г. Хабаровск |
|
27 апреля 2021 г. |
А37-1936/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.,
при участии:
от мэрии города Магадана: Кречетов А.А., представитель по доверенности от 19.10.2020 N 46;
от отдела по охране объектов культурного наследия правительства Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Магадана
на решение от 23.10.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021
по делу N А37-1936/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению мэрии города Магадана
к отделу по охране объектов культурного наследия правительства Магаданской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Мэрия города Магадана (ОГРН 1024900966133, ИНН 4909001626, адрес: 685000, Магаданская область, г. Магадан, пл. Горького, 1, далее - Мэрия) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания отдела по охране объектов культурного наследия правительства Магаданской области (685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Горького, 6, далее - Отдел) от 18.05.2020 N 1.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 23.10.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Мэрия обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указывает, что объекты недвижимости в местах захоронений геолога А.Х. Алискерова, профессора А.К. Болдырева принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Город Магадан", переданы в пользование муниципальному учреждению с учетом требований, закрепленных положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), что опровергает выводы судов о возможности считать объекты бесхозяйными. Со ссылкой на заключение кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Землемер" от 06.07.2020, считает, что кадастровый учет указанных объектов осуществлен быть не может, а государственная регистрация прав на объекты не представляется возможной. Полагает, что указанные объекты (плиты с надгробными надписями) воздвигнуты на местах захоронения в 90-ые годы XX века и не могут отвечать характеристикам, закрепленным Законом N 73-ФЗ, в части представления особой ценности с точки зрения истории и науки, историческую ценность представляют именно места захоронения, а не плиты как объекты.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Мэрии поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Отдел, извещенный в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.12.2016 N 69258-р объект культурного наследия регионального значения "Памятник на могиле профессора А.К. Болдырева, погибшего во время служебной поездки в п. Ола", 1946 г., местонахождение: Магаданская область, г. Магадан, кладбище в районе ул. Полярной и Марчеканского шоссе, могила N 56, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 491610664500005.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.12.2016 N 70051-р объект культурного наследия регионального значения "Надгробный памятник геологу А.Х. Алискерову", 1958 г., местонахождение: Магаданская область, г. Магадан, кладбище в районе ул. Полярной и Марчеканского шоссе, могила N 237, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 491610664540005.
Отделом в рамках осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, на основании ежегодного плана проверок в соответствии с приказом от 24.04.2020 проведена плановая выездная проверка в отношении Мэрии.
По результатам проверки 18.05.2020 составлен акт, в котором отражено, что объекты культурного регионального наследия "Надгробный памятник геологу А.Х. Алискерову", "Памятник на могиле профессора А.К. Болдырева, погибшего во время служебной поездки в п.Ола" не поставлены на кадастровый учет, их собственник не установлен, что является нарушением пункта 1 статьи 33, пункта 1 статьи 47.2, пунктов 11, 12 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ.
Отделом 18.05.2020 вынесено предписание N 1 об устранении выявленного нарушения, Мэрии предписано принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Надгробный памятник геологу А.Х. Алискерову", "Памятник на могиле профессора А.К. Болдырева, погибшего во время служебной поездки в п. Ола" и в последующем определить собственников данных объектов.
Полагая, что предписание является недействительным, Мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Закон N 73-ФЗ, направленный на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными указанным Федеральным законом (пункт 2 статьи 10 Закона N 73-ФЗ).
Постановлением правительства Магаданской области от 26.04.2019 N 295-пп "Об утверждении положений о структурных подразделениях правительства Магаданской области", Отдел является региональным органом охраны объектов культурного наследия, осуществляющим меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Магаданской области.
Государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется не только в форме проверок юридических лиц, но и в других формах, к которым относятся мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятию мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельность по систематическому наблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пункт 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ).
На основании пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что право собственности на спорные объекты культурного наследия не зарегистрировано, а земельные участки под объектами культурного наследия с кадастровыми номерами 49:09:030111:151 и 49:09:030111:152 переданы муниципальным образованием "Город Магадан" в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению г. Магадана "Ритуал", суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое предписание отвечает требованиям реальной исполнимости, возлагает на Мэрию предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления его деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом округа, поскольку не опровергают выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу норм статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Несогласие Мэрии с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.10.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А37-1936/2020 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пункт 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ).
На основании пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2021 г. N Ф03-1795/21 по делу N А37-1936/2020