г. Хабаровск |
|
12 марта 2021 г. |
А73-4327/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Захаренко Е.Н.
судей Лесненко С.Ю., Яшкиной Е.К.
при участии:
от истца: Георгиева Ф.Ю. по доверенности от 10.01.2020 N 27/20,
от ответчика: Меркурьевой А.А. по доверенности от 01.01.2021 N ЖКС 1-21,
от третьего лица: Золотухиной М.Л. по доверенности от 02.12.2020 N 207/4/350д,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 21.10.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020
по делу N А73-4327/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 1 470 651 руб. 60 коп.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" (ОГРН 1032700314723, ИНН 2721103870; адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Истомина, д. 7, далее - ООО "Инженерный центр", общество) с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, дом 2Б, далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение) о взыскании долга за установку узла учета тепловой энергии в размере 1 470 651 руб. 60 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением суда от 21.10.2020 (судья Дюкова С.И.), оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 (судьи Дроздова В.Г., Жолондзь Ж.В., Усенко Ж.А.), иск удовлетворен.
В кассационной жалобе учреждение просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы, не оспаривая факт содержания объектов, расположенных в г. Бикин Восточный городок N N 4, 7 в/ч 46102, указал, что в период установки спорного прибора учета тепловой энергии, котельная (инв. N 351, расположенная в г. Бикин, военный городок N 7), собственником которой является Минобороны России, не была принята ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, а находилась во владении и пользовании истца, в связи с чем обязанность по возмещению стоимости работ, связанных с установкой узла учета, должен нести собственник имущества - Минобороны России.
В судебном заседании представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал, против чего возражали представители истца и третьего лица, настаивая на оставлении в силе обжалуемых судебных актов.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 N 1168 за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на праве оперативного управления закреплена котельная, расположенная по адресу Хабаровский край, г. Бикин, военный городок N 7, инв. N по г/п 351. По акту приема-передачи от 30.04.2020 указанная котельная передана ответчику.
26.11.2018 между ООО "Инженерный центр" (теплоснабжающая организация) и учреждением (абонент/потребитель) заключен контракт теплоснабжения объектов Минобороны России N ИЦ-4, по условиям которого теплоснабжающая организация (поставщик) обязуется поставить абоненту (потребителю) через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а абонент (потребитель) обязуется принять и оплатить фактически потребленную тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребленной тепловой энергии, обеспечивая безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Согласно пункту 7.1 контракта учет поставляемой тепловой энергии производится на основании показаний приборов учета тепловой энергии, установленных на границе раздела балансовой принадлежности, если контрактом не определена иная точка учета в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (приказ Минстроя России от 17.02.2014 N 99/пр).
Учреждение самостоятельно установку приборов учета тепловой энергии не произвело, обратилось в адрес общества с просьбой оборудовать узлом учета тепловой энергии коммунальный объект Минобороны России, расположенный по адресу: г. Бикин Восточный городок N 4, N 7 в/ч 46102, с последующим возмещением затрат (письма от 05.04.2019 N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1417, от 25.04.2019 N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1684, от 29.04.2019 N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1842)
ООО "Инженерный центр" разработана проектная документация для выполнения работ по установке прибора учета тепловой энергии в котельной г. Бикин, с письмом от 22.05.2019 N 57/19 направлена в адрес учреждения на согласование, оставленным последним без ответа.
В последующем истцом смонтирован узел учета тепловой энергии на объекте потребителя - внутри котельной инв. N 351, расположенной в г. Бикин, военный городок N 7, и введен в коммерческую эксплуатацию по акту от 27.11.2019.
Письмом от 31.12.2019 N 161/19 ООО "Инженерный центр" направило в адрес учреждения документы для оплаты установленного узла учета тепловой энергии в сумме 1 470 651 руб. 60 коп., а также документацию на оборудование.
Отсутствие оплаты со стороны учреждения, в том числе и после направления претензии от 19.02.2020 N 32/20, послужило основанием для обращения истцу с рассматриваемым иском в суд.
На основании пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) возникает у лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего).
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 2 Закона N 190-ФЗ определено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период с помощью приборов учета тепловой энергии или расчетным путем.
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, потребляемые, энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проверив расчет истца (стоимость произведенных затрат) и признав его верным, установив, что учреждение, в оперативное управление которому передана котельная, не исполнила установленную Законом N 261-ФЗ обязанность по установке прибора учета, в связи с чем названная обязанность была исполнена самим обществом, суды, руководствуясь приведенными нормоположениями, пришли к единому выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения, подлежащего возврату истцу.
При таких обстоятельствах, суды удовлетворили документально подтвержденные требование истца о взыскании стоимости затрат на установку узла учета в заявленном размере 1 470 651 руб. 60 коп.
Оснований не согласится с такими выводами судов, суд округа не находит.
Факт поступления спорного имущества в фактическое владение ответчика (акт приема-передачи от 30.04.2019) обусловлен прекращением правоотношений по аренде спорной котельной в связи с отказом ООО "Инженерный центр" от договора аренды федерального имущества от 30.07.2007 N 0413 и в данном случае не имеет правового значения при установленном судами факте закрепления спорной котельной за учреждением на праве оперативного управления на основании распоряжения собственника с подписанием соответствующего акта (часть 1 статьи 299 ГК РФ).
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
С учетом приведенного правового обоснования, суд округа отклоняет довод учреждения о том, что лицо не является надлежащим ответчиком по делу.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, в том числе относительно лица обязанного по оплате стоимости выполненных работ по монтированию узла учета, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
С учетом вышеизложенного, решение и апелляционное постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.10.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу N А73-4327/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт поступления спорного имущества в фактическое владение ответчика (акт приема-передачи от 30.04.2019) обусловлен прекращением правоотношений по аренде спорной котельной в связи с отказом ООО "Инженерный центр" от договора аренды федерального имущества от 30.07.2007 N 0413 и в данном случае не имеет правового значения при установленном судами факте закрепления спорной котельной за учреждением на праве оперативного управления на основании распоряжения собственника с подписанием соответствующего акта (часть 1 статьи 299 ГК РФ).
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
...
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2021 г. N Ф03-648/21 по делу N А73-4327/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1151/2021
12.03.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-648/2021
23.12.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6197/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4327/20