г. Хабаровск |
|
16 августа 2021 г. |
А04-4191/2020 |
Резолютивная часть постановления от 10 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Падина Э.Э.
Судей: Лесненко С.Ю., Яшкиной Е.К.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Аляска"
на решение 21.01.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021
по делу N А04-4191/2020 Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Полигон"
к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Аляска"
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759, адрес: 675007, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Горького, 300, подъезд 1; далее - ООО "Полигон") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Аляска" (ОГРН 1152801009195, ИНН 2801213011, адрес: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Василенко, 18; далее - ООО "Торговый Дом "Аляска") с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности, возникшей в результате ненадлежащего исполнения обязательств по оплате услуг по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 24.04.2019 N 1833, в размере 70 597 руб. 11 коп., из них: 67 227 руб. 92 коп., задолженность по договору, 3 369 руб. 19 коп. неустойки за период с 14.05.2019 по 05.04.2020 и по договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 24.04.2019 N 1834 в размере 178 611 руб. 16 коп., из них: 170 087 руб. 14 коп. задолженность, 8 524 руб. 02 коп. - неустойка за период с 14.05.2019 по 05.04.2020.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021, иск удовлетворен.
ООО "Торговый Дом "Аляска", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм процессуального и материального права, просит их отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела. Так кассатор считает, что коммерческий учет ТКО необходимо производить расчетным путем исходя из массы (кг/сутки), поскольку такой норматив накопления ТКО установлен постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2016 N 606. Не согласен с выводами судов о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора. Кроме того, считает, что истцом не доказан сам факт оказания услуг на объектах, расположенных в многоквартирных домах (далее - МКД) по адресу: г.Благовещенск, ул.Конная, 24, ул.Калинина, 41, 112, суды необоснованно отклонили доводы о необходимости уменьшения объема ТКО. Обращает внимание суда округа на допущенное судом нарушение норм процессуального права, выразившееся в нерассмотрении заявления ответчика о фальсификации представленных истцом копий договоров, а также на то, что решением Амурского областного суда от 22.03.2021 по делу N 3а-31/2021 подтвержден неверный расчет нормативов и они применяться не должны. Возражает по отзыву ООО "Полигон".
ООО "Полигон" в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ; впоследствии в составе суда произведена замена судьи в порядке статьи 18 указанного Кодекса, после чего судебное разбирательство проведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, по итогам конкурсного отбора на основании Соглашения, заключенного 14.05.2018 с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, ООО "Полигон" осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны "Кластер N 4 (г.Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)" Амурской области на 10-летний период, начиная с 01.01.2019.
По условиям указанного соглашения (пункты 1.3, 1.4) и дополнительного соглашения к нему от 25.12.2018 ООО "Полигон" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 N 527 c 01.04.2019.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
ООО "Полигон" на основании заявки ООО "Торговый Дом "Аляска" направило в его адрес на рассмотрение и подписание публичные оферты - договоры на оказание услуг по обращению с ТКО от 24.04.2019 N N 1833, 1834, по условиям которых региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора, объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также иные дополнительные или специальные условия по соглашению сторон определяются согласно приложению "Информация по предмету договора" (Приложение ИПД), являющемуся неотъемлемой частью договора.
Способ складирования ТКО по договору N 1833: в пакеты или другие емкости дооборудования контейнерной площадки, договору N 1834: в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 3 договора). Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 11.04.2019 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора, оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 527 руб. 63 коп. (без НДС) за 1 куб.м твердых коммунальных отходов в соответствии с Приложением N 1 к проекту договора. Расчет оплаты услуг произведен исходя из нормативов накопления. Под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
К договору N 1833 согласовано Приложение ИПД на объектах ООО "Торговый Дом "Аляска" (продовольственный магазин), расположенных в МКД по адресу: г.Благовещенск, ул.Калинина, 41, общей площадью 50 кв.м, ул.Калинина, 112, общей площадью 50,0 кв.м, размер ежемесячных платежей по вывозу ТКО - 5 642 руб. 48 коп.
К договору N 1834 согласовано Приложение ИПД на объектах (продовольственный магазин), расположенных в МКД по адресу: г.Благовещенск, ул.Зейская, 32, общей площадью 50 кв.м, ул.Амурская, 270, общей площадью 50 кв.м, ул.Василенко, 18, общей площадью 50 кв.м, ул.Игнатьевское шоссе, 12/4, общей площадью 51 кв.м, ул.Конная, 24, общей площадью 52 кв.м, размер ежемесячных платежей по вывозу ТКО - 14 275 руб. 56 коп.
ООО "Торговый Дом "Аляска" направило региональному оператору возражения по пунктам 4, 5 договора, относительно даты начала оказания услуг и применения способа накопления ТКО по договору N 1834: в пакеты.
ООО "Полигон" в период с апреля 2019 года по апрель 2020 года оказало ООО "Торговый Дом "Аляска" услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 1833 от 24.04.2019 на общую сумму 67 227 руб. 92 коп. и по договору N 1834 от 24.04.2019 общую сумму 170 087 руб. 14 коп.
