г. Хабаровск |
|
10 декабря 2021 г. |
А73-5567/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" - Костреюк Д.И., представитель по доверенности от 12.01.2021 N 11; Беленькая О.С., представитель по доверенности от 01.06.2021 N 29;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - Кустов М.О., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 1;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 21.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021
по делу N А73-5567/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (ОГРН 1032700448659, ИНН 2723055492, адрес: 680051, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ворошилова, д. 3 А)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, адрес: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский б-р, д. 43, оф. 600)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского (далее - управление) о признании недействительным предписания от 22.03.2021 N П2021-02-0283.
Решением суда от 21.06.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021, требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление в жалобе его представитель в судебном заседании суда округа настаивают на неверном применении судами норм материального права к спорной ситуации. Считают, что расторжение уполномоченным органом соглашения с региональным оператором по обращению с ТКО, не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее необходимость вновь утвердить размер платы за оказание услуг по вывозу ТКО со сторонней организацией на общем собрании собственников помещений.
Общество в отзыве и его представители в суде округа доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела общество является управляющей организацией многоквартирного дома N 27 по ул. Ворошилова в г. Хабаровске в соответствии с договором управления от 07.08.2008.
В управление поступило обращение гражданина по вопросу включения в квитанцию об оплате коммунальных услуг за январь 2021 года платы за сбор и утилизацию ТКО в размере 4,20 руб./кв.м.
На основании распоряжения от 17.02.2021 N 1039-р управлением проведена внеплановая документарная проверка общества, обстоятельства проведения которой, зафиксированы в акте проверки от 22.03.2021.
Согласно акту на территории Хабаровского края по зоне деятельности N 1 (городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район имени Лазо) в 2020 году был определен региональный оператор по оказанию услуг по обращению с ТКО - ООО "ТСК ФЕСТ", в связи с чем, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с указанным лицом заключено Соглашение от 14.07.2020 об организации деятельности по обращению с ТКО, начиная с 01.12.2020.
Собственники помещений МКД на общем собрании 18.12.2020 приняли решение об установлении тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 33,48 руб. за 1 кв. м без учета вывоза ТКО, что оформлено соответствующим протоколом от 18.12.2020.
25.12.2020 в СМИ было объявлено, что с 01.01.2021 ООО "ТСК "Фест" прекращает свою деятельность в качестве регионального оператора.
20.01.2021 между управляющей организацией и ООО "Полигон" (подрядчик) заключен договор на оказание услуг по вывозу и захоронению ТКО на 2021 год, согласно пункту 2.1.1 которого подрядчик обязан обеспечить своевременный сбор, перегрузку, транспортировку (вывоз) и захоронение с благоустроенной территории ТКО, в соответствии с Приложением N 1 (сводный график вывоза с перечнем домов, находящихся под управлением) по согласованному с заказчиком графику в указанном объеме в год с 01.01.2021.
Согласно пункту 4.2.1 договора подряда и пояснениям управляющей компании тариф на предоставляемые услуги с 01.01.2021 составляет 500 руб. за 1 куб. м, и включает в себя услуги по сбору, перегрузке, транспортировке (выводу) и захоронению. Стоимость услуги определена в размере 4, 22 руб. по формуле: Ц=(Ж*Н*Цц/S)/12, где Ц - (цена услуги за вывоз ТКО для собственников), Ж - количество проживающих в МКД, Н - норматив потребления ТКО (2,15 куб.м установлен постановлением Администрации г. Хабаровска от 26.11.2012 N 4962), Цц - цена в соответствии с договором от 20.01.2021, S - площадь жилых и нежилых помещений, 12 - количество месяцев в году.
01.02.2021 заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому пункт 3.1 договора дополнен, в том числе стоимостью услуг за сбор и вывоз крупногабаритных отходов из расчета за 1 кв.м по жилым помещениям - 0,51 руб.
Управляющая организация выставила собственникам квитанции за январь 2021 с расчетом платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, выделив отдельной строкой плату "сбор и вывоз ТКО" - 4,73 руб./ кв.м.
При таких обстоятельствах управление сочло, что обществом нарушены лицензионные требования, предусмотренные статьями 44 - 48, частями 1, 7 статьи 156, частью 2 статьи 162, пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, что выразилось в неправомерном начислении платы за услугу "вывоз ТКО" и выставлении указанной платы в платежных документах собственникам помещений в МКД за январь 2021.
