г. Хабаровск |
|
22 июля 2021 г. |
А73-4379/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Падина Э.Э.
Судей: Захаренко Е.Н., Лесненко С.Ю.
при участии
от истца: Власова Н.А., представитель по доверенности от 26.03.2020 N 26;
от ответчиков: Минобороны России - Гержан В.А., представитель по доверенности от 02.12.2020 N 207/4/349д; ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - Меркурьева А.А., представитель по доверенности от 01.01.2021 N ЖКС1-21;
от третьего лица: Власенко М.В., представитель по доверенности от 06.07.2021 N 51;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 15.02.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021
по делу N А73-4379/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Тепловые сети"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации
третье лицо: федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г.Хабаровска "Тепловые сети" (ОГРН 1022701126799, ИНН 2702040135, адрес: 680011, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Советская, 20; далее - МУП г.Хабаровска "Тепловые сети", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, адрес: 105066, г.Москва, ул.Спартаковская, 2Б; адрес филиала: 680032, Хабаровский край, г.Хабаровск, проспект 60 лет Октября, 42; далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение), к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, адрес: 119019, г.Москва, ул.Знаменка, 19; далее - Минобороны России) с иском о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение в жилых помещениях, расположенных по адресам: г.Хабаровск, пер.Отрадный, 12, 15, 19; ДОС-2 (ул.Мельничная, 2); пер.Кедровый, 8а; пер.Мельничный, 29д (общежитие "Ласточка") за период с 01.01.2019 по 30.04.2019, с 01.10.2019 по 31.10.2019; ул.Мате Залки, 58 (общежитие "Сокол") за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в размере 4 120 261 руб. 58 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, адрес: 680011, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Ханкайская, 27; далее - ФГКУ "ДВ ТУИО" Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.02.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021, исковые требования МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" удовлетворены частично: с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу истца взыскано 4 120 261 руб. 58 коп. задолженности. В удовлетворении иска к Минобороны России отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит указанные решение и апелляционное постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска за счет учреждения в части взыскания задолженности за незаселенные жилые помещения за период январь - апрель 2019 года и в части взыскания задолженности за незаселенные жилые помещения за период с 01.10.2019 по 31.10.2019.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что задолженность за незаселенные жилые помещения в спорный период должна быть взыскана с Минобороны России как с собственника имущества, не вносящего плату за коммунальные услуги управляющей организации. Считает также, что необоснованно взыскана задолженность за октябрь 2019 года, поскольку истец напрямую выставил счета жильцам в указанном месяце и указывает на переход нанимателей жилого фонда на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Помимо изложенного ссылается на необоснованное возложение на ответчика бремени оплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Минобороны России и третье лицо в отзывах на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонили, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, тогда как представители иных участвующих в деле лиц, изложенные в ней доводы отклонили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены либо изменения.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, жилые помещения, расположенные на территории военных городков N N 3,44 в многоквартирных домах по адресам: Хабаровский край, г. Хабаровск (Хабаровск-41), пер.Отрадный, 12, 15, 19; ДОС-2 (ул.Мельничная, 2); пер.Кедровый, 8а; пер.Мельничный, 29д (общ. Ласточка); ул.Мате Залки, 58 (общ. Сокол) являются объектами федеральной собственности.
26.09.2017 между заказчиком - Минобороны России и управляющей организацией - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N 3-УЖФ/ВВО-1 (далее - договор), целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества жилищного фонда, закрепленного за вооруженными силами Российской Федерации, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде (пункт 1.3 договора). Перечень многоквартирных жилых домов (перечень жилищного фонда) содержится в Приложении N 1 к договору, в числе которых значатся спорные дома.
Пунктом 10.1 сделки определено, что договор вступает в силу с 01.10.2017 и действует до 01.10.2022.
25.08.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
05.09.2019 между МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" (далее - теплоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - абонент) заключен договор теплоснабжения N 016 (с учетом протокола разногласий от 05.09.2019), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется осуществить теплоснабжение абонента для потребления тепловой энергии и теплоносителя на жилых объектах Минобороны России в течение срока действия договора, а абонент обязуется принять и оплатить теплоснабжение, в соответствии с условиями настоящего договора и приложениями к нему (пункт 1.1 договора).
