г. Хабаровск |
|
15 апреля 2021 г. |
А51-11852/2020 |
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Н.В. Меркуловой
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "ДВ СтройТех"
на решение от 08.10.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020
по делу N А51-11852/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "ДВ СтройТех" (ОГРН 1162536061038, ИНН 2543093354, адрес: 690074, Приморский край, г. Владивосток, ул. Снеговая, д. 18А)
к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1122543024262, ИНН 2540188030, адрес: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "ДВ-СтройТех" (далее - общество, ООО "СЗ "ДВ СтройТех") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - административный орган, Инспекция РСН и КДС Приморского края) об административном правонарушении от 17.07.2020 N 05-110/2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020, обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушение норм процессуального права, ООО "СЗ "ДВ СтройТех" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым административному органу в удовлетворении заявления отказать.
Общество, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), считает неверным вывод судов о соблюдении административным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Анализируя положения Федеральный закон N 214-ФЗ и Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 N 319 (далее - Правила N 319, постановление Правительства РФ N 319), относительно установленных данными актами сроков размещения информации, приводит доводы о том, что при конкуренции норм применению подлежал нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Инспекция РСН и КДС Приморского края в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу общества без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на нее.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что Прокуратурой Советского района по поручению Прокуратуры Приморского края от 12.05.2020 N 7/3-14-2020 проведен мониторинг единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по результатам которого установлено, что застройщиком ООО "СЗ "ДВ СтройТех" на основании разрешения на строительство от 19.06.2019 N RU25304000-72/2019 осуществляется строительство дома N 3 объекта "Жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения в районе ул. Лесная в г. Владивостоке. 3 этап. Корректировка".
В ходе анализа информационной системы жилищного строительства установлено, что:
в нарушение требований пункта 7 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ застройщиком бухгалтерская отчетность за 1 квартал 2020 года не размещена;
в нарушение подпункта "к" пункта 9 Правил N 319 застройщиком аудиторское заключение за 4 квартал 2019 года не размещено;
в нарушение пункта 11 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ документы, содержащие информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1 квартал 2020 года, в информационной системе жилищного строительства не размещены.
Усмотрев в бездействии ООО "СЗ "ДВ СтройТех" признаки административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, заместитель прокурора Советского района г. Владивостока возбудил дело об административном правонарушении, о чем 02.06.2020 в присутствии генерального директора ООО СЗ "ДВ-СтройТех" вынес постановление.
Материалы административного дела направлены прокуратурой в инспекцию РСН и КДС Приморского края по подведомственности для разрешения вопроса о привлечении к административной ответственности.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении при участии законного представителя ООО "СЗ "ДВ СтройТех" постановлением от 17.07.2020 N 05-110/2020 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере 50 000 руб.
Частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 2, 3.1, 4, 23, 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ, постановления Правительства РФ N 319, установив, что в нарушение указанных выше норм обществом не размещена (не раскрыта) информация при осуществлении строительства дома N 3 объекта "Жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения в районе ул. Лесная в г. Владивостоке. 3 этап. Корректировка", арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества всех элементов состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.
Не установил суд нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
Проверяя соблюдение административным органом срока давности привлечения ООО "СЗ "ДВ СтройТех" к административной ответственности, суд счел, что выявленные нарушения, составляющие объективную сторону вмененного правонарушения, не являются длящимися, поэтому применению подлежит двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности. Принимая во внимание, что постановление о привлечении к административной ответственности от 17.07.2020 за неразмещение в информационной системе жилищного строительства в установленный срок бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2020 года (срок размещения 30.04.2020) и аудиторского заключения за 4 квартал 2019 года (срок размещения 30.04.2020) вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности за данные нарушения, суд сделал вывод о незаконности привлечения общества к административной ответственности в этой части. В тоже время, учитывая, что постановлением Правительства РФ N 319 срок размещения документов, содержащих информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1 квартал 2020 года, в информационной системе жилищного строительства установлен до 18.05.2020, признал срок давности привлечения к административной ответственности по данному нарушению не нарушенным, соответственно, привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев в порядке главы 34 АПК РФ жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, осуществив проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции в обжалуемой части, признал правильным вывод суда первой инстанции о соблюдении административным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение срока размещения документов, содержащих информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1 квартал 2020 года. Административный орган решение суда первой инстанции по иным основаниям, в том числе по основанию пропуска срока давности привлечения к административной ответственности за другие совершенные нарушения, не обжаловал. Какие-либо возражения относительно проверки судом апелляционной инстанции законности и обоснованности решения суда первой инстанции в обжалуемой части не заявил.
