Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 13
к Методике
Извлечения из нормативно-правовых актов
13.1. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (от 19.12.91 N 2060-1 в редакции законов РФ от 21.02.92 N 2397-1 и 02.06.93 N 5076-1)
Статья 86. Обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Статья 87. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением
1. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
2. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.
3. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.
4. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.
13.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30.11.94 N 51-ФЗ, ч.1; от 26.01.96 N 14-ФЗ, ч.2)
Статья 15. Возмещение убытков
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
13.3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации" (от 23.12.93 N 1362 в редакции Постановления Правительства РФ от 12.03.96 N 271)
Приложение
к постановлению Правительства РФ
от 23 декабря 1993 г. N 1362
Положениео порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации
III. Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих госземконтроль.
10. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, должностные лица Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и их органов на местах, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право:
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц.
13.4 Постановление Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды природного воздействия" (от 28.08.92 N 632 в редакции постановления Правительства РФ от 27.12.94 N 1428)
Приложение
к постановлению Правительства РФ
от 28 декабря 1992 г. N 632
Порядок
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды природного воздействия
10. Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.
13.5. Постановление Правительства Москвы от 30.12.97 N 936 "О градостроительном регламенте реорганизации производственной зоны N 23 "Серп и Молот"
3.9. Отделу Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды, Москомприроде совместно с Москомземом разработать в первом полугодии 1998 г. методику оценки ущерба от деградации, загрязнения, захламления городских земель.
13.6. Постановление Правительства Москвы от 03.12.91 N 221 "О введении в городе Москве начал экономических методов регулирования природопользования" (в редакции распоряжения Мэра Москвы от 22.06.93 N 387-РМ).
3. Установить, что за нарушение природоохранного и иного законодательства СССР и РСФСР в части охраны природы и рационального природопользования, экологических и санитарно - гигиенических норм, стандартов, правил, невыполнение решений и предписаний органов государственного управления и контроля в части предоставленных им действующим законодательством прав и полномочий в области охраны природы и природопользования для виновных юридических и физических лиц, включая иностранных и лиц без гражданства, вводятся экономические санкции в возмещение экологического ущерба.
Приложение N 9
к постановлению Правительства Москвы
от 3 декабря 1991 г. N 221
9.1. Платежи за загрязнение окружающей среды и в погашение экономических санкций вносятся предприятиями из источников, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами Минфина СССР и Минфина РСФСР.
9.3. В бухгалтерском учете плательщика платежи, вносимые в Московский городской фонд охраны природы, отражаются в порядке, установленном нормативными актами Минфина СССР и ЦСУ СССР, Минфина РСФСР и КГС РСФСР. Настоящим порядком уточняется, что платежи, вносимые предприятиями за выбросы и сбросы загрязняющих веществ сверх предельно допустимых согласованных величин (ПДВ и ПДЛ), и платежи по экономическим санкциям в возмещение ущерба, наносимого окружающей среде, относятся на хозрасчетный доход (убытки), остающийся в распоряжении предприятия.
13.7. Распоряжение мэра Москвы и Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству "О внесении изменений и дополнений в положение о Московском земельном комитете и усилении мер по государственному контролю за использованием и охраной земель в г.Москве" (от 07.10.96 N 371/1-РМ-1-30/1967)
Приложение N 2
к распоряжению Мэра Москвы и Госкомзема
от 7 октября 1996 г. N 371/1-РМ-1-30/1967
Положениео порядке осуществления Московским земельным комитетом государственного контроля за использованием и охраной земель в г. Москве
4.1. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии с компетенцией имеют право:
Государственный инспектор г.Москвы по использованию и охране земель, его заместители:
4.1.5. Обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд в качестве истца по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, взыскании (в принудительном порядке) штрафов с физических и должностных лиц.
12.6. Наложение штрафа не освобождает правонарушителя от устранения допущенных им нарушений и возмещения причиненного городу Москве ущерба.
13.8. Положение о Государственном комитете по охране окружающей среды г.Москвы (утв. распоряжением Мэра Москвы от 16.03.98 N 232-РМ "Об утверждении положения о Москомприроде"
7. Должностные лица Москомприроды при исполнении служебных обязанностей имеют право:
7.11. Взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее.
7.12. Предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде в результате нарушения природоохранного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.