г. Хабаровск |
|
27 января 2021 г. |
А51-2886/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.
при участии:
от Министерства труда и социальной политики Приморского края: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Фаузель О.Э., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 18-42/4;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 17.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020
по делу N А51-2886/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Министерства труда и социальной политики Приморского края (ОГРН 1122540012418, ИНН 2536258904, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 13)
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, ИНН 2536052276, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 69)
о признании недействительным и отмене представления
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социальной политики Приморского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю, казначейство) о признании недействительным и отмене представления от 29.11.2019 N 20-22-31/20- 12399.
Решением суда от 17.08.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020, заявленные министерством требования удовлетворены, оспариваемый ненормативный акт казначейства признан недействительным как несоответствующий Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, УФК по Приморскому краю обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителем в судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления министерства.
В обоснование доводов казначейство ссылается на нарушение судами обеих инстанций норм материального права и считает, что ни статьей 23.2 Закона о ветеранах, ни Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, субъектам Российской Федерации не предоставлено право определять размер помещения, приобретаемого гражданами за счет средств единовременной денежной выплаты, изменяя тем самым норму предоставления жилья. Полагает, что в случае, если учетная норма, действующая на территории Приморского края, превышает 36 квадратных метров (кв.м.), применяются положения статьи 9 Закона Приморского края от 26.06.2006 N 389-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края" (далее - Закон Приморского края N 389-КЗ). Настаивает, что статья 23.2 Закона о ветеранах устанавливает норматив предоставления общей жилой площади, но не для расчета субсидии в 36 кв.м., а также регулирует не только бюджетные отношения участников бюджетного процесса, но и предусматривает положения, регулирующие порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края, пунктом 5 Постановления Администрации Приморского края от 20.08.2019 N 547-па (в редакции от 02.10.2019) "О формировании органов исполнительной власти Приморского края", Постановления Администрации Приморского края от 10.09.2019 N 652-па "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной политики Приморского края" Департамент труда и социального развития Приморского края с 01.01.2020 переименован в Министерство труда и социальной политики Приморского края.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, УФК по Приморскому краю на основании приказа от 19.09.2019 N 391о/д в отношении Департамента труда и социального развития Приморского края (далее - департамент, с 01.01.2020 - министерство) проведена внеплановая выездная проверка по вопросу предоставления и использования субвенций из федерального бюджета на реализацию мероприятий Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах, по результатам которой оформлен акт выездной проверки от 16.10.2019.
Проверкой выявлено бюджетное правонарушение, в связи с чем в адрес министерства направлено представление от 29.11.2019 N 20-22-31/20-12399, согласно которому в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 3 пункта 1 статьи 18, подпункта 4 пункта 1 статьи 21, статьи 23.2 Закона о ветеранах имели место случаи обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны площадью, менее установленной (36 кв. м), при этом средства федерального бюджета израсходованы в полном объеме исходя из нормы 36 кв.м и среднерыночной стоимости одного квадратного метра в Приморском крае 56 134,00 руб., в результате неправомерно израсходованы средства субвенции в общей сумме 6 792 214, 00 руб.
УФК по Приморскому краю на основании статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса, пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, потребовало принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения в срок до 24.02.2020, о результатах исполнения представления проинформировать УФК по Приморскому краю до 02.03.2020.
Министерство, полагая, что представление не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проверяя на соответствие закону представление УФК по Приморскому краю, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 28, 34, 38 Бюджетного кодекса, статей 49, 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 3 пункта 1 статьи 18, подпункта 4 пункта 1 статьи 21, статьи 23.2 Закона о ветеранах, статей 7, 9 (1) Закона Приморского края N 389-КЗ, пункта 1.3 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность утвержденного постановлением администрации Приморского края от 22.09.2010 N 319-па (далее - Порядок N 319-п).
Проанализировав вышеупомянутые нормы права, суды пришли к выводу, что 36 кв.м. - это норма общей площади жилого помещения для определения размера, причитающихся соответствующим категориям граждан выплат, являющаяся неотъемлемой частью установленной формулы расчета и механизма предоставления такой субвенции; подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах регулирует исключительно бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов и определяет лишь объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Между тем, федеральным законодательством нормы предоставления и учетные нормы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий не определены.
Учетные нормы и нормы предоставления в субъектах Российской Федерации, как правило, не дифференцируются в зависимости от категории граждан и составляют менее нормы площади жилья, используемой для расчета субвенций.
Пунктом 1 статьи 9 Закона Приморского края N 389-КЗ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, приобретаемого за счет средств социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании Приморского края, на территории которого приобретается жилое помещение.
В соответствии с пунктом 24 Порядка N 319-па жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Не допускается строительство или приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, установив, что размер субвенции, подлежащий к выплате гражданам, определен министерством в одинаковом размере для всех обратившихся с соответствующим заявлением в сумме 6 792 214 руб. из расчета (36 кв.м. * 56 134 руб. среднерыночной стоимости 1 кв.м. в Приморском крае, действовавшей в спорный период), данные граждане приобрели в собственность жилые помещения, отвечающие всем нормам и требованиям действующего законодательства, общая площадь которых составляет не менее установленного в Приморском крае размера учетной нормы жилого помещения, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу, что размер предоставленных Департаменту субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в период, охваченный проверкой, заявителем не превышен, нецелевого использования субвенций из федерального бюджета не установлено, принципы адресности и эффективности соблюдены; жалоб граждан-получателей социальной выплаты на нарушение прав от них не поступало.
Утверждение казначейства о том, что с помощью социальной выплаты должно быть профинансировано приобретение гражданами жилых помещений площадью 36 кв.м., что для этой цели должны быть привлечены дополнительные источники финансирования, не основано на законе. Жилищный кодекс не регулирует вопросы предоставления гражданам выплат взамен обеспечения жилыми помещениями. Приведенное в нем понятие "норма предоставления" касается вопросов предоставления жилого помещения в натуре по договору социального найма или на ином имущественном праве.
С учетом фактических обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о незаконности представления казначейства, обоснованно признали оспариваемый ненормативный акт недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов; несогласие с судебными актами, соответствующими имеющимся в деле доказательствам, не может являться основанием для их отмены. Нарушение норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 по делу N А51-2886/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав вышеупомянутые нормы права, суды пришли к выводу, что 36 кв.м. - это норма общей площади жилого помещения для определения размера, причитающихся соответствующим категориям граждан выплат, являющаяся неотъемлемой частью установленной формулы расчета и механизма предоставления такой субвенции; подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах регулирует исключительно бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов и определяет лишь объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
...
Утверждение казначейства о том, что с помощью социальной выплаты должно быть профинансировано приобретение гражданами жилых помещений площадью 36 кв.м., что для этой цели должны быть привлечены дополнительные источники финансирования, не основано на законе. Жилищный кодекс не регулирует вопросы предоставления гражданам выплат взамен обеспечения жилыми помещениями. Приведенное в нем понятие "норма предоставления" касается вопросов предоставления жилого помещения в натуре по договору социального найма или на ином имущественном праве."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 января 2021 г. N Ф03-5716/20 по делу N А51-2886/2020