г. Хабаровск |
|
06 ноября 2020 г. |
А51-7121/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от акционерного общества "Находкинский судоремонтный завод": представитель не явился;
от межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю: представитель не явился;
от взыскателей: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Находкинский судоремонтный завод"
на решение от 02.07.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020
по делу N А51-7121/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Находкинский судоремонтный завод" (ОГРН 1022500704456, ИНН 2508001431, адрес: 692913, Приморский край, г. Находка, просп. Находкинский, 59)
к межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (ОГРН 1042504382942, ИНН 2540108500, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48)
взыскатели по исполнительному производству: акционерное общество "Центр судоремонта Дальзавод" (ОГРН 1082536014120, ИНН 2536210349, адрес: 690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Дальзаводская, д. 2, пом. 27, каб. 2-27), общество с ограниченной ответственностью "Строительный Альянс Управление Механизации N 1" (ОГРН 1142543016824, ИНН 2543055454, адрес: 690062, Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, 21)
о признании незаконным постановления; об обязании вынести постановление о приостановлении сводного исполнительного производства
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Находкинский судоремонтный завод" (далее - АО "НСРЗ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - МООИП УФССП России по ПК) от 20.04.2020 N 23656/16/25037-ИП; об обязании вынести постановление о приостановлении сводного исполнительного производства N 23656/16/25037-ИП; о приостановлении сводного исполнительного производства N 23656/16/25037-ИП до вынесения судебного акта по настоящему делу.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Акционерное общество "Центр судоремонта "Дальзавод" (далее - АО "Дальзавод"), общество с ограниченной ответственностью "Строительный Альянс Управление Механизации N 1".
Решением суда от 02.07.2020, оставленным без изменения постановлением пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, АО "НСРЗ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, судами неправильно применены нормы материального права при разрешении дела.
В представленном отзыве АО "Дальзавод" просило оставить судебные акты без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального права и соблюдение процессуальных норм, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами из материалов дела установлено, что 08.09.2016 на основании исполнительного листа серии ФС N 004339826, выданного Арбитражным судом Приморского края 10.03.2016 по делу N А51-35892/2014, содержащего требования о взыскании с АО "НСРЗ" в пользу АО "Дальзавод" денежных средств, возбуждено исполнительное производство N 23656/16/25037-ИП.
09.01.2017 постановлением руководителя УФССП по ПК исполнительные производства, возбужденные в отношении должника, объединены в сводное исполнительное производство N 23656/16/25037-ИП, местом ведения которого определен МООИП УФССП России по ПК.
14.04.2020 АО "НСРЗ" обратилось к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении сводного исполнительного производства N 23656/16/25037-ИП в связи с введением постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 моратория на возбуждение дел о банкротстве в отношении организаций, включенных в перечень системообразующих организаций.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по ПК от 20.04.2020 в удовлетворении заявления общества отказано.
Полагая отказ судебного пристава-исполнителя незаконным, нарушающим права и законные интересы должника, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для совершения судебным приставом-исполнителем запрошенных должником действий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Случаи, при которых исполнительное производство подлежит приостановлению, указаны в статье 40 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 3 указанной статьи на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
Между тем, сведения о том, что в отношении АО "НСРЗ" поданы заявления о признании его несостоятельным (банкротом), что влечет приостановление возбуждения дела о банкротстве, заявителем не представлены.
Также не представлено сведений о том, что АО "НСРЗ" находится в какой-либо процедуре банкротства, что влечет, согласно вышеуказанной правовой норме, приостановление исполнительного производства.
Кроме того, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении следующих должников: организации и индивидуальные предприниматели, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (подпункт "а"), а также в отношении организаций, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями и порядком, определенными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики (подпункт "б").
Однако заявителем не представлено доказательств отнесения его к указанным категориям должников.
Ссылки заявителя на то, что он включен в перечень системообразующих предприятий письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и правомерно отклонены судом апелляционной инстанции как не имеющие правового значения, поскольку АО "НСРЗ" не находится в стадии банкротства, либо предупреждения банкротства, в отношении него не подано соответствующее заявление, сведения о нем в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что наличие у лица специального статуса системообразующей организации является самостоятельным основанием для распространения на него введенного Правительством РФ моратория основаны на неверном толковании норм права.
Так, часть 1 статьи 1 Закона о банкротстве устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. В части 2 статьи 1 вышеуказанного закона определено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Следовательно, действие Закона о банкротстве, в том числе, в части применения статьи 9.1 может распространяться только на юридических лиц, признанных банкротами, или находящихся на стадиях предупреждения банкротства.
Что касается доводов заявителя о том, что введение моратория является препятствием для подачи соответствующих заявлений в суд, а также включении сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве они не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не опровергают выводов судов сделанных на основе правильного толкования и применения правовых норм.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов, не содержат фактов, которые опровергали бы выводы судов, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.07.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу N А51-7121/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что наличие у лица специального статуса системообразующей организации является самостоятельным основанием для распространения на него введенного Правительством РФ моратория основаны на неверном толковании норм права.
Так, часть 1 статьи 1 Закона о банкротстве устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. В части 2 статьи 1 вышеуказанного закона определено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Следовательно, действие Закона о банкротстве, в том числе, в части применения статьи 9.1 может распространяться только на юридических лиц, признанных банкротами, или находящихся на стадиях предупреждения банкротства."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 ноября 2020 г. N Ф03-4042/20 по делу N А51-7121/2020