г. Хабаровск |
|
15 июня 2021 г. |
А51-12380/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.
при участии:
от акционерного общества "Авиалифт Владивосток": представитель не явился;
от Новороссийской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиалифт Владивосток"
на решение от 22.12.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021
по делу N А51-12380/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Авиалифт Владивосток" (ОГРН 1022500537212, ИНН 2502018358, адрес: 692756, Приморский край, г. Артем, микрорайон Орбита, 4)
к Новороссийской таможне (ОГРН 1032309080264, ИНН 2315060310, адрес: 353915, Краснодарский край, г. Новороссийск, Мысхакское шоссе, 61)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиалифт Владивосток" (далее - АО "Авиалифт Владивосток", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 16.07.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10317000-188/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 22.12.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, полагая, что судами существенно нарушены нормы материального права, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что никаких разрешительных документов на вывоз спорного товара не требуется. Приводит доводы о том, что согласно размещенному в сети Интернет (www.fstec.ru и www.customs.ru) идентификационному заключению от 30.01.2019 N 0292-19/7701350013 (утвержденному Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) к товаром, классифицируемым по коду ТН ВЭД 8411 22 и сертифицированным для применения в гражданской авиации, при их перемещении за пределы Российской Федерации не применяются запреты и ограничения, установленные законодательством в области экспортного контроля; вывозимый АО "Авиалифт Владивосток" двигатель, классифицированный по коду 8411 22 200 8 ТН ВЭД, сертифицированный для гражданского применения, разрешен к перемещению без экспортного контроля. Ссылается на идентификационное заключение N 0162-20/7825056737 ЗАО "Центр проектов развития промышленности". По мнению общества, им приняты все возможные меры для проверки наличия запретов и необходимости получения специального разрешения ФСТЭК России на вывоз спорного двигателя.
Отзыв на кассационную жалобу таможней не представлен.
Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.09.2019 между обществом и компанией "ARTIC GROUP LP" заключен внешнеэкономический контракт N ASP/AV/AG/09_19, по условиям которого продавец обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить авиационно-техническое имущество в соответствии с приложениями к настоящему контракту.
03.12.2019 в целях помещения под таможенную процедуру "экспорт" товара, находящегося в контейнере N CARU9991634, с использованием электронной формы декларирования таможенным представителем, действовавшим от имени и по поручению декларанта на основании договора от 10.10.2017 N 17-10/85, подана декларация на товары N 10309200/031219/0019604 (далее - ДТ N 19604).
Под товаром N 1 в указанной декларации заявлены следующие сведения - двигатель турбовинтовой, передающий мощность на вал редуктора, мощностью 1765 КВт, для гражданского вертолета тип КА-32С, регистрационный N RA-31581, бывший в эксплуатации: двигатель турбовальный ТВЗ-117ВМ, год выпуска 1991, тип двигателя турбовинтовой, упаковка и комплектация согласно руководству по технической эксплуатации, двигатель законсервирован в п/э пленку и переложен 12 мешочками с селикогелем, части находятся в отдельных деревянных ящичках, 1 шт., серийные номера: 7087882100156, производитель АО "Мотор СИЧ", товарный знак: отсутствует, модель: ТВЗ-117ВМ, в количестве 1 грузовое место, весом брутто 585 000 кг, весом нетто 300 000 кг, код ТН ВЭД 8411 22 200 8, заявленная статистическая стоимость 10 000 долл. США.
Получателем товара по данным графы 8 ДТ и представленной международной товарно-транспортной накладной является компания "ALANAR-GRUP SRL", Республика Молдова.
В качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных законодательством запретов и ограничений в отношении декларируемого товара, в графе 44 ДТ под кодом вида документа 01163 заявлены сведения о заключении ФСВТС России от 10.10.2019 N 13191022636. Сведения о других документах в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений в графе 44 ДТ не указаны.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий таможней получены документы, касающиеся внешнеэкономической деятельности, общества, а именно копии формуляров (паспортов) на двигатели.
Согласно сведениям, содержащимся в формуляре на двигатель турбовальный "ТВЗ-117ВМ серия 0 N 7087882100156", данный двигатель в период с 10.04.1995 по неустановленное время эксплуатировался на вертолете МИ-8МТВ N 95607 войсковой части МО РФ N 13014.
Наряду с этим таможенным органом получены пояснения ФСТЭК России, изложенные в письме от 24.12.2019 N 240/56/3770, в соответствии с которыми турбовинтовые двигатели "ТВЗ-117ВК", "ТВ3-117ВМ" не подпадают под действие контрольных списков, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, и для их вывоза за пределы Российской Федерации получение лицензии ФСТЭК России не требуется.
Одновременно указано, что, учитывая их техническое предназначение и возможную область применения (комплектование и ремонт авиационной техники), внешнеэкономические сделки по их вывозу за рубеж, сопряженные с рисками использования в военных целях, либо приобретения в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, необходимо осуществлять в порядке, установленном статьей 20 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон об экспортном контроле).
Также ФСТЭК России сообщено, что общество не обращалось к ней и какие-либо разрешительные документы на вывоз за рубеж вышеуказанной продукции не выдавались.