В подтверждение факта оказания услуг по вывозу ТКО ООО "Полигон" представлены график вывоза твердых коммунальных отходов, маршрутные журналы, сведения спутниковой навигационной системы о движении мусоровозов, акты оказанных услуг.
Ввиду наличия неурегулированных разногласий ООО "Полигон" произвело начисление платы за фактически оказанные ответчику услуги по обращению с ТКО за период с апреля 2019 года по апрель 2020 года на условиях типового договора, отсутствия оплаты оказанных услуг и отклонения ответчиком претензии об оплате задолженности в досудебном порядке, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд, с начислением неустойки.
Удовлетворяя иск, суды обеих инстанций руководствовались положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре оказания услуг, общими нормами об обязательствах и ответственности за их нарушение, а также специальным законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и исходили из доказанности факта оказания региональным оператором обществу услуг на спорную сумму, неправомерно оставленную последним без оплаты.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно статей 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами N 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Потребитель в течение 15 рабочих дней направляет региональному оператору заявку о заключении договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений пункта 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
Поскольку договор по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, то считается заключенным на условиях типового договора, а отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктом 8(18) Правил N 1156.
Поскольку из материалов настоящего дела следует, что стороны не пришли к соглашению по определению существенных условий спорных договоров, арбитражные суды пришли к правильному выводу о том, что договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются заключенными между сторонами на условиях типового договора, а, соответственно, при наличии в материалах дела доказательств надлежащего оказания истцом услуг ответчику (графики вывоза мусора, акты оказанных услуг, маршрутные журналы, сведения спутниковой навигационной системы о движении мусоровозов), принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг со стороны торгового дома, а равно предоставления им контррасчета по иску, являются законными и обоснованными требования ООО "Полигон" о взыскании задолженности и неустойки в размере 70 597 руб. 11 коп. (67 227 руб. 92 коп. основной долг и 3 369 руб. 19 коп. неустойка) и 178 611 руб. 16 коп. (170 087 руб. 14 коп. основной долг и 8 524 руб. 02 коп. неустойка) соответственно.
Расчет задолженности проверен судами и был признан арифметически верным со ссылкой на Правила N 505.
Указанными Правилами установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, в том числе, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.
Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505), что в спорном периоде не имело место, суды пришли к обоснованному выводу о том, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов ответчика должен осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления, установленных абзацем 2 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 правомерно отклонив доводы ответчика аналогичные заявленным в кассационной жалобе.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Пунктом 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которой:
Pi = Ki x 1/12Njо x Tотх,
где: Ki - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
Njо - норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На территории Амурской области норматив накопления ТКО был установлен постановлением Правительства Амурской области от 18.10.2018 N 502 "О внесении изменений в постановление правительства Амурской области от 30.12.2016 N 606" (редакция от 22.04.2020) для промтоварных магазинов норматив накопления ТКО - 0,9876 куб.м в год, продовольственных магазинов - 1,2833 куб.м в год.
Тариф на услугу регионального оператора в 2019 году установлен и введен в действие приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 01.03.2019 N 27-пр/у и составляет для иных потребителей, за исключением населения 527,63 руб./куб.м, в 2020 году - приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2019 N 167-пр/у и составляет 428,42 руб./ куб.м.
Доводы кассатора о неоказании истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами аналогичные доводам заявленным в судах первой и апелляционной инстанций суд округа отклоняет в связи со следующим.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Из представленных в материалы дела документов не следует, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки, должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2 и 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзацы 20, 22 пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
От наполнения необходимой валовой выручки регионального оператора (равномерно распределенной тарифным органом на всех собственников ТКО региона) зависит выполнение им производственных и инвестиционных программ, то есть строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. Поэтому неоплата собственником (производителем) ТКО услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Постановления N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Постановления N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Постановления N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Системный анализ приведенных законоположений позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств оплаты оказанных обществом услуг, наличие оснований для возникновения обязанности у ответчика по их оплате в соответствии с утвержденными тарифами и нормативами, суды правомерно удовлетворили иск.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В связи с просрочкой оплаты торговым домом оказанных ООО "Полигон" услуг судами также признано правомерным заявление истцом требования о взыскании с ответчика неустойки.
Довод кассатора о том, что судом первой инстанции не рассмотрено заявление о фальсификации доказательств проверялся апелляционным судом и обоснованно был отклонен.
Суд округа соглашается с апелляционной коллегией, поскольку в суде первой инстанции согласно аудиозаписи судебного заседания (27.10.2020, время записи: 19.53 - 21.14) представитель ответчика на уточняющие вопросы суда пояснил, что подлинность документов не оспаривает, в заявлении имел ввиду не это, просит проверить их достоверность, что также следует и из текста самого заявления, в связи с чем суд правомерно указал, что заявление о фальсификации доказательств представитель ответчика не поддержал, данное обстоятельство также отражено в определении суда от 17.11.2020. Суд обоснованно исходил из того, что указанное заявление, исходя из приведенных в нем мотивов и содержания, не отвечает смыслу статьи 161 АПК РФ и не подлежит рассмотрению в порядке названной статьи. При этом судом учтена правовая позиция, изложенная в абзаце четвертом пункта 2 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 560-О-О, согласно которому закрепление в процессуальном законе правил, регламентирующих рассмотрение заявления о фальсификации доказательства, направлено на исключение оспариваемого доказательства из числа доказательств по делу. Сами эти процессуальные правила представляют собой механизм проверки подлинности формы доказательства, а не его достоверности.
