г. Хабаровск |
|
14 декабря 2021 г. |
А73-1099/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Яшкиной Е.К.
судей Захаренко Е.Н., Лесненко С.Ю.
при участии:
от истца: Марковой Н.А. по доверенности от 10.09.2021 N 207
от ответчика: Вербинской Т.П. по доверенности от 29.01.2021 N 1-07/1119
от третьего лица: Бахмат Т.А. по доверенности от 05.08.2020 N 19-12-318,
рассмотрев в судебном заседании посредством веб-конференции кассационные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021
по делу N А73-1099/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края
о взыскании 44 324,55 руб.
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, адрес: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71, далее - Министерство ЖКХ ХК) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2021 по 25.03.2021 в размере 44 324,55 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин ХК).
Решением суда от 16.06.2021 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 решение суда отменено, иск удовлетворен в заявленном размере.
Не согласившись с апелляционным постановлением, Министерством ЖКХ ХК и Минфином ХК поданы кассационные жалобы, в которых заявители, указывая на неправильное применение норм материального права, просят его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В своих кассационных жалобах, фактически идентичных по содержанию, заявители приводят доводы о том, что судом апелляционной инстанции не учтен предусмотренный бюджетным законодательством порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (глава 24.1 Бюджетного кодекса РФ), в связи с чем с учетом предъявления к исполнению исполнительного листа по делу N А73-5132/2020 в финансовый орган к исполнению и даты фактического его исполнения, просрочка как основание для взыскания процентов по правилам статьи 395 ГК РФ в данном случае отсутствует.
Помимо указанного, Минфин ХК, ссылаясь на взыскание денежных средств с казны Хабаровского края, указывает на непривлечение к участию в деле в качестве ответчика Хабаровского края, что является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Судебное заседание неоднократно, в том числе в целях обеспечения соблюдения Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г." откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
В судебном заседании представители министерств доводы кассационных жалоб поддержали, против чего возражал представитель истца, принявший участие в деле посредством веб-конференции.
Проверив законность состоявшегося постановления апелляционного суда, с учетом доводов кассационных жалоб, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.09.2020 по делу N А73-5132/2020 с Хабаровского края в лице Министерства ЖКХ ХК в пользу учреждения взыскана компенсация в виде неполученных доходов ресурсоснабжающей организации, оказывающей услуги для определенных потребителей по льготному тарифу, в размере 4 519 123,19 руб.
Исполнительный лист ФС N 034491890 предъявлен к исполнению в Минфин ХК 28.12.2020; 25.03.2021 присужденная компенсация перечислена учреждению.
Полагая, что имеются основания для начисления процентов по правилам статьи 395 ГК РФ истец, не получив ответ на досудебную претензию от 24.11.2020 N 370/У/4/2/4739, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь нормами бюджетного законодательства (глава 24.1 Бюджетного кодекса РФ), исходил из того, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. В рассматриваемом случае, поскольку исполнительный документ исполнен в трехмесячный срок, оснований для взыскания с Министерства ЖКХ ХК процентов на основании статьи 395 ГК РФ суд не установил.
Апелляционный суд, пришел к противоположным выводам, которые поддерживаются поддерживаемым судом кассационной инстанции. При этом судебная коллегия руководствовалась положениями статьей 6, 78, 242.1 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 395 ГК РФ, правовой позицией, изложенной в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, и исходила из того, что статус уполномоченного органа не исключает право учреждения на компенсацию финансовых потерь в случае несвоевременного исполнения денежного обязательства.
Как правильно определено апелляционным судом, порядок и срок исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, не распространяется на отношения, связанные с исполнением уполномоченным органом денежного обязательства, возникшего в связи с возмещением ресурсоснабжающим организациям реальных затрат, вызванных межтарифной разницей. Особенности исполнения таких судебных актов не освобождают должника от обязанности своевременно исполнить обязательство по возврату полученной по расторгнутому договору денежной суммы и не являются основанием для освобождения должника от уплаты процентов, начисляемых в соответствии со статьей 395, которые по общему правилу подлежат взысканию со дня просрочки исполнения обязательства.
Таким образом, констатировав за истцом право на компенсацию финансовых потерь за несвоевременное исполнение публично-правовым образованием обязательства, определив преследуемый истцом материально-правовой интерес при избрании способа защиты, апелляционный суд счел иск подлежащим удовлетворению в заявленном размере (44 324,55 руб.), признав произведенный истцом расчет процентов (с 01.01.2021 - истечения срока по досудебной претензии по дату фактического исполнения решения суда), арифметически и нормативно верным.
Приведенные заявителями в кассационных жалобах доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции в части мотивов и правовых оснований, которыми руководствовался суд, отменяя решение суда первой инстанции, основаны на неверном толковании подлежащим применению к рассматриваемым гражданско-правовым отношениям нормам права и подлежат отклонению судом округа как несостоятельные.
Доводы Минфина ХК о необходимости привлечения к участию в деле Хабаровского края в данном случае не являются основанием для отмены принятого судебного акта, поскольку именно Министерство ЖКХ ХК является непосредственным исполнителем судебных актов по искам о возмещении ресурсоснабжающим организациям выпадающих доходов в виде межтарифной разницы в случае установления факта неисполнения публично-правовым образованием (в данном случае Хабаровским краем) расходного обязательства по предоставлению такой компенсации.
Неправильного применения и толкования норм материального права, на что ссылаются заявители кассационных жалоб, судом не допущено, поэтому соответствующие доводы заявителей подлежат отклонению судом округа как несостоятельные.
С учетом изложенного апелляционное постановление отмене, а кассационные жалобы - удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А73-1099/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.К. Яшкина |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд, пришел к противоположным выводам, которые поддерживаются поддерживаемым судом кассационной инстанции. При этом судебная коллегия руководствовалась положениями статьей 6, 78, 242.1 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 395 ГК РФ, правовой позицией, изложенной в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, и исходила из того, что статус уполномоченного органа не исключает право учреждения на компенсацию финансовых потерь в случае несвоевременного исполнения денежного обязательства.
Как правильно определено апелляционным судом, порядок и срок исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, не распространяется на отношения, связанные с исполнением уполномоченным органом денежного обязательства, возникшего в связи с возмещением ресурсоснабжающим организациям реальных затрат, вызванных межтарифной разницей. Особенности исполнения таких судебных актов не освобождают должника от обязанности своевременно исполнить обязательство по возврату полученной по расторгнутому договору денежной суммы и не являются основанием для освобождения должника от уплаты процентов, начисляемых в соответствии со статьей 395, которые по общему правилу подлежат взысканию со дня просрочки исполнения обязательства."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2021 г. N Ф03-5784/21 по делу N А73-1099/2021