Порядок расчетов за тепловую энергию определен разделом 4 договора, пунктом 4.3 которого установлено, что абонент оплачивает фактическое количество получаемого ресурса, расчет стоимости которого регулируется утвержденными тарифами уполномоченными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (ред. от 27.02.2017) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", законодательством Российской Федерации. При отсутствии общедомовых приборов учета и отсутствия технической возможности установки таких приборов учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, теплоснабжению определяется в соответствии с формулой, предусмотренной Правилами, обязательными при заключении договоров с ресурсоснабжающей организацией, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124. Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета абонента.
Пунктом 6.1 договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на взаимоотношения, возникшие с 01.07.2019 по 30.09.2019. Объемы услуг по спорным жилым домам и общежитиям установлены в Приложении N 1 к договору.
На период с 01.01.2019 по 30.06.2019, и с 01.10.2019 договор теплоснабжения между МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не заключался; счета-фактуры, акты приема-передачи потребленной тепловой энергии и горячей воды, истцом в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, между сторонами сложились фактические договорные отношения.
Так, МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" через присоединенную сеть в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 осуществило поставку на вышеуказанные объекты жилищного фонда Минобороны России, обязанность по управлению которыми осуществляло ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, тепловой энергии и горячей воды на общую сумму 4 120 261 руб. 58 коп., которая сложилась из сумм, начисленных за каждый из объектов в следующих размерах: - пер.Отрадный, 12 за период с 01.01.2019 по 30.04.2019; с 01.10.2019 по 31.10.2019 в сумме 168 624 руб. 41 коп.; - пер.Отрадный, 15 за период с 01.01.2019 по 30.04.2019; с 01.10.2019 по 31.10.2019 в сумме 85 656 руб. 91 коп.; - пер.Отрадный, 19 за период с 01.01.2019 по 30.04.2019; с 01.10.2019 по 31.10.2019 в сумме 97 478 руб. 45 коп.; - ДОС-2 (ул.Мельничная, 2) за период с 01.01.2019 по 30.04.2019; с 01.10.2019 по 31.10.2019 в сумме 1 731 610 руб. 63 коп.; - пер.Мельничный, 29д (общежитие "Ласточка") за период с 01.01.2019 по 30.04.2019; с 01.10.2019 по 31.10.2019 в сумме 736 388 руб. 68 коп.; - ул.Мате Залки, 58 (общежитие "Сокол") за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в сумме 1 219 229 руб. 40 коп.; - пер.Кедровый, 8а за период с 01.01.2019 по 30.04.2019; с 01.10.2019 по 31.10.2019 в сумме 81 273 руб. 10 коп.
В исковой период в указанных многоквартирных домах часть жилых помещений была заселена, часть не заселена, что подтверждается представленными в материалы дела копиями поквартирных карточек, договоров найма жилого помещения, а также не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
26.11.2019 и 21.04.2020 предприятие направило претензии от 22.11.2019, от 20.04.2020 в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Минобороны России с требованием произвести оплату фактически оказанных услуг теплоснабжения указанных объектов за спорный период, которые оставлены ответчиками без удовлетворения.
Неисполнение ответчиками обязательства по уплате основного долга за фактически оказанные услуги по теплоснабжению и горячее водоснабжение явилось основанием для обращения предприятия с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассматривая кассационную жалобу, судебная коллегия исходит из следующего.
