г. Хабаровск |
|
06 октября 2021 г. |
А51-18706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.М. Луговой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ипон-Логистик": представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю: Чудина Е.Г., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 1008/1/0076;
от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю: Мигай А.А., представитель по доверенности от 01.09.2021 N 05-09/59;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ипон-Логистик"
на решение от 09.04.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021
по делу N А51-18706/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ипон-Логистик"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю; Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
о признании недействительными требования, решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ипон-Логистик" (далее -общество, ООО "Ипон-Логистик") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Владивостока (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока) от 15.07.2020 N 6453 и признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 25.08.2020 N 13-09/34201@.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - управление, УФНС России по Приморскому краю).
В связи с реорганизацией налоговых органов судом первой инстанции по ходатайству инспекции заменено наименование ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 15 по Приморскому краю).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.04.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021, обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ООО "Ипон-Логистик" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа принятые по делу судебные акты отменить.
Общество не согласилось с выводом судов первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемых актов налоговых органов, полагает, что у инспекции отсутствовали правовые основания для выставления требования от 15.07.2020 N 6453. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что при рассмотрении дела суды пришли к противоречащим друг другу выводам; не учли, что инспекцией в отношении общества фактически проводилась налоговая проверка в виде истребования документов, касающихся деятельности самого общества и его работника; не выявили обстоятельств подписания спорного требования, а также необходимости получения персональных данных Хотинского И.О. Обосновывая довод о нарушении и неправильном применении судами норм материального права, заявитель жалобы указывает на неприменение судами статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и неправомерное применение к спорным правоотношениям пункта 2 статьи 93.1 НК РФ. Считает, что представление информации в отношении Хотинского И.О. является нарушением законодательства о персональных данных.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 15 по Приморскому краю заявила о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считает, что у суда округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Возражая против доводов общества, УФНС России по Приморскому краю в представленном отзыве, дополнении к нему просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Считает, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции представители инспекции и управления просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
ООО "Ипон-Логистик", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив доводы кассационной жалобы и отзывов, исследовав материалы дела, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что 15.07.2020 налоговым органом в адрес общества выставлено требование N 6453 о предоставлении документов (информации) со сроком исполнения не позднее 06.08.2020.
Из требования от 15.07.2020 N 6453 следует, что документы (информация) истребованы налоговым органом на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, то есть вне рамок проведения налоговых проверок.
Получив данное требование 23.07.2020 ООО "Ипон-Логистик" представило ответ (извещение о получении от 29.07.2020) без представления запрашиваемых документов, выразив несогласие с истребуемыми налоговым органом документами и информацией. Дополнительно общество проинформировало налоговой орган о направлении соответствующей жалобы в вышестоящий налоговый орган.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Ипон-Логистик" УФНС России по Приморскому краю вынесло решение от 25.08.2020 N 13-09/342201@ об оставлении жалобы без удовлетворения.
Общество, полагая, что требование инспекции от 15.07.2020 N 6453 и решение управления от 25.08.2020 N 13-09/342201@ не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы наделены правом осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В силу пункта 3 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В пункте 5 статьи 93.1 НК РФ установлено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Таким образом, статьей 93.1 НК РФ прямо предусмотрено право налогового органа на истребование у налогоплательщика, его контрагентов или у иных лиц документов о деятельности налогоплательщика, сделках, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Данное право налоговый орган может реализовать как при проведении налоговых проверок, так и вне их рамок.
Материалами дела подтверждается, что налоговым органом у общества требованием от 15.07.2020 N 6453 запрошены документы в отношении работника ООО "Ипон-Логистик" Хотинского И.О., а именно: трудовой договор, заключенный с Хотинским И.О., приказ о назначении (увольнении); а также информация в отношении Хотинского И.О. о занимаемой должности, графике и периоде работы, характеристике, должностных обязанностях, причине увольнения (если на момент получения требования не является сотрудником), контактные данные сотрудника. Оспариваемое требование содержит основание для истребования и срок предоставления со ссылкой на положения статьи 93, пункта 2 статьи 93.1, абзаца 2 пункта 5 статьи 93.1 НК РФ.
