г. Хабаровск |
|
26 марта 2021 г. |
А24-1920/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Лесненко С.Ю., Серги Д.Г.
при участии:
от истца: Колесниковой К.Г. по доверенности от 01.01.2021 N 3387/33,
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 19.10.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020
по делу N А24-1920/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью УК "Восточное"
о взыскании 162 689 руб. 58 коп.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН - 1024101024078; далее - ПАО "Камчатскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью УК "Восточное" (ОГРН - 1144177001055; далее - ООО УК "Восточное", ответчик) о взыскании задолженности по оплате горячей воды, поставленной в целях содержания общего имущества многоквартирных жилых домов в феврале 2020 года, в размере 162 689 руб. 58 коп.
Решением от 19.10.2020 (судья Жалудь И.Ю.), оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 (судьи Горбачева С.Н., Аппакова Т.А., Номоконова Е.Н.), исковые требования удовлетворены частично, с ООО УК "Восточное" в пользу ПАО "Камчатскэнерго" взыскано 17 191 руб. долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Камчатскэнерго" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить и принять новое постановление об удовлетворении исковых требований в заявленном размере.
Заявитель оспаривает вывод судов об отсутствии в многоквартирных жилых домах по ул. Виталия Бонивура, 2, 6, 7, 8, 11, по ул. Николая Коляды, 7, ул. Зеленой, 2А, 5Б, 21 и ул. Молодежной, 1, 24 пос. Пионерский Елизовского района Камчатского края централизованной системы горячего водоснабжения. Приводит доводы о том, что на территории Камчатского края снабжение конечных потребителей таким коммунальных ресурсом как горячая вода осуществляется, в том числе, по иной технической схеме с учетом конструктивных особенностей многоквартирных жилых домов (МКД) - путем отбора сетевой воды (теплоносителя) для нужд горячего водоснабжения из открытой системы теплоснабжения. Акты обследования от 08.06.2020 N 10/08-06-2020, 5/08-06-2020, 9/08-06-2020, 8/08-06-2020, 6/08-06-2020, 1/08-06-2020, 2/08-06-2020, 7/08-06-2020, 3/08-06-2020, 4/08-06-2020 принятые судами обеих инстанций, не подтверждают утрату возможности отбора населением теплоносителя из тепловой сети.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) посредством систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края, представитель истца поддержал доводы жалобы.
ООО УК "Восточное" представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение заключенного между ПАО "Камчатскэнерго" (теплоснабжающей организацией) и ООО УК "Восточное" (потребителем) договором теплоснабжения от 13.09.2018 N 202, ПАО "Камчатскэнерго" осуществляло теплоснабжение многоквартирных домов, находившихся под управлением ООО УК "Восточное".
В рамках данного договора истец в спорный период осуществлял поставку коммунальных ресурсов на нужды содержания общего имущества находящихся в управлении ответчика многоквартирных жилых домов в пос. Пионерском Елизовского района Камчатского края, а именно:
- по ул. Виталия Бонивура, 2, 6, 7, 8, 11,
- по ул. Николая Коляды, 5, 7,
- по ул. Молодежная 1, 21, 24,
- по ул. Зеленой 2а, 5б, 7.
Расчет размера платы за коммунальные ресурсы произведен как по показаниям приборов учета, так и по нормативу в отношении тех домов, которые не оборудованы средствами измерения.
На оплату поставленного в исковой период коммунального ресурса истец выставил ответчику счета-фактуры на сумму 162 689 руб. 58 коп., которая ответчиком не оплачена.
В претензии от 20.03.2020 N 25/1662-15 ПАО "Камчатскэнерго" требовало погасить образовавшуюся задолженность.
В претензионном порядке требования оставлены без удовлетворения, что явилось основанием обращения ПАО "Камчатскэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части начислений по многоквартирному жилому дому по ул. Виталия Бонивура, 7, суды исходили из того, что ответчик признал иск в части требований по указанному объекту (на заявленную сумму 17 191 руб.). Отказывая во взыскании долга за поставку ГВС на СОИ по адресам: ул. Виталия Бонивура, 2, 6, 8, 11, по ул. Николая Коляды, 5, 7, ул. Зеленой, 2А, 5Б, 21 и ул. Молодежной, 1, 21, 24, исходили из осуществления горячего водоснабжения потребителей путем водозабора теплоносителя из тепловой сети (в основном через радиаторы отопления), что свидетельствует об отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения.
Вывод судов соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В связи с поставкой ресурса в многоквартирные жилые дома правоотношения сторон подпадают под регулирование Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг (пункт 2 Правил N 354).
Возможность взимания платы за потребленный коммунальный ресурс на содержание общего имущества поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома.
Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления (из радиаторов отопления) не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода" при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе рассмотрения спора на основании проведенных актов обследования судами установлено, что многоквартирные жилые дома по адресам: ул. Виталия Бонивура, 2, 6, 8, 11, по ул. Николая Коляды, 5, 7, ул. Зеленой, 2А, 5Б, 21 и ул. Молодежной, 1, 21, 24 в пос. Пионерском Елизовского района Камчатского края не имеют внутридомовых инженерных систем для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (находятся в нерабочем состоянии с момента приемки многоквартирных домов в эксплуатацию), отбор горячей воды производится жильцами из радиаторов центрального отопления в жилых помещениях, централизованный водозабор теплоносителя из сети не осуществляется.
Установив отсутствие в указанных домах централизованной системы горячего водоснабжения, суды пришли к правильному выводу об отсутствии на стороне ответчика обязанности производить оплату коммунального ресурса, отказав во взыскании 145 498 руб. 58 коп. задолженности по оплате коммунальной услуги по ГВС, приходящейся на содержание общедомового имущества.
Доводы кассатора, аналогичные приведенным в апелляционной жалобе (о наличии отбора ресурса из централизованной открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения)), не подтверждают потребления коммунальной услуги - ГВС, поскольку фактический отбор населением теплоносителя из системы отопления непосредственно в жилых помещениях (из радиаторов) не подпадает под понятие санкционированного горячего водоснабжения с позиции норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил N 354 и N 491 и исключает возможность признания такой коммунальной услуги оказанной и подлежащей оплате.
Данный вывод соответствует выводу Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Определении от 17.02.2021 N 303-ЭС20-23542.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы, изучения материалов дела, суд округа считает, что суды нижестоящих инстанций верно установили имеющие существенное значение для правильного разрешения по существу настоящего спора фактические обстоятельства, в полном объеме исследовали приведенные сторонами спора доводы и возражения, а изложенные в них выводы соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основываются на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, а лишь указывают на несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых они установлены.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу N А24-1920/2020 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
...
Доводы кассатора, аналогичные приведенным в апелляционной жалобе (о наличии отбора ресурса из централизованной открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения)), не подтверждают потребления коммунальной услуги - ГВС, поскольку фактический отбор населением теплоносителя из системы отопления непосредственно в жилых помещениях (из радиаторов) не подпадает под понятие санкционированного горячего водоснабжения с позиции норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил N 354 и N 491 и исключает возможность признания такой коммунальной услуги оказанной и подлежащей оплате.
Данный вывод соответствует выводу Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Определении от 17.02.2021 N 303-ЭС20-23542."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 марта 2021 г. N Ф03-929/21 по делу N А24-1920/2020