Суд округа, исходя из пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.20018 N 310-АД18-236, проверил законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой обществом части.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как указано в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные статьей 4.5 КоАП РФ; учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 1 статьи 211 АПК РФ).
В рассматриваемом случае, оценив материалы дела, суды установили, что на момент вынесения инспекцией 17.07.2020 постановления N 05-110/2020 за неразмещение в установленный срок документов, содержащих информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1 квартал 2020 года, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, поскольку данную обязанность общество должно было исполнить в срок до 12.05.2020.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной данным Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Федерального закона.
В силу части 3 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ информация, содержащаяся в системе, подлежит размещению на сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информация, содержащаяся в системе, является открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ установлен перечень, подлежащей размещению в системе информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства.
В соответствии с подпунктом 11 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика.
Пунктом 3.2 части 3 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что сведения, указанные в пункте 11 части 2 данной статьи, подлежат размещению застройщиком в указанной системе на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1 квартал 2020 года, должен быть размещен в информационной системе жилищного строительства не позднее 30.04.2020.
Следовательно, исходя из срока представления информации о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1 квартал 2020 года, установленного Федеральным законом N 214-ФЗ, вмененное обществу нарушение считается совершенным (оконченным) 30.04.2020, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ истек 30.06.2020, тогда как постановление Инспекцией РСН и КДС Приморского края N 05-110/2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, вынесено 17.07.2020, то есть за пределами срока давности.
Делая вывод об обратном, суды руководствовались подпунктом "н" пункта 9 постановления Правительства РФ N 319, предусматривающим иной, нежели установленный Федеральным законом N 214-ФЗ, срок представления застройщиком справок о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости - не позднее истечения 30 рабочих дней после окончания каждого квартала.
Выявив противоречие в нормативных правовых актах относительно определения срока исполнения застройщиком обязанности по раскрытию информации о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, суды не учли, что в силу части 2 статьи 13 АПК РФ подлежал применению нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу - Федеральный закона N 214-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судами допущено неправильное применение норм материального и процессуального права.
Статьей 287 АПК РФ определены полномочия суда кассационной инстанции, согласно пункту 2 части 1 которой по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить обжалуемые судебные акты полностью или в части, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако при принятии судебных актов судами допущено нарушение норм материального права, суд кассационной инстанции, учитывая, что дополнительного исследования фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела не требуется, полагает возможным на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ обжалуемые решение и постановление отменить, и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ государственная пошлина в сумме 3 000 руб., уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.10.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А51-11852/2020 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 17.07.2020 N 05-110/2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "ДВ-СтройТех" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере в размере 50 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "ДВ СтройТех" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., как ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 25.01.2021 N 79.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1 квартал 2020 года, должен быть размещен в информационной системе жилищного строительства не позднее 30.04.2020.
Следовательно, исходя из срока представления информации о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика за 1 квартал 2020 года, установленного Федеральным законом N 214-ФЗ, вмененное обществу нарушение считается совершенным (оконченным) 30.04.2020, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ истек 30.06.2020, тогда как постановление Инспекцией РСН и КДС Приморского края N 05-110/2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, вынесено 17.07.2020, то есть за пределами срока давности.
Делая вывод об обратном, суды руководствовались подпунктом "н" пункта 9 постановления Правительства РФ N 319, предусматривающим иной, нежели установленный Федеральным законом N 214-ФЗ, срок представления застройщиком справок о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости - не позднее истечения 30 рабочих дней после окончания каждого квартала.
Выявив противоречие в нормативных правовых актах относительно определения срока исполнения застройщиком обязанности по раскрытию информации о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, суды не учли, что в силу части 2 статьи 13 АПК РФ подлежал применению нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу - Федеральный закона N 214-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 апреля 2021 г. N Ф03-925/21 по делу N А51-11852/2020