В связи с чем, по результатам рассмотрения акта и материалов проверки в адрес общества выдано предписание от 22.03.2021 N П2021-02.02-0283, которым предписано устранить выявленные нарушения в срок до 22.04.2021.
Полагая, что предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который прийдя к выводу, что в связи официальным прекращением деятельности регионального оператора января 2021 года у управляющей организации в силу заключенного договора управления от 07.08.2008 и наличия у неё обязанности по надлежащему содержанию имущества и обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан-собственников помещений в МКД, вновь возникла ответственность по оказанию услуг по вывозу ТКО, требования удовлетворил, признав оспариваемый ненормативный акт управления недействительным.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа в рассматриваемом случае соглашается с судами, которые приняли во внимание изменения действующего законодательства, и учли фактические обстоятельства данного дела.
В соответствии с частью 1 статья 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статья 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1); плату за коммунальные услуги (пункт 3).
Частью 4 данной статьи определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 155 ЖК РФ закреплен порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 6.2. этой статьи Кодекса управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7.5. в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статья 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья урегулированы положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ).
В силу положений Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N89-ФЗ.
В пункте 8 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно пункту 8.1. Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, по верному суждению суда первой инстанции, анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть определена в составе коммунальных услуг при наличии совокупности обстоятельств: заключение уполномоченным органом с выбранным для определенной территории единым оператором соответствующего соглашения и утверждение уполномоченным органом единого тарифа на эту услугу.
В рассматриваемом случае судами установлено, и является общеизвестным, что начиная с декабря 2020 года деятельность выбранного ранее уполномоченным органом оператора услуг по вывозу ТКО на территории муниципального образования была официально прекращена с января 2021 года. В этой связи суд пришел к обоснованному выводу о невозможности исчислять и выставлять плату за спорную услугу в предусмотренном порядке.
Вместе с этим, суды приняли во внимание, что частью 1 статьи 161 ЖК РФ закреплено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг
Согласно части 1.2. данной статьи состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме")
В перечень работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1)); организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов (пункт 26(2).
Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (вместе с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами) установлен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, где в пункте 4 раздела II указано, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в частности: организацией оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме.
В связи с изложенным и при установленных обстоятельствах, суд округа поддерживает суждение судов о том, что отсутствие единого оператора по оказанию услуг вывоза ТКО на территории субъекта, не должно было сказаться на обеспечении благоприятных и безопасных условий проживания граждан в МКД, поскольку ответственность за организацию этих условий в соответствии Кодексом, с минимальным перечнем услуг, и порядком их оказания по установленным стандартам несет организация, управляющая МКД, то есть в данном случае управляющая компания.
В связи с чем, и учитывая, что решением общего собрания собственников МКД от 18.12.2020 был утвержден тариф на содержание и ремонт общего имущества в размере 33,48 руб. /кв.м без учета услуги по вывозу ТКО, что прямо указано в данном решении, а отсутствие единого оператора услуг по вывозу ТКО повлекло заключение в целях организации вывоза ТКО договора с иным лицом - ООО "Полигон", являющейся специализированной организацией по согласованным тарифам, расчет которых суду представлен, имеется в материалах дела, то выводы судов о правильных в таком случае действиях управляющей организации по выставлению платы за оказанную фактически услугу, в квитанции за январь
Следовательно, по обоснованному заключению судов, выставление обществом платы за услуги по вывозу ТКО, в настоящем спорном случае, не противоречит действующему законодательству и не может расцениваться как нарушение прав собственников.
В связи с чем, предписание правомерно признано недействительным, требования общества удовлетворены.
При этом, выводы судов о не завышении стоимости услуг, возражения управления по данному вопросу, судом о круга не проверяются, так как правового значения в данном случае не имеют, поскольку, как указывает само управление в кассационной жалобе вопрос о размере тарифа не входил в предмет проверки, оспариваемый ненормативный акт обусловлен выводами о незаконности способа выставления платы, а не её размера.
Ссылки управления на судебную практику, не могут быть приняты во внимание, так как иные дела разрешены при иных фактических обстоятельствах.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения материалами дела при рассмотрении кассационной жалобы в суде округа.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу N А73-5567/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.