 года законсервирована, хозяйственная деятельность и иные работы, которые могли оказать негативное воздействие на окружающую среду, в 2018 году не велись. В этой связи полагает, что Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора неправомерно указало в оспариваемом предписании на необходимость представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, приводит доводы о том, что поскольку актом документарной проверки от 25.12.2019 управлением подвержен факт его исполнения, основания для выдачи оспариваемого предписания отсутствовали.
Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора отзыв на кассационную жалобу не представило.
ООО "Глобал Эко", управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судами установлено, что в пользовании ООО "Глобал Эко" на праве аренды в соответствии с договорами от 31.12.2016 N А-217/2016, от 01.12.2017 N А-204/2017, от 01.11.2018 N А24-249/2018 находится земельный участок с кадастровым номером 25:31:010201:310 общей площадью 230 м, расположенный на территории ПАО "Находкинский судоремонтный завод" в Приморском крае, г. Находка, Находкинский проспект, д. 59. На указанном земельном участке размещена установка по обезвреживанию отходов.
В период с 11.07.2019 по 07.08.2019 на основании приказа от 05.07.2019 N 177-КНД управлением с привлечением сотрудника Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора в отношении ООО "Глобал Эко" проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проверочных мероприятий управлением установлено, что на промышленной площадке N 1, расположенной на земельном участке площадью 230 кв. м по адресу: Приморский край, г. Находка, Находкинский проспект, 59, эксплуатируемой обществом, хранятся отходы производства I, III, IV и V классов опасности. Между тем, как следует из деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду, при внесении обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год не учтены отходы, хранящиеся на промышленной площадке N 1, выявленные в ходе проверки. Установив данные обстоятельства Управление Росприроднадзора по Приморскому краю (правопреемник Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) пришло к выводу о некорректном заполнении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и невнесения соответствующей платы. Действия общества расценены как нарушающие требования статьи 16.3, статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" далее - Закон об охране окружающей среды), Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") (далее - Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255), Приказа Минприроды России от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (далее - Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3).
По факту выявленного нарушения, которое зафиксировано в акте обследования территории от 11.07.2019 N 177-КНД и акте проверки от 07.08.2019 N 177-КНД, обществу выдано предписание от 07.08.2019N 177-1-КНД/2019. В предписании заявителю указано на необходимость в срок до 11.11.2019 устранить выявленные нарушения требований статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды путем представления в управление корректно заполненной формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Ссылаясь на незаконность предписания от 07.08.2019 N 177-1-КНД/2019, нарушение им прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу пункта 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Из материалов дела следует, что ООО "Глобал Эко" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. По результатам проверки установлено, что промышленная площадка N 1, расположенная по адресу: Приморский край, г. Находка, Находкинский проспект, д. 59, используется обществом для хранения отходов производства I, III, IV и V классов опасности. С заявлением о прекращении лицензируемого вида деятельности или об аннулировании лицензии общество в лицензирующий орган не обращалось, в связи с этим факт осуществления обществом деятельности по размещению отходов, отнесенных к 1-4 классу опасности, судами признан подтвержденным.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункт 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды).
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен в статье 16.3 Закона об охране окружающей среды.
Во исполнение данных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год; плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате (пункт 35 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
Пунктами 1, 4 Федерального закона N 89 - ФЗ предусмотрено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом об охране окружающей среды и Федеральным законом N 89-ФЗ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено понятие "размещение отходов" - это хранение и захоронение отходов.
Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 11.07.2019 N 177-КНД, акт проверки от 07.08.2019 N 177-КНД, фотоматериалы, форму 2-ТП), установив, что в нарушение вышеупомянутых правовых норм общество, осуществляя хранение отходов производства I, III, IV и V классов опасности, не отразило в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду отходы, выявленные в ходе проверки 11.07.2019 и хранящиеся на промышленной площадке N 1, расположенной по адресу: г. Находка, Находкинский проспект, д.59, пришли к обоснованному выводу о наличии у административного органа правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемого предписания по устранению выявленного нарушения.
При таких обстоятельствах, сделав обоснованный вывод о том, что выданное обществу предписание является реально исполнимым и содержащим четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить с учетом отраженных в акте проверки нарушений, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В подтверждение факта осуществления обществом хозяйственной деятельности административный орган представил доказательства, полученные в ходе проверки, допустимость и достоверность которых никаких сомнений у судов в своей совокупности не вызвали, они признаны достаточными для установления всех юридически значимых обстоятельств, непротиворечивы и согласуются друг с другом.
Обществом не учтено, что установленная частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность административного органа доказать законность обжалуемого ненормативного правового акта не освобождает заявителя от бремени доказывания обстоятельств, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств.
Надлежащих доказательств в подтверждение довода о том, что промышленная площадка N 1 для хранения отходов обществом не использовалась, соответствующими доказательствами не подтвержден.
Ссылка общества на осуществление им деятельности по накоплению отходов и, соответственно, об отсутствии обязанности по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду, обоснованно признана судом апелляционной инстанции несостоятельной. Складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев (накопление отходов) осуществляется в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, поэтому является составной частью деятельности по обращению с отходами, которая предусматривает внесение соответствующей платы.
Довод заявителя об отсутствии в 2018 году отходов на промышленной площадке N 1 в связи с ее консервацией, отклоняется судом округа как противоречащий материалам дела.
Судами первой и апелляционной инстанций, со ссылками на журналы учета отходов и акт проверки, установлен факт нахождения в 2018 году отходов на промышленной площадки N 1. Доказательств, подтверждающих иное, обществом не представлено.
Таким образом, принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, данный ненормативный правовой акт выдан управлением в пределах предоставленных ему полномочий, судебная коллегия считает, что предписание от 07.08.2019 N 177-1-КНД/2019 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов обеих инстанций, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.03.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А51-20544/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате (пункт 35 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
Пунктами 1, 4 Федерального закона N 89 - ФЗ предусмотрено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом об охране окружающей среды и Федеральным законом N 89-ФЗ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено понятие "размещение отходов" - это хранение и захоронение отходов."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 октября 2020 г. N Ф03-3956/20 по делу N А51-20544/2019