г. Хабаровск |
|
12 октября 2021 г. |
А73-13339/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Яшкиной Е.К.
судей Захаренко Е.Н., Падина Э.Э.
при участии:
от истца: Ушаков Д.С. - представитель по доверенности от 09.11.2020
от Министерства ЖКХ ХК: Вербинская Т.П. - представитель по доверенности от 29.01.2021 N 1-07/1119
от УЖКХТЭ администрации г.Комсомольска-на-Амуре: Трубникова И.В. - представитель по доверенности от 21.12.2020 N 1-9/158, Тарасов В.О. - представитель по доверенности
от Министерства финансов ХК: Ткаченко О.А. - представитель по доверенности от 24.09.2021 N 19-12-248
рассмотрев в судебном заседании посредством веб-конференции кассационную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре
на решение от 11.01.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021
по делу N А73-13339/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску муниципального унитарного предприятия "Теплоцентраль"
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
третье лицо: муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре
о взыскании 3 982 122,50 руб.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Теплоцентраль" (ОГРН 1022700520567, ИНН 2703004651, адрес: 681006, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пугачева, д. 84, далее - МУП "Теплоцентраль") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71, далее - Министерство ЖКХ ХК), Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1082703000159, ИНН 2703044140, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, Проспект Мира, д. 22, далее - Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре, Управление) о взыскании за счет средств казны Хабаровского края убытков в размере 4 828 575,84 руб. в виде неполученных доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставленную в октябре 2018 года (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, с учетом уточнений, по ходатайству истца привлечены: Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин ХК), муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация г. Комсомольска-на-Амуре).
Решением суда от 06.11.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020, требования истца удовлетворены, с Хабаровского края в лице Министерства ЖКХ ХК за счет казны Хабаровского края в пользу МУП "Теплоцентраль" взысканы убытки в размере 4 828 575,84 руб., в удовлетворении требований к Управлению ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.06.2020 решение от 06.11.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд решением от 11.01.2021, поддержанным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021, взыскал с Управления ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре убытки в уточненном размере (3 982 122,50 руб.), отказав в удовлетворении требований к Министерству ЖКХ ХК.
Не согласившись с результатами нового рассмотрения дела, Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное постановление отменить, в удовлетворении требований к Управлению отказать. В обоснование жалобы Управление указало на недофинансирование органа местного самоуправления со стороны Министерства ЖКХ ХК, в связи с исключением из расчета затрат истца за период с 01.10.2018 по 13.10.2018 спорной суммы. При этом заявитель указал, что недополученные затраты в размере 3 982 122,50 руб. вошли в начальное сальдо 2019 года авансом за услуги, оказываемые МУП "Теплоцентраль" в 2019 году, сократив доведенные Министерством ЖКХ ХК лимиты на 2019 год.
В судебном заседании, проведенном в формате веб-конференции представители Администрации доводы кассационной жалобы поддержали, против чего, в свою очередь, возражали представители Министерства ЖКХ ХК и Минфина ХК. Представитель МУП "Теплоцентраль" выразил согласие с принятыми судебными актами.
После объявленного в порядке статьи 163 АПК РФ перерыва в судебном заседании представители сторон поддержали ранее обозначенные позиции, ответив на дополнительные вопросы суда.
Проверив законность состоявшихся судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и позиций сторон спора, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами из материалов дела, МУП "Теплоцентраль" эксплуатирует сооружения, необходимые для производства и передачи тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения населения муниципального образования (п. Менделеева, п. Попова, с. Старт, п. Западный, п. М. Хапсоль, п. Хумми, ст. Сортировочная), является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение потребителей тепловой энергией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 31.01.2018 N 4/5 для потребителей предприятия, получающих тепловую энергию, установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе тариф в размере 4 566 руб. /Гкал (без учета НДС) на период 2018-2022 годы. Данный тариф введен в действие с 13.02.2018.
В тоже время постановлением губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 N 116 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2018 год", изданным в порядке реализации Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 222), установлен предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения в размере 2 286,74 руб. /Гкал без учета НДС.
Обеспечив население тепловой энергией в октябре 2018 года, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу, предприятие понесло потери в совокупном размере 11 513 075,61 руб., которые возмещены администрацией г. Комсомольска-на-Амуре частично - в сумме 6 684 499,77 руб.