Судами установлено, что требование инспекцией выставлено по результатам проведенного налоговым органом анализа движения денежных средств по расчетным счетам общества, в ходе которого выявлено неоднократное перечисление ООО "Ипон-Логистик" денежных средств ООО "АреалНедвижимость" с назначением платежа: "оплата за Хотинского И.О. по договору беспроцентного целевого займа", "взнос по договору участия в долевом строительстве... за Хотинского И.О.", "НДС не облагается". В справке по форме 2-НДФЛ за 2019 год, представленной ООО "Ипон-Логистик" в ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока на Хотинского И.О., отражены доходы с кодом 2000 "вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера)".
Проанализировав материалы дела, суды верно определили, что необходимость в представлении документов обусловлена потребностью получения налоговым органом информации относительно конкретных сделок, поэтому у налогового органа имелись правовые основания для истребования у общества документов (информации), касающихся его работника - Хотинского И.О.
Правильно применив к спорным правоотношениям положения пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, суды обоснованно исходили из того, что налоговые органы вправе запрашивать информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, а налогоплательщик, в свою очередь, не вправе оценивать целесообразность требования налоговым органом у него документов. Перечень документов, которые могут быть запрошены у налогоплательщика, статьей 93.1 НК РФ не определен и устанавливается налоговым органом в конкретном случае. Доказательства злоупотребления инспекцией своими правами при осуществлении мероприятий налогового контроля, в материалы дела не представлено.
Следуя буквальному толкованию названной нормы применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, суды обоснованно признали, что часть 2 статьи 93.1 НК РФ, будучи направленной на то, чтобы не допустить случаи истребования информации от налогоплательщиков и иных лиц во внеслужебных целях, прямо не обязывает инспекцию указывать в требовании конкретные обстоятельства и мероприятия, в связи с которыми ею запрашиваются поименованные в нем сведения.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, правильно применив нормы материального права, руководствуясь правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определениях от 26.10.2017 N 302-КГ17-15714, от 15.09.2017 N 303-КГ17-12370, от 19.09.2018 N 307-КП8-14038, проверив полномочия лица, подписавшего требование, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания недействительными оспариваемые акты налоговых органов.
Ссылка общества на нарушение законодательства о персональных данных несостоятельна, поскольку сам по себе факт наличия у истребуемой информации признаков персональных данных не влечет отказ в их предоставлении уполномоченному органу в порядке, установленном действующим законодательством. Кроме того, любые полученные инспекцией сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа (статья 102 НК РФ).
Вопреки доводам жалобы общества, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суд не содержат противоречивых выводов, основаны на правильном применении норм материального права.
Судебные акты судов первой и апелляционной инстанций надлежаще мотивированы и подробно аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела и доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку по сути направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у окружного суда отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.04.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А51-18706/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следуя буквальному толкованию названной нормы применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, суды обоснованно признали, что часть 2 статьи 93.1 НК РФ, будучи направленной на то, чтобы не допустить случаи истребования информации от налогоплательщиков и иных лиц во внеслужебных целях, прямо не обязывает инспекцию указывать в требовании конкретные обстоятельства и мероприятия, в связи с которыми ею запрашиваются поименованные в нем сведения.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, правильно применив нормы материального права, руководствуясь правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определениях от 26.10.2017 N 302-КГ17-15714, от 15.09.2017 N 303-КГ17-12370, от 19.09.2018 N 307-КП8-14038, проверив полномочия лица, подписавшего требование, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания недействительными оспариваемые акты налоговых органов.
Ссылка общества на нарушение законодательства о персональных данных несостоятельна, поскольку сам по себе факт наличия у истребуемой информации признаков персональных данных не влечет отказ в их предоставлении уполномоченному органу в порядке, установленном действующим законодательством. Кроме того, любые полученные инспекцией сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа (статья 102 НК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 октября 2021 г. N Ф03-5226/21 по делу N А51-18706/2020