г. Хабаровск |
|
24 ноября 2020 г. |
А24-2285/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор": Ушакова И.А., представитель по доверенности от 01.06.2020 г. N 5;
от Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение: представитель не явился;
от государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор"
на решение от 08.07.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020
по делу N А24-2285/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор" (ОГРН 1164101057625, ИНН 4101177523, адрес: 683002, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вольского, 32, поз. 29)
к Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ОГРН 1154101004683, ИНН 4101172701, адрес: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 12)
третье лицо: государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" (ОГРН 1064101065005, ИНН 4101111674, адрес: 683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Высотная, 32А)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор" (далее - ООО УК "Вектор") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - административный орган, контрольное управление) от 24.04.2020 N 358-ЛК об устранении нарушений законодательства.
Определением суда от 19.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" (далее - ГУП "Спецтранс", региональный оператор).
Решением суда от 08.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "Вектор", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушение им норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных по делу требований. Податель жалобы утверждает, что он не несет бремя содержания контейнерной площадки, поскольку указанная контейнерная площадка расположена на земельном участке, не входящем в состав общего имущества многоквартирного дома N 57 по пр. Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском.
Отзывы на жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Контрольное управление, ГУП "Спецтранс", извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Вектор" на основании договора управления многоквартирным домом (далее - МКД) от 17.10.2019 N 13-ДУ-19 является управляющей организацией для многоквартирного дома N 57, расположенного на пр. Циолковского, г. Петропавловск-Камчатский.
С целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, указанных в обращении от 21.04.2020 N 12-03-00/3223/20, относительно управления спорным МКД, на основании приказа от 21.04.2020 N 358-ЛК контрольным управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности.
По результатам проверки 24.04.2020 составлен акт N 358-ЛК, которым установлено, что ближайшая контейнерная площадка расположена вдоль дороги со стороны торца МКД. При этом данная контейнерная площадка принадлежит ГУП "Спецтранс" на праве хозяйственного ведения. Документы, подтверждающие организацию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для жителей спорного МКД N 57 отсутствуют, данные о контейнерной площадке, предназначенной для спорного МКД, в реестре мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, отсутствуют.
Предписанием от 24.04.2020 N 358-ЛК управляющей компании указано на необходимость в 7-дневный срок со дня получения предписания устранить выявленные нарушения требований статей 161, 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) путем организации и обеспечения содержания места (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок по спорному адресу.
Общество, не согласившись с вышеуказанным предписанием, утверждая, что спорная контейнерная площадка не относится к общему имуществу МКД, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении требования отказал, сославшись на наличие у ООО УК "Вектор" обязанности выполнить работы по организации и обеспечению содержания места (площадки) накопления ТКО для обслуживания МКД по пр. Циолковского, 57.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа, исходя из следующего.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ осуществление муниципального жилищного контроля относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1.2 Административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.06.2017 N 1420 (далее - Административный регламент N 1420), органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, является Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
При проведении мероприятий муниципального жилищного контроля муниципальные жилищные инспекторы вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 1.11.4 Административного регламента N 1420).
Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм, суды верно указали на наличие у контрольного управления отдельных государственных полномочий по проведению проверки соблюдения управляющей организацией требований жилищного законодательства в части соблюдения обязательных лицензионных требований и выдаче по ее результатам предписаний.
Как подтверждено судами по материалам дела, основанием для вынесения предписания послужил выявленный в ходе проверки факт нарушения жилищного законодательства по непринятию мер к организации места (площадок) накопления ТКО по спорному адресу МКД.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, управляющая организация обязана соблюдать требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и исполнять обязанности по договору управления многоквартирным домом, предусмотренные частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 вышеуказанной статьи установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии определена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пунктом 10 которых установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества).
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1)).
Правилами N 170, в свою очередь, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170, нарушение которого вменено ООО УК "Вектор", организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно пункту 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
Пунктом 6.3 вышеуказанных СанПиН предусмотрена обязанность учреждений по эксплуатации зданий, жилищных отделов предприятий и учреждений, управляющих домами, по оборудованию площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники.
Из системного толкования упомянутых норм права следует, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, поскольку общество на основании договора управления МКД от 17.10.2019 N 13-ДУ-19 является управляющей организацией, ответственной за содержание общего имущества многоквартирного дома N 57, расположенного по пр. Циолковского в г. Петропавловск-Камчатском, оно, безусловно, обязано принимать меры по соблюдению действующего законодательства, то есть надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов; отказ от выполнения данных работ со стороны управляющей организации обоснованно признан судами несоответствующим законодательству.
Материалами дела подтверждается, судами установлено и заявителем кассационной жалобы не опровергнуто, что по спорному адресу МКД контейнерная площадка для накопления ТКО не организована, сведения об организации контейнерной площадки для обслуживания спорного МКД в договоре управления МКД не указаны, в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории Петропавловск-Камчатского городского округа отсутствует.
Довод заявителя жалобы о том, что в непосредственной близости с торца МКД находится контейнерная площадка, принадлежащая ГУП "Спецтранс", являлся предметом исследования судов и правомерно отклонен, поскольку данные факты не влияют на наличие обязанности управляющей компании по организации мест накопления ТКО в целях надлежащего содержания общего имущества спорного МКД.
Кроме этого в силу пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Обязанность по организации и обеспечению содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится, в силу договора с собственниками помещений МКД, к полномочиям управляющей компании, а не регионального оператора.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о несении бремени создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления в связи с отсутствием сформированных границ земельного участка спорного МКД правомерно отклонено судом апелляционной инстанции как не имеющее правового значения и не освобождающее от совершения требуемых предписанием контрольного управления действий.
Заявитель кассационной жалобы, утверждая об отсутствии в составе общего имущества МКД контейнерной площадки, не учел следующее.
Действительно, как определено пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Материалами дела подтверждается, что государственный кадастровый учет земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания спорного многоквартирного дома, находящего под управлением заявителя, отсутствует.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Таким образом, отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, находящего под управлением ООО УК "Вектор", не освобождает последнего от исполнения обязательных требований пункта 3.7.1 Правил N 170, пункта 26(1) Минимального перечня N 290 в целях надлежащего содержания общего имущества спорного МКД.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии общества с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
В этой связи, исходя из доказанности фактов отсутствия организации и обеспечения обществом содержания места (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на момент проверки, судебная коллегия поддерживает выводы судов о законности оспариваемого предписания контрольного управления от 24.04.2020 N 358-ЛК.
Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А24-2285/2020 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 ноября 2020 г. N Ф03-4794/20 по делу N А24-2285/2020