В ходе проведения контрольных мероприятий на запрос таможенного органа войсковая часть Министерства обороны Российской Федерации письмом от 20.01.2020 пояснила, что являющиеся предметом экспортного контроля двигатели на учете в войсковой части не состоят, однако возможно их использование на военной технике Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно письмам АО "ОДК-Климов" от 13.01.2020 N К-761/250/40-20, от 27.05.2020 N К761/250/1013-20 двигатель ТВЗ-117ВМ является двигателем "двойного назначения" и может эксплуатироваться как в государственной авиации (военный заказчик), так и в гражданской авиации.
Оценив данные обстоятельства и полученные разъяснения, таможенный орган посчитал, что обществу при помещении под таможенную процедуру "экспорт" товара "турбовинтовый двигатель ТВЗ-117ВМ для вертолетов" код ТН ВЭД 8411 22 200 8 требовалось разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товаром.
Между тем при таможенном оформлении спорного товара обществом сведения о соблюдении установленных запретов и ограничений не были указаны в декларации и не представлен документ, подтверждающий соответствие данного товара обязательным требованиям в рамках Евразийского экономического союза.
05.03.2020 по факту несоблюдения декларантом при таможенном декларировании товара N 1 по ДТ N 19604 установленных запретов и ограничений таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении N 10317000-188/2020.
ФСТЭК России представило дополнительное письмо от 08.04.2020 N 240/56/1020, согласно которому в марте 2020 года к ней поступило 2 обращения общества на поставку в Республику Молдова авиационных двигателей по договору на поставку авиационно-технического имущества от 20.09.2019.
В соответствии с полученной ФСТЭК России информацией (до российских организаций, получивших в установленном порядке специальное разрешение на проведение идентификационной экспертизы товаров и технологий, не доводилась) риски использования импортером закупаемых авиадвигателей в незаявленных целях оцениваются, как высокие.
Согласно письмам АО "Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова" от 13.05.2020 N 8984 и от 15.07.2020 N 16948 двигатели ТВЗ-117ВМ являются комплектующими двойного назначения и применяются в составе военных вертолетов Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-31 и гражданских вертолетов Ка-32.
В ходе проведения административного расследования таможня на основании изучения полученной информации, документов и сведений пришла к выводу о том, что вывозимый обществом товар имеет высокие риски реэкспорта в третьи страны, что может причинить ущерб государственным интересам Российской Федерации, в связи с чем на спорную продукцию распространяется разрешительный порядок вывоза с территории Евразийского экономического союза.
05.06.2020 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10317000-188/2020.
По результатам рассмотрения материалов административного дела таможней вынесено постановление от 16.07.2020 по делу об административном правонарушении N 10317000-188/2020, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО "Авиалифт Владивосток" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1 статьи 7 ТК ЕАЭС).
Условиями помещения товаров под таможенную процедуру экспорта являются: уплата вывозных таможенных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; соблюдение иных условий, предусмотренных международными договорами в рамках Союза, двусторонними международными договорами между государствами-членами и международными договорами государств-членов с третьей стороной (статья 140 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 1 Закона об экспортном контроле экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов; контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (пункт 2 статьи 20 Закона об экспортном контроле).
Порядок и правила получения разрешения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517 "О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности".
Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности (пункт 1 статьи 24 Закона об экспортном контроле).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что спорный товар (двигатель турбовинтовой), имеет двойное назначение и может использоваться как в государственной авиации, так и в гражданской авиации, а общество в нарушение пункта 2 статьи 20 Закона об экспортном контроле не представило разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций, то есть не выполнило требования по соблюдению запретов и ограничений, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) АО "Авиалифт Владивосток" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Проверяя по правилам статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании спорного товара, объективных причин, препятствовавших соблюдению требований таможенного законодательства, не выявлено.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к мотивированному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, установленного статьей 16.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Административный штраф назначен обществу в минимальном размере санкции статьи 16.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ судебными инстанциями обоснованно не установлено.
Ссылка общества на идентификационное заключение N 0162-20/7825056737 ЗАО "Центр проектов развития промышленности", подтверждающее по его мнению, отсутствие обязанности по получению разрешения на осуществление внешнеэкономической операции со спорным товаром, судом округа признается несостоятельной, поскольку такая обязанность устанавливается нормативными правовыми актами, приведенными выше.
Доводы общества о том, что согласно идентификационному заключению от 30.01.2019 N 0292-19/7701350013, утвержденному ФСТЭК России, к товаром, классифицируемым по коду ТН ВЭД 8411 22 и сертифицированным для применения в гражданской авиации, при их перемещении за пределы Российской Федерации не применяются запреты и ограничения, установленные законодательством в области экспортного контроля, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, который, учитывая технические (качественные) характеристики вывозимого товара и установленную возможности его применения в продукции военного назначения, правомерно отклонил их.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии общества с оценкой, данной фактическим обстоятельствам.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 по делу N А51-12380/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что спорный товар (двигатель турбовинтовой), имеет двойное назначение и может использоваться как в государственной авиации, так и в гражданской авиации, а общество в нарушение пункта 2 статьи 20 Закона об экспортном контроле не представило разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций, то есть не выполнило требования по соблюдению запретов и ограничений, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) АО "Авиалифт Владивосток" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Проверяя по правилам статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании спорного товара, объективных причин, препятствовавших соблюдению требований таможенного законодательства, не выявлено.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к мотивированному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, установленного статьей 16.3 КоАП РФ.
...
Административный штраф назначен обществу в минимальном размере санкции статьи 16.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ судебными инстанциями обоснованно не установлено."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июня 2021 г. N Ф03-2900/21 по делу N А51-12380/2020