Разрешая настоящий спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями 309 - 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и обоснованно исходили из следующего.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Из материалов дела следует, что на период с 01.01.2019 по 30.06.2019, и с 01.10.2019 договор теплоснабжения между МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не заключался.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации данным в пункте 3 Информационного письма от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В пункте 2 Информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что фактическое пользование потребителем услугами (энергоснабжения, связи и т.п.) обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, сложившиеся между сторонами отношения правомерно рассмотрены судами как договорные, регулируемые нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 2, 2.1 статьи 13, статьями 15, 15.1 Закона о теплоснабжении, статьями 539, 544, 548 ГК РФ правоотношения по поставке тепловой энергии и (или) теплоносителя и горячей воды регулируются договорами теплоснабжения и поставки горячей воды, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями. По условиям этих договоров теплоснабжающая организация обязана поставить энергоресурсы в точку поставки (точку присоединения), а потребитель оплатить фактически приобретенные объемы энергоресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 5, пунктом 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правоотношения по вопросу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Управляющая организация, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Согласно статье 163 ЖК РФ, в редакции действующей на момент возникших правоотношений, порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Как установлено судами Минобороны России осуществляет полномочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, тогда как ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России" является управляющей организацией в отношении жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, на основании договора от 26.09.2017 N 3-УЖФ/ВВО-1, заключенного с Минобороны России и в спорный период учреждение не было лишено своего статуса, а договор управления не расторгнут.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", действующей с 03.04.2018) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, в том числе с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, арендаторами, иными пользователями законодательством не предусмотрены.
Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Так, если в первом случае договор заключается с гражданином, нуждающимся в жилом помещении, то во втором случае на период трудовых отношений, прохождения службы, либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации либо выборной должности. Для первого случая изменение оснований и условий, дающих право на получение социального найма по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма социального найма (часть 3 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации), для второго - прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации либо выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма специализированного жилищного фонда (часть 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доказательства принятия уполномоченным органом решений о предоставлении спорных жилых помещений на условиях социального найма ответчиком суду представлено не было. Напротив, в материалы дела представлены сведения о том, что жилые помещения в спорных домах предоставлены во временное пользование в качестве специализированного служебного жилья на строго определенный период - на время исполнения трудовых обязанностей.
На основании статьи 157 ЖК РФ, пункта 63 Правил N 354 потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России наделено статусом управляющей организации в отношении спорных жилых помещений специализированного жилищного фонда, то в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов участвуют управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
Факт поставки истцом в спорный период тепловой энергии и горячей воды на объекты жилищного фонда Минобороны России, обязанность по управлению которыми осуществляло ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России подтвержден материалами дела и учреждением не оспаривается. Кроме того, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возражений в части объема оказанных услуг, количества и качества поставленных ресурсов не заявляло, доказательства полной оплаты задолженности в порядке статьи 65 АПК РФ суду не представило.
Расчет задолженности проверен судами и признан арифметически верным в соответствии с требованиями Правил N 354, а также исходя из жилой площади спорных многоквартирных домов, которая соответствует данным, зафиксированным как в актах приема-передачи многоквартирных домов в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, представленных как стороной истца, так и стороной ответчика, так и в технических паспортах домовладений, представленных стороной ответчика; расчет истца ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России арифметически не оспорен.
При этом, судами правомерно отклонен расчет, представленный ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поскольку при расчете задолженности ответчиком учитывались лишь заселенные жилые помещения, тогда как учреждение, являющееся управляющей организацией в отношении жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации и исполнителем коммунальных услуг обязано оплачивать коммунальные ресурсы независимо от того, были ли жилые помещения заселены либо нет, в этой связи ссылка кассатора в жалобе об обратном подлежит отклонению судом округа как несостоятельная.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы, сделанные судами обеих инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
Доводы учреждения о неправомерном взыскании с ответчика государственной пошлины (со ссылкой на его освобождение от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ) являлись предметом исследования апелляционного суда и обоснованно отклонены, поскольку суд взыскал с ответчика не государственную пошлину, а судебные издержки истца по уплате пошлины, подлежащие взысканию в силу статьи 110 АПК РФ с проигравшей стороны. Освобождение учреждения как проигравшей стороны от возмещения судебных расходов действующим законодательством не предусмотрено.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.02.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 по делу N А73-4379/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Э. Падин |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Так, если в первом случае договор заключается с гражданином, нуждающимся в жилом помещении, то во втором случае на период трудовых отношений, прохождения службы, либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации либо выборной должности. Для первого случая изменение оснований и условий, дающих право на получение социального найма по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма социального найма (часть 3 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации), для второго - прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации либо выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма специализированного жилищного фонда (часть 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
...
На основании статьи 157 ЖК РФ, пункта 63 Правил N 354 потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 июля 2021 г. N Ф03-3436/21 по делу N А73-4379/2020