Из содержания кассационной жалобы следует, что решением Амурского областного суда от 22.03.2021 по делу N 3а-31/2021 подтвержден неверный расчет нормативов и они применяться не должны.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце шестом пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке законности судебных актов суд кассационной инстанции вправе основывать свои выводы на обстоятельствах общеизвестных, преюдициально значимых и бесспорных.
Проверяя данный довод кассатора суд округа установил, что решением Амурского областного суда от 22.03.2021 по делу N 3а-31/2021, оставленным без изменения постановлением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18.06.2021, признано со дня вступления решения суда в законную силу противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 N 606 (в ред.постановления Правительства Амурской области от 22.04.2020 N 248) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области" в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов: предприятия торговли: 1. Продовольственный магазин (1 кв.м общей площади); 2. Промтоварный магазин (1 кв.м общей площади). Суды общей юрисдикции по результатам судебного разбирательства пришли к выводу о том, что нормативы приняты с нарушением Правил N 269 - при отсутствии соответствующих замеров отходов, что влечет экономическую необоснованность оспариваемых значений нормативов.
На момент рассмотрения настоящего дела в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций указанный судебный акт Амурского областного суда еще не вступил в законную силу.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление Пленума N 63) в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 4 Постановления Пленума N 63 споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Из пункта 6 Постановления Пленума N 63 следует, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Общеизвестным обстоятельством является принятие Правительством Амурской области заменяющего нормативно-правого акта - Постановления N 521 от 26.07.2021, которым внесены изменения в Постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 N 606 и изложены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в новой редакции.
В приложении к данному постановлению для промтоварных магазинов норматив накопления ТКО составляет - 0,6871 куб.м в год, продовольственных магазинов - 1,0908 куб.м в год.
На основании пункта 4 Постановления Пленума N 63 осуществив самостоятельный расчет задолженности с применением норматива ТКО (1,0908 куб.м в год) и неустойки, окружной суд установил, что задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N 1833 за период с апреля 2019 года по апрель 2020 года (апрель 2019 - 20 дней согласно договора, начало оказания услуг с 11.04.2019) составляет 57 144 руб. 24 коп., неустойка за период с 14.05.2019 по 05.04.2020 составляет 2 863 руб. 84 коп.; задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N 1834 с апреля 2019 года по апрель 2020 года (апрель 2019 - 20 дней согласно договора, начало оказания услуг с 11.04.2019) составляет 144 574 руб. 56 коп., неустойка за период с 14.05.2019 по 05.04.2020 составляет 7 245 руб. 45 коп.
Ответчик при рассмотрении дела в арбитражном суде первой и апелляционной инстанции не заявлял о применении норм статьи 333 ГК РФ.
В силу разъяснений, приведенных в абзаце четвертом пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.
Поскольку обстоятельства дела установлены с должным соблюдением положений материального и процессуального права, а заменяющий нормативно-правой акт принят на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, суд округа считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные акты с принятием нового судебного акта.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А04-4191/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Аляска" (ОГРН 1152801009195, ИНН 2801213011) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759) задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N 1833 за период с апреля 2019 года по апрель 2020 года в размере 57 144 руб. 24 коп., неустойку за период с 14.05.2019 по 05.04.2020 в размере 2 863 руб. 84 коп.; задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N 1834 в размере 144 574 руб. 56 коп., неустойку за период с 14.05.2019 по 05.04.2020 в размере 7 245 руб. 45 коп., судебные расходы по оплате услуг почтовой связи в размере 141 руб. 95 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 786 руб.
В остальной части в иске отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759) из федерального бюджета госпошлину, уплаченную по платежному поручению от 01.06.2020 N 633, в размере 70 руб.
Взыскать с ООО "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Аляска" (ОГРН 1152801009195, ИНН 2801213011) судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб в размере 900 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Э. Падин |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 4 Постановления Пленума N 63 осуществив самостоятельный расчет задолженности с применением норматива ТКО (1,0908 куб.м в год) и неустойки, окружной суд установил, что задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N 1833 за период с апреля 2019 года по апрель 2020 года (апрель 2019 - 20 дней согласно договора, начало оказания услуг с 11.04.2019) составляет 57 144 руб. 24 коп., неустойка за период с 14.05.2019 по 05.04.2020 составляет 2 863 руб. 84 коп.; задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N 1834 с апреля 2019 года по апрель 2020 года (апрель 2019 - 20 дней согласно договора, начало оказания услуг с 11.04.2019) составляет 144 574 руб. 56 коп., неустойка за период с 14.05.2019 по 05.04.2020 составляет 7 245 руб. 45 коп.
Ответчик при рассмотрении дела в арбитражном суде первой и апелляционной инстанции не заявлял о применении норм статьи 333 ГК РФ.
...
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А04-4191/2020 отменить."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2021 г. N Ф03-3647/21 по делу N А04-4191/2020