Претензиями от 14.11.2018, 08.06.2019 Министерство ЖКХ ХК, Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре, Минфин ХК, администрация г. Комсомольска-на-Амуре проинформированы о возникновении убытков и необходимости их покрытия. Органы власти также поставлены в известность о правовых последствиях уклонения от перечисления спорной суммы в виде реализации права на обращение истца за судебной защитой.
Поскольку досудебное урегулирование спора не состоялось, МУП "Теплоцентраль" обратилось с иском в арбитражный суд, предъявив сумму убытков к Министерству ЖКХ Хабаровского края и Управлению ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре.
Удовлетворяя иск, суды обеих инстанций руководствовались положениями Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом N 222, Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Постановление N 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и Правилами предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, а также правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
При этом суды исходили из доказанности факта оказания истцом услуг по теплоснабжению населения в спорный период. Расчет истца, основанный на фактических данных об отапливаемой предприятием площади, нормативе расхода тепловой энергии на отопление в спорный период, величинах тарифов на тепловую энергию, утвержденных для предприятия, а также предельных максимальных тарифах на тепловую энергию для населения, утвержденных постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 31.01.2018 N 4/5, постановлением губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 N 116, признан обоснованным и арифметически верным.
Размер компенсации, подлежащий выделению истцу как ресурсоснабжающей организации за 2018 год, составил 74 185 416,55 руб.
Признавая надлежащим ответчиком Управление, судебные инстанции, дав оценку с позиций статьи 71 АПК РФ представленным в дело доказательствам, в частности акту сверки на 2018 год, составленному Управлением ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре и Министерством ЖКХ по ХК, отчету об использовании субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию поставляемую населению и на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению по муниципальному округу "Город Комсомольск-на-Амуре" за январь - декабрь 2018 года, констатировали факт исполнения субъектом Российской Федерации обязанности по возмещению убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, в связи с доведением до местного бюджета субвенции в размере 75 144 670 руб. (в том числе на возмещение затрат МУП "Теплоцентраль" в сумме 74 206 741,34 руб.).
В тоже время судами не оставлен без внимания тот факт, что несмотря на запланированный к возмещению истцу объем средств в целях компенсации в 2018 году (74 168 538,55 руб.) расчет Управления ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре был скорректирован ввиду исключения из расчета затрат истца за период с 01.10.2018 по 13.10.2018 (расчет субсидии за октябрь 2018 года произведен с 14.10.2018, а не за весь календарный месяц и снижен до 70 168 416,05 руб.).
При этом, как пояснили участники процесса, затраты в размере 3 982 122,50 руб. вошли в начальное сальдо 2019 года авансом за услуги, оказываемые МУП "Теплоцентраль" в 2019 году и были учтены в январе 2019 года. Таким образом, несмотря на получение МУП "Теплоцентраль" от Управления ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре в 2018 году 74 206 741, 34 руб., спорная по настоящему иску сумма фактически не была получена истцом за октябрь 2018 года, а была зачтена в 2019 году.
Выявленная судами совокупность обстоятельств обусловила выводы судов о недополучении предприятием в октябре 2018 года субсидии на возмещение затрат по регулируемым тарифам в размере 3 982 122,50 руб. от органа местного самоуправления и обоснованности исковых требований, подлежащих удовлетворению за счет средств местного бюджета, получившего в 2018 году финансирование из бюджета края в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах судебные акты об удовлетворении требования истца за счет местного бюджета являются обоснованными и принятыми с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Доводы заявителя об обратном, в том числе о недофинансировании со стороны краевого бюджета в 2018 году и неисполнении своих расходных обязательств в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете, в ходе кассационного рассмотрения своего подтверждения не нашли, доказательств обратного материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, решение и апелляционное постановление отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.08.2021, подлежит отмене в силу части 4 статьи 283 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.01.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу N А73-13339/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.08.2021, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.К. Яшкина |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя иск, суды обеих инстанций руководствовались положениями Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом N 222, Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Постановление N 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и Правилами предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, а также правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 октября 2021 г. N Ф03-4508/21 по делу N А73-13339/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4508/2021
25.05.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1159/2021
11.01.2021 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13339/19
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-793/20
28.01.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7584/19
06.11.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13339/19